В Беларуси электромобильный бум: официальные продажи дилеров в 2023 году выросли в 10 раз. По некоторым оценкам уже в 2024 году в нашей стране будет 20 тыс. электромобилей, а в 2030 - более 300 тыс. Когда пользоваться электрокарами станет реально удобно? Сколько зарядных станций планируется построить?
Постарались найти ответы на эти вопросы на научно-практической конференции "Электрический транспорт: реальность и перспективы".
К октябрю 2023 года было продано только 80 автомобилей Geely Geometry C – причем, по словам замдиректора СЗАО "БелДжи" Сергей Худоешко, "с большим трудом". Но сейчас рынок изменился – новая партия уходит влет. Почему?
Число электромобилей в Беларуси ежегодно растет вдвое
В Китае продажи электромобилей в 2023 году составят 8 млн единиц - это 25% рынка. В Норвегии 9 из 10 проданных авто – электрические (продано более 153 тыс. электромобилей в 5,3 млн стране). В Беларуси же общая численность "электричек" составляет около 6,5 тыс. авто и, возможно, к концу года вырастет до 10 тыс. Но, несмотря на такое серьезное отставание от мировых лидеров в этой сфере, прогнозы весьма оптимистичные, ведь число электромобилей в нашей стране удваивается каждый год. Ожидается, что к концу 2024 года в Беларуси количество электрокаров достигнет отметки в 20 тыс. штук.
– В 2020-21 годах в нашей стране появились законодательные инициативы, которые, по сути, подтолкнули потребителей к покупке электротранспорта. Но был один нюанс: на рынке не было игроков, которые могли бы предложить электромобили официально и с гарантией. Сейчас официальные дилеры начали заключать контракты с китайскими заводами-производителями и соответственно предоставлять такой спектр услуг. Уже в этом году в Беларуси официально продаются электромобили семи моделей, – заявила директор по маркетингу компании "Автопромсервис" Ирина Гайко.
За 6 лет автопарк "электричек" в Беларуси вырос в 50 раз, продажи дилерами – в 160. Кадр из презентации Ирины Гайко
По прогнозам, в нынешнем году официальные дилеры продадут 500 единиц электромобилей – в 10 раз больше, чем годом ранее. Если тенденция сохранится, то в следующем году дилеры продадут уже 3000 "электричек" - в 100 раз больше, чем в 2021-м! Предполагается, что на рынке будет предлагаться более 30 моделей электрокаров.
Как увеличить белорусский автопарк до 100 000 электромобилей?
Можно ли быстро "нарастить" количество электромобилей в Беларуси до 100 тысяч? Ирина Гайко озвучила предложения по развитию сегмента EV-автомобилей, которые должны стимулировать автовладельцев пересаживаться на "электрички". Это:
- Сохранить текущие льготные условия - 0% госпошлина, 0% НДС
- Специальные кредитные лизинговые программы при покупке электрокаров
- Ускоренная амортизация автомобилей для юридических лиц
- Внедрение тарифов на получение номеров - для "зелёных автомобилей" бесплатно (по примеру Китая)
- Запуск показательных э бесплатных электрозаправок в центре города (по примеру Москвы).
В Беларуси функционирует более 900 зарядок - это уже больше, чем АЗС общего пользования (на 1 января 2022 года их насчитывалось 840). Это число растет медленно, так как стоимость станции электрозарядки достаточно высока, как и тариф на электроэнергию. Это означает длительную окупаемость проекта.
Оптимальной для электромобильной инфраструктуры считается соотношение 1:10 – 1 зарядка на 10 электромобилей. То есть для 100 тыс. электромобилей требуется около 10 тыс. зарядок – в 10 раз больше, чем существует. Речь идет, в первую очередь, о так называемых "медленных" зарядках у дома/офиса/торгового центра, когда владелец электромобиля ставит его на парковку и одновременно заряжает.
Для эффективного использования зарядных станций необходимо несколько нововведений. В частности, речь идет о:
- приложении, которое будет показывать статус зарядок всех операторов
- законодательном запрете занятия мест для электрозарядки автомобилями, которые не оборудованы портом зарядки и повышенном тарифе для уже заряженных электромобилей.
Зарядки для электромобилей – в каждый двор?
Сегодня в нашей стране работают 3 сети электрозарядок. Первой была "Маланка" от "Белоруснефти". Недавно к ней присоединилась сеть "Скат", развитием которой занимается ОАО "Белсельэлектросетьстрой". Компания планирует открыть 15 станций в нынешнем году, а, начиная с 2024-го добавлять по 100 зарядных станций в год.
Также созданием своей сети электрозарядок год назад занялся и "Белтелеком" - под брендом Evika! Сейчас в сети – 20 зарядных станций, как в Минске, так и в регионах. "Белтелеком" планирует использовать высвободившиеся при уходе от аналогового вещания мощности и земельные участки. На них будут строиться зарядные станции, рассказал главный энергетик филиала "Междугородная связь" РУП "Белтелеком" Игорь Чернявский. До конца года их будет уже 100, а в целом инвестиционный проект рассчитан на строительство 312 станций до конца 2025 года.
Но крупнейшей сетью электрозарядок остается "Маланка". Интересный факт: число электрических зарядных станций в сети уже превысило количество АЗС компании.
По словам начальника управления перспективных энергетических технологий РУП "Белоруснефть" Алексея Никитенко, "Белоруснефть" сконцентрируется на строительстве комплексов супербыстрой зарядки. На сегодняшний день работает только один – на улице Наполеона Орды в Минске. Там есть как 350-киловаттная зарядная станция, так и выносные столбики по 100 киловатт каждый. А также есть система зарядки электробуса – за 4 минуты, которые он стоит на конечной, электробус заряжается на полный круг по маршруту, 32 км.
Кадр из презентации Алексея Никитенко
Согласно расчетам "Белоруснефти", в 2025 году на дороги Беларуси будут выезжать около 50 тыс. электромобилей, которые будут потреблять 200 млн кВт*ч электроэнергии. А к 2030 году число электричек превысит 300 тыс. единиц с совокупным потреблением более 1,4 кВт*ч электроэнергии (для сравнения – это в 10 раз больше, чем вырабатывает в год Витебская ГЭС, крупнейшая в Беларуси).
К 2030 году “Белоруснефть” обещает построить 86 супербыстрых комплексов – полных аналогов АЗС, когда за 10 минут можно зарядиться на 300 км пробега.
Кадр из презентации Дмитрий Матиевского
Однако ряд экспертов уверены, что основой развития электромобильного рынка являются медленные зарядные станции "у дома".
– Обычный человек не хочет разбираться в нюансах зарядки. Ему важно обеспечить возможность собственного передвижения в пространстве и "вписать" зарядку автомобиля в свой быт. А еще у него есть страх – чтобы хватило зарядки. Большинству людей не нужна быстрая зарядка. Человеку достаточно раз в 2-3 дня поставить свой электромобиль на подзарядку у торгового центра на пару часов, чтобы получить запас хода на 30-50 км в день, – отметил разработчик IT-платформы для сетей зарядных станций it.Charge Дмитрий Матвиевский.
Таким образом, несмотря на значительно отставание Беларуси от мировых лидеров в сфере развития электротранспорта, игроки рынка настроены достаточно оптимистично: надежды на 30-кратный рост числа электромобилей на дорогах страны за 6 лет это подтверждают. Однако реализация прогнозов будет зависеть от развития инфраструктуры, в первую очередь от количества доступных зарядных станций. Рискнем предположить, что массовый переход на “электрички” начнется только тогда, когда зарядки появятся действительно в каждом дворе.
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.