Новый китайский электромобиль в Беларуси сегодня можно купить и у официального дилера, и у “серых” импортеров. При этом модельный ряд, предлагаемый “неофициалами”, гораздо более разнообразный, да и цены более “вкусные”. Разбираемся, имеет ли смысл экономить на покупке и как решить вопрос с гарантийным обслуживанием.  

Заводская и дилерская гарантия: в чем отличие

Для начала разберемся в терминологии. Заводская (официальная) гарантия – это обязательство производителя устранить дефекты, вызванные производственными ошибками или качеством материалов. Она распространяется, как правило, на мотор, батарею, электронику, кузовные элементы и действует в течение фиксированного срока или пробега. Преимущество заводской гарантии – в ее универсальности: обращаться можно в любой авторизованный сервисный центр.

Крупные официальные дилеры, имеющие собственную сервисную базу и сертифицированных специалистов, всегда готовы помочь в решении проблем клиента как по гарантийным, так и по негарантийным случаям. И всё бы хорошо, но объективно на одну и ту же модель цены у официального дилера, который ввозит автомобили огромными партиями, и серого импортера, работающего чаще под заказ, отличаются. 

Дилерская гарантия – это уже инициатива конкретного продавца, который, как правило, ввозит автомобили по альтернативным схемам. Она может быть расширением заводской гарантии, может ее имитировать, а может быть абсолютно самостоятельным продуктом, зависящим только от внутренней политики компании. И в этом случае неважно, как она называется. Главное – кто и как будет исполнять гарантийные обязательства.

Ремонт китайских авто

Дилерская гарантия: есть ли в ней смысл?

Почему же всё больше белорусов выбирают покупку электромобиля не у официального дилера, а у компаний, которые ввозят автомобили по параллельным схемам? Ответ кроется в трех ключевых аспектах: выгодная цена, широкий выбор и всё более надежная послепродажная поддержка от “неофициалов”. В условиях, когда официальные продажи ограничены по модельному ряду и часто переоценены, потребитель инстинктивно ищет альтернативу.

– Заводская гарантия предоставляется на те компоненты, которые имеют определенный ресурс и, собственно, гарантирует, что, к примеру, кузов не проржавеет раньше определенного срока, в работоспособном состоянии будут батарея, электродвигатель и электроника, – поясняет учредитель компании electro-car.by Ян Шарапов. – Дилер может давать гарантию на те же компоненты, если уверен в их надежности.

– Наша компания не предоставляет гарантию на автомобили, но есть сервисные центры, с которыми мы работаем – клиент может приобрести гарантию у нашего партнера и обслуживать автомобиль в соответствии с регламентом обслуживания, – продолжает Ян, – Но не забывайте, что проведение всех регламентных работ всё равно оплачивает владелец автомобиля.

Гарантия на китайские электрокары

Может ли гарантия импортера быть идентичной заводской?

Существует миф, что заводская гарантия ничего не стоит, однако это не совсем так: автопроизводитель закладывает в цену машины определенные риски. Другое дело, что мы этих цифр не видим.

Дилерская гарантия, как мы уже отметили, во многих случаях платная – импортер при ввозе автомобиля не закладывает риски на устранение дефектов узлов и агрегатов нового автомобиля, которые могу возникнуть. Фактически автовладельцы, покупая дополнительную гарантию, платят за защиту от непредвиденных поломок. Но есть компании, которые формируют свои гарантийные программы по примеру заводских.

– Наша гарантия ничем не отличается от официальной, – рассказывает директор компании “Ист Технолоджи” (ETS.auto) Алексей Чигир. – Она включает в себя гарантийный ремонт, техническое обслуживание, поставку запчастей, консультации по использованию продукта и другие виды поддержки, направленные на решение проблем и запросов клиента, Мы предлагаем клиенту, покупающему у нас автомобиль, приобрести полноценную гарантию на срок до 5 лет либо на пробег до 200 тыс. км в зависимости от марки и модели автомобиля.

Гарантия на китайские электромобили

Так нужна ли дилерская гарантия?

Многие серые импортеры продают гарантию в довесок. Всегда ли гарантийные обязательства дилера являются только “опцией спокойствия”, за которую платишь, но никогда не знаешь, сработает ли она?

