Что может улучшить безопасность на дорогах и связано ли это с успешной сдачей экзамена на получение водительских прав? Спросили у независимого эксперта, инструктора Центра контраварийной подготовки Voditel.by Марии Вашкевич, что на ее взгляд, стоит изменить в подготовке водителей.
Почему выпускники автошкол зачастую оказываются беспомощными на дороге? Может ли статистика ГАИ об авариях с участием начинающих водителей помочь выбрать правильную автошколу, в которой научат не только без ошибок проехать экзаменационный маршрут, но и покажут, как вести себя в экстремальной ситуации, чтобы избежать ДТП.
Кто кому “мешает” на дороге и почему знание ПДД – это не гарантия безопасности?
– Времена “гонщиков” прошли. Как и тот период, когда весь маркетинг автопродаж строился через демонстрацию скоростных качеств автомобилей. Сегодня за рулем ездят все: мужчины и женщины, молодые и пожилые, инвалиды и молодые мамы с маленькими детьми. У каждого свой стиль вождения, поэтому обстановка на дорогах постоянно меняется и часто бывает непредсказуемой. Только вот к этим новым реалиям автошколы не готовят, заставляя заучивать формулировки правил, которые в жизни работают не так, как на бумаге.
Зачастую водители достаточно резко реагируют на учебный автомобиль на дороге, равно как и на авто со знаком “70”. Но ведь автомобиль с начинающим водителем за рулем – такой же участник дорожного движения, как и другие автомобили, которым он часто “мешает” на дороге – каждый участник дорожного движения уже своим выездом на дорогу является помехой для других.
Пункт 7.2 ПДД Республики Беларусь
<Участники дорожного движения обязаны> не создавать препятствий и опасности для дорожного движения, действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми. Каждый участник дорожного движения, соблюдающий настоящие Правила, вправе рассчитывать на то, что и другие участники дорожного движения будут выполнять содержащиеся в них требования.
– На мой взгляд, участники дорожного движения должны руководствоваться не категориями “создал” или “не создал” помеху или препятствие, а простыми принципами взаимоуважения. корректности и вежливости. Не надо делать вид, что других участников нет, а ты на дороге – главный и единственный. Не нужно ждать, когда на дороге станет меньше автомобилей, чтобы выполнить нужное тебе перестроение (в условиях города днем это вряд ли возможно). Достаточно занять крайнее положение в своей полосе, показать сигнал поворота и тем самым "попросить" других участников тебя пропустить. Кто-то уступит, а кто-то нет – их право. Это и есть уважение к другим участникам дорожного движения.
То же самое касается пропуска пешеходов – часто возникающей проблеме безопасности дорожного движения. Ее можно решить по-другому, без дополнительных секций светофоров и необходимости пропустить пешеходов, перебегающих дорогу наперерез автомобилям, которым разрешен поворот. Например, когда пешеходы переходят дорогу, включать красный сигнал светофора одновременно со всех направлений для автомобилей. Это, по мнению Марии, также можно отнести к полезным лайфхакам.
Курсы для автоинструкторов: что это такое и как они проходят?
В автошколах обучением курсантов занимаются инструкторы. Откуда берутся люди, обучающие других вождению? – задалась вопросом наш эксперт. Курсы, после которых водитель может получить “корочки” автоинструктора, длятся полторы недели. Однако попасть на них любой желающий не сможет. Окончив такие курсы, человек идет преподавать в автошколу.
В соответствии с СТБ 2191.1-2020 (пункт 6.8 и 6.9), в отношении мастеров (инструкторов), которые проводят занятия по обучению вождению, предъявляется ряд обязательных требований:
-
высшее или среднее специальное образование;
-
наличие водительского удостоверения на право управления механическими транспортными средствами соответствующей категории;
-
водительский стаж по соответствующей категории не менее трех лет;
-
свидетельство о повышении квалификации, которую необходимо проходить не реже одного раза в 5 лет.
Формой итоговой аттестации является государственный экзамен по учебным дисциплинам "Основы законодательства в сфере дорожного движения", "Методика обучению управлению механическим транспортным средством", "Основы обеспечения безопасности дорожного движения".
Единую программу обучения в автошколах, принятую во всей Беларуси, Мария Вашкевич также считает далеко не совершенной.
– Там есть немало хорошего, но на практике никто ее не дает в том виде, в котором нужно. Например, обязательно надо учить всех экстренному торможению, и делать это в первую очередь. Оно для безопасности на дорогах может иметь больше значения, чем какие-то другие элементы. Еще пример – указанное в программе обучение вождению в сложных погодных условиях и в темное время суток. На практике из-за разной продолжительности светового дня курсант, обучающийся вождению летом изначально будет в неравных условиях с тем, кто будет проходить водительские курсы зимой.
По утверждению Марии, на курсах повышения квалификации ни педагогике, ни психологии инструкторов также никто не учит. И не каждый понимает, как учить, чтобы это было эффективно. У каждого инструктора своя методика обучения курсантов, но не все принимают во внимание, что в состоянии сильного стресса у обучаемого отключается “длинная” память и организм работает только на “выживание”. Какие знания и навыки может в таком состоянии получить курсант и что он сможет запомнить?
Экзамен в ГАИ: зачем в машине автоинспектор?
Одной из главных проблем приема экзаменов в ГАИ, о котором сейчас так много говорят, наша эксперт считает… человеческий фактор.
