Новый китайский электромобиль в Беларуси сегодня можно купить и у официального дилера, и у “серых” импортеров. При этом модельный ряд, предлагаемый “неофициалами”, гораздо более разнообразный, да и цены более “вкусные”. Разбираемся, имеет ли смысл экономить на покупке и как решить вопрос с гарантийным обслуживанием.
Заводская и дилерская гарантия: в чем отличие
Для начала разберемся в терминологии. Заводская (официальная) гарантия – это обязательство производителя устранить дефекты, вызванные производственными ошибками или качеством материалов. Она распространяется, как правило, на мотор, батарею, электронику, кузовные элементы и действует в течение фиксированного срока или пробега. Преимущество заводской гарантии – в ее универсальности: обращаться можно в любой авторизованный сервисный центр.
Крупные официальные дилеры, имеющие собственную сервисную базу и сертифицированных специалистов, всегда готовы помочь в решении проблем клиента как по гарантийным, так и по негарантийным случаям. И всё бы хорошо, но объективно на одну и ту же модель цены у официального дилера, который ввозит автомобили огромными партиями, и серого импортера, работающего чаще под заказ, отличаются.
Дилерская гарантия – это уже инициатива конкретного продавца, который, как правило, ввозит автомобили по альтернативным схемам. Она может быть расширением заводской гарантии, может ее имитировать, а может быть абсолютно самостоятельным продуктом, зависящим только от внутренней политики компании. И в этом случае неважно, как она называется. Главное – кто и как будет исполнять гарантийные обязательства.
Дилерская гарантия: есть ли в ней смысл?
Почему же всё больше белорусов выбирают покупку электромобиля не у официального дилера, а у компаний, которые ввозят автомобили по параллельным схемам? Ответ кроется в трех ключевых аспектах: выгодная цена, широкий выбор и всё более надежная послепродажная поддержка от “неофициалов”. В условиях, когда официальные продажи ограничены по модельному ряду и часто переоценены, потребитель инстинктивно ищет альтернативу.
– Заводская гарантия предоставляется на те компоненты, которые имеют определенный ресурс и, собственно, гарантирует, что, к примеру, кузов не проржавеет раньше определенного срока, в работоспособном состоянии будут батарея, электродвигатель и электроника, – поясняет учредитель компании electro-car.by Ян Шарапов. – Дилер может давать гарантию на те же компоненты, если уверен в их надежности.
– Наша компания не предоставляет гарантию на автомобили, но есть сервисные центры, с которыми мы работаем – клиент может приобрести гарантию у нашего партнера и обслуживать автомобиль в соответствии с регламентом обслуживания, – продолжает Ян, – Но не забывайте, что проведение всех регламентных работ всё равно оплачивает владелец автомобиля.
Может ли гарантия импортера быть идентичной заводской?
Существует миф, что заводская гарантия ничего не стоит, однако это не совсем так: автопроизводитель закладывает в цену машины определенные риски. Другое дело, что мы этих цифр не видим.
Дилерская гарантия, как мы уже отметили, во многих случаях платная – импортер при ввозе автомобиля не закладывает риски на устранение дефектов узлов и агрегатов нового автомобиля, которые могу возникнуть. Фактически автовладельцы, покупая дополнительную гарантию, платят за защиту от непредвиденных поломок. Но есть компании, которые формируют свои гарантийные программы по примеру заводских.
– Наша гарантия ничем не отличается от официальной, – рассказывает директор компании “Ист Технолоджи” (ETS.auto) Алексей Чигир. – Она включает в себя гарантийный ремонт, техническое обслуживание, поставку запчастей, консультации по использованию продукта и другие виды поддержки, направленные на решение проблем и запросов клиента, Мы предлагаем клиенту, покупающему у нас автомобиль, приобрести полноценную гарантию на срок до 5 лет либо на пробег до 200 тыс. км в зависимости от марки и модели автомобиля.
Так нужна ли дилерская гарантия?
Многие серые импортеры продают гарантию в довесок. Всегда ли гарантийные обязательства дилера являются только “опцией спокойствия”, за которую платишь, но никогда не знаешь, сработает ли она?