Ян не скрывает, что зачастую гарантия от серого дилера – это список компонентов, которые не ломаются. Акцент делается на батарею и мотор – самые устойчивые элементы электрокара – это, по большому счету, уловка. Но когда в системе выходит из строя “негарантийный” элемент, ремонт ложится на плечи владельца.

Алексей же, продавая гарантию, делает ставку на удобство для клиента – ему не нужно искать где отремонтировать автомобиль: сервисная инфраструктура для выполнения гарантийных обязательств компании-продавца готова обслуживать любую экзотику из Поднебесной. 

С практической точки зрения реализация гарантии – это система, которая включает в себя наличие СТО, инструмента, персонала, партнерских связей, логистики запчастей. И в Беларуси всё чаще появляются частные компании, которые не просто заявляют о гарантии, а реализуют ее на практике, создавая свои сервисные центры и решая вопросы клиентов.

Салон электромобилей

Гарантия или скидка: что выбрать?

И тут встает ключевой вопрос: что важнее – гарантия или скидка? Ян отвечает прямо: лучше взять без гарантии, но с хорошей скидкой. Потому что деньги на ремонт у фирмы-гаранта могут в любой момент закончиться. 

Алексей же, чья фирма занимается поставкой в Беларусь авто по параллельному импорту, уверяет: у них есть все необходимые условия для выполнения возложенных на себя гарантийных обязательств. И в этих словах – еще один аргумент в пользу покупки у неофициальных поставщиков: за меньшие деньги можно получить ту же машину и адекватную сервисную поддержку.

Как потребителю понять, где правда, а где рекламная подмена? Ответ прост: читайте договор и не полагайтесь на разговоры. И если вам обещают, что гарантия “как у официального дилера”, спросите, кто именно будет платить за замену дорогостоящего инвертора или восстановление батареи.

Безопасность китайских авто: что говорят тесты?

Вопрос безопасности сегодня является репутационным для любого автопроизводителя. Часто в СМИ можно услышать упреки в адрес китайских автомобилей, ввозимых в Беларусь по альтернативным каналам, в том, что они якобы небезопасны и не соответствуют требованиям техрегламентов ЕАЭС. 

Но было бы глупо думать, что китайские покупатели китайских же авто ездят по дорогам своей страны на небезопасных автомобилях. Нет разных конвейеров для разных стран – это невыгодно производителю. И слова в 18-м регламенте Таможенного союза о том, что транспортные средства “должны обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества, а также охрану окружающей среды при соблюдении условий эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации”, в том или ином виде присутствуют в техрегламенте любого государства.

Как отмечает Алексей Чигир, все автомобили, ввезенные компанией ETS.auto (“Ист Технолоджи”), на этапе производства проходят сертификацию China NCAP. Например, самые популярные модели нашего рынка: Lixiang L9, BYD Song Plus, BYD Yuan Up, Changan Shenlan S07, Zeekr 001.X – имеют 5 звезд безопасности из 5 возможных.

Краш-тест China NCAP Краш-тест LiAuto L9 по стандарту China NCAP

China NCAP – китайский стандарт и ему нельзя доверять, скажете вы? Но ведь на данный момент China NCAP отличается от Euro-NCAP только одной особенностью и только на бумаге. Европейская ассоциация выносит сегмент безопасности пассажиров-детей в отдельный блок оценки, а China NCAP объединяет безопасность детей и взрослых пассажиров в единую категорию.

В реальности в Беларусь разными путями приезжают автомобили, которые не только не уступают японским или европейским, но и зачастую превосходят их по ключевым параметрам. И тот факт, что инженеры из Кореи, Японии и Европы уже работают на китайские бренды – просто подтверждение глобального тренда.

Гарантийная защита новогоэлектромобиля

Китайские электромобили сегодня производятся действительно на высоком уровне, но рынок пока только учится быть честным. И только конечный покупатель вправе решать, что для него будет удобнее: купить автомобиль у официального дилера с официальной заводской гарантией или, воспользовавшись предложением “серого” импортера, получить бонус в виде низкой цены и возможность приобрести гарантию продавца. А может и полностью отказаться от гарантийного обслуживания своего автомобиля.