Сколько стоит "электричка" и чем комплектуется с завода? Какие модели популярны? Что с сервисным обслуживанием? Как заряжать электрокар и насколько часто надо проходить ТО? Поговорили об этом с сооснователем компании по реализации в Беларуси электрокаров из Китая Electro-car.by Русланом Куликовским.
Сколько стоит электрокар?
Средняя цена составляет около $35 тыс. Это уже с доставкой, комиссией и растаможкой, в самом Китае этот автомобиль стоит $30 тыс.
Конечно, стоимость значительно варьируется в зависимости от комплектации. Есть "допы", которые увеличивают цену автомобиля более чем на $10 тыс.
С другой стороны, есть и более дешевые автомобили – например, Siming NV.
Это, по сути, копия ДВС-модели Honda HR-V с электромотором и в несколько измененном дизайне. На китайском рынке цены на эту модель варьируются от $23 тыс. до $28 тыс.
Еще дешевле – миникар Wuling EV mini. Его стоимость в Китае составляет всего $8 тыс. Впрочем, электромобили в дешевом сегменте покупаются на порядок реже. Дело в том, что доставка того же Wuling EV mini в Беларусь, с комиссией и растаможкой, обойдется в $4 тыс. – половину от его цены. Это психологически отталкивает часть потенциальных владельцев.
Самыми популярными же автомобилями являются Volkswagen, произведенные на китайских заводах.
Так, электрокар Volkswagen ID4 есть в двух модификациях: Pure+ и Prime. У второй максимальная комплектация – два электромотора, значит и запас хода с одной и той же батареей разный, Prime будет ехать пободрее. Минимальная стоимость Volkswagen ID4 на китайском рынке – от $28 тыс. Доставленные в Беларусь версии Pure+ стоят от $31 тыс. в базовой комплектации и с увеличенной батареей, цена Prime доходит до $42 тыс.
Стоимость ID3, модели "помладше", на китайском рынке стартует от $25 тыс.
Старший в линейке, Volkswagen ID6, – к слову, выпускаемый только в Китае, – будет стоить от $38 тыс. до $50 тыс., плюс доставка и т.д. Диапазон цен определяется комплектацией, автомобиль может как моно-, так и полноприводным, что, конечно, тоже влияет на стоимость.
На сколько хватает одной зарядки?
Очевидно, что у каждого авто свой запас хода.Например, у "малыша" Wuling EV mini он может составлять 120-170 км в зависимости от модификации.
Городской кроссовер Siming NV способен проехать от одной зарядки до 478 км.
У Volkswagen ID6 – это уже 500 км.
Многое зависит от стиля езды. Как правило, чем спокойнее вы едете, тем больше может быть запас хода. Влияет на показатели и, например, включенный в салоне кондиционер, и другие факторы.
Как часто нужно проходить ТО и что подлежит замене?
ТО нужно проходить согласно порядку, который установлен законодательством. Тут никаких отличий от машин с ДВС нет. Для машин не старше 10 лет – это один раз в два года.Конечно, если говорим о новом автомобиле, то спустя 3-5 тыс. км пробега обязательно нужно съездить на станцию техобслуживания.
Тормозные колодки меняются в два раза реже, чем у бензиновых автомобилей за счет рекуперативного торможения. Но важен стиль езды – если есть постоянные ускорения и оттормаживания, понятно, что автомобиль будет "помогать", но тормозные колодки будут изнашиваться сильнее.
Все зависит от конкретного водителя, от условий эксплуатации. Например, - салонные фильтры: если автомобиль ездит по городу, это одно дело, если вы живете за городом и ездите по грунтовым дорогам, само собой, вам придется менять салонный фильтр в два раза чаще.
Да, в электромобилях не используются некоторые масла, фильтры, которые нужны на машинах с ДВС. Но тот же антифриз нужен, в редукторе есть масло и т.д.
Куда обращаться за сервисом?
Мне кажется, что официальные дилеры (и, соответственно, официальный сервис) – именно по китайским электромобилям – у нас в ближайшее время вряд ли появятся.Во многом из-за сложного процесса одобрения типа транспортного средства, получения сертификации на конкретный автомобиль. А например, за три последние года у BYD, крупнейшего производителя батарей для электромобилей, три раза менялся состав батарей. То есть, раз в год на конструктивно, по сути, прежний автомобиль нужно получать одобрение типа транспортного средства.
