Беларусь постепенно становится страной электромобилей — все больше появляется зарядок, есть льготы, беспошлинный ввоз. К тому же, вне зависимости от причин покупки "электрички" еще и чувствуешь себя технически и социально продвинутым. В итоге многие уже пересели на такие авто, многие — всерьез об этом задумались. Среди "поменявших религию" — известный блогер Илья Иванов ("Интересный Минск"). С его помощью мы решили разобраться, выгодно ли это сегодня, какие ограничения накладывает "электричка" и какие бонусы дает. Кстати, Илья является еще и основателем Viber-канала, посвященного электромобилям и их эксплуатации в Беларуси.

Плюсы и минусы покупки электромобиля 1_Илья Иванов.jpgИлья Иванов

Ожидания

Когда только начинаешь задумываться о том, что хорошо бы стать водителем электромобиля, кажется, что это просто прекрасная идея. Во-первых, конечно же, это более экологичный с точки зрения выбросов вредных веществ в атмосферу транспорт, чем привычные автомобили с ДВС (двигателем внутреннего сгорания). 

Во-вторых, привлекает технологичность. Ведь электромобиль — это не машина, в которой мотор заменили батареей. "Электричка" — сложное техническое устройство, в котором компьютер не просто отвечает за какие-то мультимедийные вещи, он контролирует вообще всё. 

Плюсы и минусы покупки электромобиля 2.jpg

Плюсы и минусы покупки электромобиля 3.jpgИнтерфейс управления в электромобилях Tesla

В-третьих, возможность сэкономить. Продавцы, покупатели и владельцы имеют ряд льгот от государства. Например, до 2025 года не нужно платить транспортный налог, а также отсутствует НДС при ввозе такой машины в Беларусь. Стоимость обслуживания также ниже. Понятно, что все машины разные, но, как правило, "электричке" реже нужно заезжать на СТО, а некоторые детали, те же тормозные механизмы, меньше подвержены износу.

Кроме того, в пересчете на километры пробега зарядка электромобиля в Беларуси выходит дешевле, чем заправка обычного авто. Так, средний расход электромобиля летом — 15-17 кВт на 100 км, легкового — в среднем 8 литров 95-го бензина. 

Итого получается:

Плюсы и минусы покупки электромобиля 4.png

Следует помнить, что у электромобилей расход заряда также зависит от множества факторов: температуры воздуха, и, соответственно, включены или нет печка и кондиционер, скорости движения, массы автомобиля, стиля езды и так далее.

Плюсы и минусы покупки электромобиля 5.jpg

Реальность

Потом сталкиваешься с реальностью и оказывается, что поводов для головной боли у водителей электромобилей тоже хватает. В принципе, это касается всего заряжаемого транспорта: и чистых "электричек", и подключаемых гибридов (Plug-In Hybrid) или "плагинов".  

Плюсы и минусы покупки электромобиля 6.jpg

Покупка "электрички" или "плагина" меняет стиль жизни и отношение ко времени. Владелец такой машины часто использует свободные часы для зарядки. Идеальная ситуация — поставил электромобиль ночью на зарядку и спокойно отдыхаешь. Однако реальность такова, что твой любимый ТЦ, в который годами ездили с семьей по выходным, резко перестает быть таким только потому, что там нет зарядной станции для электромобиля. 

Плюсы и минусы покупки электромобиля 7.jpgНе так давно в ТРЦ Galleria Minsk изменили правила для парковки электромобилей

Сорваться на пару дней в отпуск, например, на Браславские озера тоже становится трудновыполнимой задачей всё по той же причине. Если вдоль нужной трассы нет зарядных станций, то нужно рассчитать, хватит ли тебе заряда чтобы добраться до места, или лучше вообще ехать в другом направлении.

Может показаться, что эти проблемы в большей степени касаются жителей небольших городов или некоторых областных центров, а вот тем, кто ездит по Минску переживать вообще не стоит — "столбиков", особенно в центре, предостаточно. 

На самом деле, это не так. У электромобилей, как в свое время было у мобильных телефонов, разные типы разъемов

Практически любой электромобиль поддерживает зарядку переменным током, и его можно заряжать от домашней электросети или от "медленных" столбиков.

Также есть стандарты быстрой зарядки постоянным током. Это американские CHAdeMO, CCS Combo 1 и Tesla Supercharger, европейский CCS Combo 2 и китайский Gb/T.

Соответственно, в странах с замкнутым на производителей рынком это не проблема, так в Европе зарядные станции соответствуют применяемым европейским типам зарядок, в Китае — китайским, в США — американским.

А вот в Беларуси нельзя выбрать любую понравившуюся "электричку". Нужно отдавать себе отчет, насколько удобно будет ее заряжать. Ведь к нам электромобили попадают разными путями, и с разных рынков.

Отчасти проблему решает приобретение адаптеров, но многих отпугивает их стоимость. На некоторые модели цена может доходить до 4000 рублей. Поэтому многие в желании сэкономить приобретают кустарно изготовленные переходники, что может вывести из строя зарядную станцию. 