– Необходимо уходить от субъективного влияния человека на прием водительского экзамена. Задание для испытуемого должно быть автоматизированным, а экзаменатор должен только фиксировать ошибки и не влиять на результат. Плюс это всегда создает условия для коррупции – как прямой, так и на уровне "кум-брат-сват". Уйти от этого может помочь та самая автоматизация приема экзаменов, когда сдающий экзамен получает запечатанный конверт с рандомно сгенерированными заданиями: куда должен поехать и какие элементы выполнять, а принимающий только фиксирует ошибки. Также по-разному должны оцениваться грубые и негрубые ошибки. И их также хорошо бы сразу разграничивать, а не сваливать в одну кучу троганье с места с ручником и непропуск пешехода.
Ученические права: зачем нужны и какой в них плюс
В Ирландии и в ряде других стран, рассказывает Мария, существуют "ученические права" для тех, кто хочет сдать экзамены в местной автомобильной инспекции. Согласно принятой там системе, любой желающий может выучить теорию ПДД, самостоятельно, в группах или с индивидуальным репетитором, сдать экзамен – и получить их. Такие права дают ему возможность нарабатывать практику вождения перед основным экзаменом с любым человеком, имеющим права и опыт вождения – будь то отец, муж, брат или соседка. С ученическими правами нельзя ездить по автомагистралям и центральным улицам больших городов, но все остальные дороги доступны. И курсант может автоматизировать свои навыки вождения таким образом.
– Это ведь ненормально, – констатирует Мария, – что учеников "затачивают" только под маршруты ГАИ, а не под реальные условия вождения, как и то, что курсанты долгое время оттачивают свои навыки, фактически зазубривая выполнение необходимых элементов. А инструкторы в это время по сути только присутствуют в автомобиле и ничему новому не учат, хотя должны.
Даже на краткосрочных курсах переподготовки инструкторов обучают (или должны обучать) методике обучения управления автомобилем с малой и большой интенсивностью движения, а также управления машиной в особых условиях.
– В итоге, – считает эксперт, – Мы забиваем гвозди микроскопом и неэффективно используем профессионализм инструктора. Оттачивать навыки надо самостоятельно, а инструкторы должны учить новому. Да, их работа должна оплачиваются во много раз больше, чем сейчас. Это востребованный квалифицированный труд, и каждый час инструктора должен быть дорог. Тогда и им самим будет выгодно повышать свой уровень и не “отсиживать номер”.
Выбираем инструктора: по рейтингу, ДТП его учеников и статусу
В плюс белорусской системе обучения вождению могла бы пойти возможность выбора инструктора при начале обучения. А чтобы эту возможность сделать прозрачной, Мария предлагает выложить в открытый доступ данные об автоинструкторах и их учениках, попадающих в ДТП в первые пять лет после получения водительских удостоверений. Предложение логичное, но идущее вразрез с законодательством о защите персональных данных.
Также учащиеся должны иметь возможность сами выбирать уровень обучения: на Бентли с водителем в белоснежной накрахмаленной рубашке или на стареньком "Матизе" с матюкающимся и всем недовольным инструктором.
– Будут разные возможности, будет и качество обучения: это же законы рынка, – не сомневается Мария. – Другой важный фактор, который стоило бы обнародовать, – статистика ДТП с информацией в разрезе количества попавших в аварии учеников всех автошкол и всех зарегистрированных автоинструкторов. Не только процент сдачи экзамена в ГАИ, но и аварийности. В первые два года после получения прав начинающие водители обычно попадают в мелкие ДТП, после уже в крупные, с причинением вреда жизни и здоровью. Их также надо различать и можно по-разному учитывать в статистике.
На дорогах же мелкие ДТП без значительных повреждений (поцарапал или “притер” другой автомобиль) вообще должны решаться страховой компанией по договоренности между участниками для этого и существует европротокол, и по упрощенной схеме сейчас оформляется порядка 47-49% ДТП. "Ведь никто не будет вызывать минилию, если вы случайно разбили стакан в баре", – приводит пример эксперт.
– Приходит человек в автошколу и выбирает инструктора для обучения вождению, смотрит статистику. У первого – быстрое обучение, но низкий процент сдачи экзамена с первой попытки и многовато ДТП, у второго всё намного лучше по статистике учеников, но занимается он с каждым минимум полгода. У третьего вроде хорошие показатели в ГАИ, но через несколько лет его ученики чаще всего попадают в крупные аварии. Кого выбрать? Каждый решит сам.
На каких машинах сдавать и зачем нужен знак "70"?
Мария полагает, что сдавать экзамены в ГАИ могут разрешить и на своих автомобилях. Так принимающий сможет увидеть, насколько хорошо экзаменуемый ориентируется в собственной машине и способен ее водить в разных дорожных условиях.
Экзамен может длиться при этом дольше принятого сегодня (в среднем 5-15 минут): хорошо покатать и на центральных дорогах, и во дворах, и на проселочных, и на автотрассах. И знак "70", привычный для новичков в белорусских реалиях, здесь может оказаться лишним.
– Не надо ехать 70 км/ч, когда все едут 90 км/ч – лучше ехать 90. И сразу изначально этому учить. К концу обучения мы должны быть нормальными, полноценными водителями, которые могут ехать и 120 км/ч. А у нас этому не учат.
Знак "70" или любой другой знак, отличающий новичка на дороге, может быть полезен только в экстренных ситуациях. Например, для машин экстренных служб (например, “скорой”, милиции или МЧС), которые, например, чтобы быстро объехать пробку будут ориентироваться на более опытных водителей, а не на новичков, которым надо объективно больше времени, чтобы быстро пропустить других.
Автор: Ирина Горошко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.