Ян не скрывает, что зачастую гарантия от серого дилера – это список компонентов, которые не ломаются. Акцент делается на батарею и мотор – самые устойчивые элементы электрокара – это, по большому счету, уловка. Но когда в системе выходит из строя “негарантийный” элемент, ремонт ложится на плечи владельца.
Алексей же, продавая гарантию, делает ставку на удобство для клиента – ему не нужно искать где отремонтировать автомобиль: сервисная инфраструктура для выполнения гарантийных обязательств компании-продавца готова обслуживать любую экзотику из Поднебесной.
С практической точки зрения реализация гарантии – это система, которая включает в себя наличие СТО, инструмента, персонала, партнерских связей, логистики запчастей. И в Беларуси всё чаще появляются частные компании, которые не просто заявляют о гарантии, а реализуют ее на практике, создавая свои сервисные центры и решая вопросы клиентов.
Гарантия или скидка: что выбрать?
И тут встает ключевой вопрос: что важнее – гарантия или скидка? Ян отвечает прямо: лучше взять без гарантии, но с хорошей скидкой. Потому что деньги на ремонт у фирмы-гаранта могут в любой момент закончиться.
Алексей же, чья фирма занимается поставкой в Беларусь авто по параллельному импорту, уверяет: у них есть все необходимые условия для выполнения возложенных на себя гарантийных обязательств. И в этих словах – еще один аргумент в пользу покупки у неофициальных поставщиков: за меньшие деньги можно получить ту же машину и адекватную сервисную поддержку.
Как потребителю понять, где правда, а где рекламная подмена? Ответ прост: читайте договор и не полагайтесь на разговоры. И если вам обещают, что гарантия “как у официального дилера”, спросите, кто именно будет платить за замену дорогостоящего инвертора или восстановление батареи.
Безопасность китайских авто: что говорят тесты?
Вопрос безопасности сегодня является репутационным для любого автопроизводителя. Часто в СМИ можно услышать упреки в адрес китайских автомобилей, ввозимых в Беларусь по альтернативным каналам, в том, что они якобы небезопасны и не соответствуют требованиям техрегламентов ЕАЭС.
Но было бы глупо думать, что китайские покупатели китайских же авто ездят по дорогам своей страны на небезопасных автомобилях. Нет разных конвейеров для разных стран – это невыгодно производителю. И слова в 18-м регламенте Таможенного союза о том, что транспортные средства “должны обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества, а также охрану окружающей среды при соблюдении условий эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации”, в том или ином виде присутствуют в техрегламенте любого государства.
Как отмечает Алексей Чигир, все автомобили, ввезенные компанией ETS.auto (“Ист Технолоджи”), на этапе производства проходят сертификацию China NCAP. Например, самые популярные модели нашего рынка: Lixiang L9, BYD Song Plus, BYD Yuan Up, Changan Shenlan S07, Zeekr 001.X – имеют 5 звезд безопасности из 5 возможных.
Краш-тест LiAuto L9 по стандарту China NCAP
China NCAP – китайский стандарт и ему нельзя доверять, скажете вы? Но ведь на данный момент China NCAP отличается от Euro-NCAP только одной особенностью и только на бумаге. Европейская ассоциация выносит сегмент безопасности пассажиров-детей в отдельный блок оценки, а China NCAP объединяет безопасность детей и взрослых пассажиров в единую категорию.
В реальности в Беларусь разными путями приезжают автомобили, которые не только не уступают японским или европейским, но и зачастую превосходят их по ключевым параметрам. И тот факт, что инженеры из Кореи, Японии и Европы уже работают на китайские бренды – просто подтверждение глобального тренда.
Китайские электромобили сегодня производятся действительно на высоком уровне, но рынок пока только учится быть честным. И только конечный покупатель вправе решать, что для него будет удобнее: купить автомобиль у официального дилера с официальной заводской гарантией или, воспользовавшись предложением “серого” импортера, получить бонус в виде низкой цены и возможность приобрести гарантию продавца. А может и полностью отказаться от гарантийного обслуживания своего автомобиля.