Сервис для электрокаров развивается постепенно. Например, открутить колесо, заменить колодки или какую-либо ходовую часть электромобиля можно на любом сервисе – это делать умеют все.
Встает вопрос, касающийся диагностики. Диагностическое оборудование можно найти не для всех электромобилей на рынке, но большинство китайских авто "читаются" программой-сканером LAUNCH, которая есть на 95% белорусских сервисах. Если программа относительно новой версии, то "прочитать" машину получится, а значит и диагностику автомобилей сделать можно.
Касательно запчастей, все заказывается – некоторые наши покупатели самостоятельно заказывают детали по почте с AliExpress. Они доставляются в течение 2-3 недель.
Существует ряд автомобилей, в которых используются китайские запчасти-аналоги, взаимозаменяемые. Например, на электромобилях Chery подвеска идентична c Geely Atlas. Как нам сказали разборщики, половину деталей Chery можно найти на рынке, также можно подобрать запчасти от других брендов.
За несколько лет на рынке вокруг нас собралось комьюнити, которое способно решать проблемы с диагностикой, обслуживанием, переводом интерфейса с китайского, активацией сервисов. Касательно последнего – в авто может быть интегрирована китайская сим-карта, которая здесь не функционирует. Нужно вручную распаивать T-Box, вставлять сим-карту белорусского оператора, чтобы машина имела доступ в интернет. При этом нужно перенастроить систему так, чтобы шли обновления, которые могут быть привязаны к местоположению.
Семь лет назад аналогичная проблема касалась Tesla, просто "под копирку". Можно открыть старые интернет-форумы и увидеть все те же вопросы, что сейчас касаются "китайцев". При этом на китайском рынке электромобили производят около 300 брендов, каждый со своими особенностями. И для таких операций требуется поддержка специалистов высокого уровня. Которые могут понять, куда система отправляет запрос, почему не происходит обновление, нет обратной связи, настроить переадресацию и т.д.
Что со страхованием по КАСКО?
Со страховкой электромобилей никаких проблем и нюансов нет.Как нет и отличий от машин с ДВС по стоимости страховки, она зависит от цены автомобиля.
Чем электрокары комплектуются с завода?
Сейчас производители разделились – есть те, которые кладут штатные устройства для зарядки от розеток, и те, которые не кладут.
Siming NV и Volkswagen e-Lavida имеет полный комплект: это – и докатное колесо, и домкрат, и буксировочный крюк, и жилетка, и дорожный знак. Volkswagen ID6, ID4, ID3 не имеют "докатки" – в комплекте лишь буксировочный трос, жилетка, мануал – все остальное приходится покупать собственнику.
Некоторые бренды, такие как BYD, в комплект кладут штатное зарядное устройство, микрофон для караоке и дополнительный шнур, который позволяет забирать электричество от автомобилей и подключать к нему бытовые приборы, раздавать электричество на ноутбук или принтер.
Zeekr вкладывают в комплекты коврики, большинство производителей ими не снабжает.
Адаптирована ли зарядная вилка?
Оба порта – как медленной, так и быстрой зарядки – имеют китайский формат GB/T. Для того, чтобы они контактировали с белорусскими зарядными станциями, нужны переходники – в интернете уже достаточно много предложений.
Можно также, при помощи штатного устройства, заряжать от розетки в доме или гараже. Таки устройства идут с так называемой "австралийской" вилкой, используемой в Китае. Такая вилка переделывается у нас под европейский стандарт. В зависимости от мощности зарядного устройства, процесс полной зарядки батареи может занять как несколько часов, так и больше суток.
Плюсы и минусы покупки электрокара
+ Экономия на расходниках (нет необходимости замены стольких масел, фильтров, как в случае с авто с ДВС).
+ Электрокар технически устроен проще. Электродвигатель меньше изнашивается и состоит из меньшего числа компонентов.
+ Электричество дешевле, чем бензин или "дизель".
+ Экологичность. Во время езды от машины нет выбросов.
- Недостаточно развита сеть электрозарядных станций. Не все они поддерживают китайский стандарт GB/T - но с этим в Беларуси в скором времени обещают разобраться.
- В зимнее время электромобиль проезжает меньше, чем заявлено, потому что происходит постоянный подогрев батареи.
- Цена на электромобили в среднем несколько выше, чем на бензиновые авто.
***
Читайте нас в Телеграме