Плюсы и минусы покупки электромобиля 9.jpg

Плюсы и минусы покупки электромобиля 10.jpgНапечатанный на 3D-принтере адаптер для американской Tesla может вывести из строя и зарядную станцию, и кабель другого электромобилиста

Наверное, меньше всего проблем у тех, кто может заряжаться дома. Это дешевле, хотя и требует больше времени. Если на быстрой общественной зарядке 50 кВт "зальются" за 30-40 минут, на медленной — в среднем за 2-4 часа, а на домашней — на это понадобится от 15 до 20 часов. 

Однако, чтобы заряжаться от розетки дома понадобится отдельное устройство (благо, стоит оно не так дорого). 

Плюсы и минусы покупки электромобиля 11.jpg

Еще вариант — установка персональной зарядной станции на подземном паркинге многоквартирного дома. Однако такой проект потребует разработки и согласования, и будет недешевым.

О наболевшем

Отдельно надо сказать и о водительской культуре. Казалось бы, электромобили уже не такая необычная вещь в белорусских городах, но некоторые водители до сих пор не поняли, что зарядные станции — не место для стоянки и парковки. Более того, уже даже приняты поправки в ПДД, в которых сказано, что стоянка запрещена даже на тех зарядках, где нет соответствующего знака, но это будто никак не повлияло на ситуацию. За такое нарушение предусмотрено наказание, авто могут даже эвакуировать, но для водителя "электрички" в любом случае будет потеря времени. Пока позвонишь в ГАИ, пока с зарядки уберут "посторонних"...

Плюсы и минусы покупки электромобиля 12.jpg

Плюсы и минусы покупки электромобиля 13.jpg

Плюсы и минусы покупки электромобиля 14.jpg

Что нужно для комфорта

Тем не менее, сделать владение электромобилем в Беларуси таким же комфортным, как и автомобилем с ДВС вполне реально. Для этого нужно с умом продолжать развивать инфраструктуру. Ниже - примеры разнообразных зарядных станций в Европе


В частности, важно не просто увеличивать количество зарядных станций, но и обращать внимание на то, где и какой тип использовать. Медленные нужны там, где люди задерживаются на довольно долгое время: в жилых кварталах, около офисных зданий.

Быстрые зарядки в "спальниках" — неудобны, получится, что только расслабишься, нужно идти и отгонять машину. Место быстрых зарядок — вдоль трасс, на АЗС. То есть в таких местах, где надо оперативно подзарядиться и ехать дальше.

Плюсы и минусы покупки электромобиля 16.jpgКомбинированная станция с несколькими типами разъемов, таких в Беларуси мало

На паркингах торговых центров, около городских парков, возле кинотеатров и других популярных мест нужны или комбинированные станции, или ряд медленных и парочка быстрых.

Мы также спросили в группе "EV РБ: всё об электромобилях Беларуси", что думают другие владельцы на этот счет:

Плюсы и минусы покупки электромобиля 17.jpg

Плюсы и минусы покупки электромобиля 18.jpg

Однако развитие, в любом случае, есть. Если раньше был только один оператор зарядных станций — Malanka, то теперь появляются и другие игроки. Начал работу "Белтелеком", развивающий сеть Evika. Скоро будет запущена сеть ForEVo. United Company начинает установку зарядок на некоторых своих АЗС. Уже существует несколько мобильных приложений, объединяющих операторов.

Выбор электромобиля

Здесь все, как и с обычными автомобилями, зависит от вашего времени и средств, а также желания сэкономить или всё-таки получить сервис.

Ранее самым простым вариантом был самостоятельный привоз купленной на аукционе машины в Беларусь. Сейчас с этим всё стало сложнее.

Поэтому в игру включились посредники. Их становится всё больше и больше, а в последнее время стали пользоваться популярностью шоу-румы в торговых центрах.

Плюсы и минусы покупки электромобиля 23.jpg

Плюсы и минусы покупки электромобиля 24.jpg

Автодилеры также начали заниматься "электричками". Пока что таких в Беларуси немного — "Атлант М", "Мультимоторс", одно из подразделений "Элитаво" (это дилер Volvo). В будущем их станет ещё больше. 

Плюсы и минусы покупки электромобиля 25.jpg

"Китаец", Tesla или…

Исходя из текущей ситуации с разъемами зарядок, в данный момент меньше проблем будет с электромобилями, официально поставляемыми на европейский рынок. Причем это могут быть и американские Tesla, и китайские "электрички". Они будут оборудованы европейскими разъемами, а значит не будет сложностей с зарядкой.

Но, конечно, каждый все равно решает сам, исходя из финансовых возможностей и личных предпочтений. Время, когда электромобиль стоил столько же, сколько бензиновые аналоги прошло. Уже норма, что хороший "китаец" на родине стоит от $60 000, а у нас с учетом доставки намного дороже. В Китае работают по технологиям VW, Honda, Volvo и других производителей.

При этом, не стоит забывать о "плагинах". В Европе это распространенный и популярный вид транспорта. С ним не надо переживать, что застрянешь посреди трассы или в лесу.

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.


Получать все новости оперативно в Telegram.