Пожалуй, самый главный камень в огород китайского автопрома – то, что произведенные в Поднебесной  машины внешне очень похожи на уже известные марки. Но так ли это на самом деле или мы видим то, что хотим увидеть? 

BYD U9 BYD U9

Тезис о копировании дизайна появился не просто так. Изучив историю китайских брендов, можно заметить, что все они начинали свое производство с того, что брали уже готовую машину из-за рубежа, немного модифицировали и вешали новый шильдик. Со временем, конечно, китайская автомобильная промышленность отыскала свой путь развития и в чем-то даже обошла многих конкурентов. Прежде всего это касается "умных" технологий и разработки аккумуляторов. Но упреки по поводу дизайна всё еще живы. Неужели китайские компании продолжают копировать чужую работу? 

Естественно, нет. Сегодня Китай не создает свои машины, меняя шильдики на зарубежных авто. Да и в обязанности ведущих дизайнеров китайских брендов не входит копирование Audi, Porsche или Mercedes-Benz. Всё намного проще: до работы в китайских компаниях эти дизайнеры работали в крупнейших автоконцернах, где создавали машины, которые сегодня считаются легендами автопрома. И мы это докажем на примере 5 имен. 

Питер Хорбери: от Volvo до Geely

Питер Хорбери – один из самых известных автомобильных дизайнеров, чье имя неразрывно связано с компанией Volvo. Ведь именно он переосмыслил идентичность бренда в 1990-х и сделал скандинавский дизайн Volvo узнаваемым по всему миру. Например, из-под его “пера” вышли модели Volvo XC90, S80 и V70. 


Питер ХорбериПитер Хорбери

Но в конце 2011 года, после того как Geely купила Volvo, Питер Хорбери был назначен старшим вице-президентом по дизайну Geely. В его обязанности входило курирование дизайна всех брендов Geely (Geely, Lynk & Co, Proton и Lotus) и создание целой сети дизайн-студий по всему миру. Как и на предыдущей должности, работая в "Джили", британский дизайнер сыграл решающую роль в имидже всей компании и помог ей трансформироваться из внутреннего китайского бренда в мирового игрока, выпускающего элегантные современные автомобили. В частности, это стало возможным благодаря современному дизайну Geely Emgrand и Geely Xingyue. 

Geely EmgrandGeely Emgrand

Geely XingyueGeely Xingyue  

К слову, после смерти Питера Хорбери его преемником в Geely стал не менее известный немецкий дизайнер Штефан Зилафф, который работал в Mercedes-Benz, Volkswagen, Bentley, а большую часть карьеры посвятил Audi. 

Поль Брак: от Mercedes-Benz до Great Wall Motor

Поль Брак – легендарный французский дизайнер, который работал в Mercedes-Benz, BMW и Peugeot. В частности, он создал отдельные варианты купе и кабриолета для уже разработанных седанов Mercedes-Benz W111 и W112 "Fintail", родстера 230SL Pagoda, серий W108/W109, W114/W115. Все эти машины оставили неизгладимый след в европейском автомобильном дизайне. Помимо своей профессиональной деятельности, Поль Брак часто выступал в качестве члена жюри многих автомобильных конкурсов, включая Pebble Beach Concours d'Elegance, где оценивались функциональность, история и стиль автомобилей.

Поль БракПоль Брак

После долгой работы на европейские компании Поль Брак присоединился к Great Wall Motors – одному из ведущих китайских производителей внедорожников. Здесь пригодился его опыт в дизайне люксовых авто, который помог бренду укрепить на китайском рынке свою репутацию в сегменте роскошных внедорожников. В частности, это касается модели WEY VV7.

WEY VV7WEY VV7

Джайлс Тейлор: от Rolls-Royce до FAW

Первым крупным творением Джайлса Тейлора стал Citroën Xsara, чей внешний вид он курировал вплоть до стадии производства. Но как только машина вышла на рынок, британский дизайнер покинул компанию и перешел в Jaguar, где проработал аж 14 лет, в том числе на должности главного дизайнера по экстерьеру. Среди его работ – Jaguar XJ (X351), Jaguar XJ75 Platinum, Jaguar XK и XJ. Но мировая известность пришла к Джайлсу Тайлеру во время работы в Rolls-Royce, куда он перешел в 2011 году в качестве руководителя отдела внешнего дизайна. Причем сразу же он стал отвечать за дизайн интерьера и экстерьера известных моделей Ghost и Phantom.

Джаилс ТейлорДжайлс Тейлор

Но в 2018 году мировые СМИ буквально взорвались от новости про то, что Джайлс Тейлор "променял" Rolls-Royce на китайскую компанию FAW, куда его взяли на пост глобального вице-президента по дизайну и главного креативного директора. Таким образом британский дизайнер отвечает за все продукты китайской компании. Но особенное внимание уделяется люксовому бренду Hongqi, который создается для партийной элиты КНР.

Hongqi Golden SunflowerHongqi Golden Sunflower

Вольфганг Эггер: от Alfa Romeo до BYD

Имя Вольфганга Эггера уже само по себе означает что-то дорогое. Ведь большую часть своей карьеры он занимал должность главного дизайнера в различных европейских автокомпаниях класса люкс. Среди них: Alfa Romeo, Audi и Lamborghini. Например, в Alfa Romeo под его руководством были созданы Nuvola Concept, 156, 166, 147 и 8C Competizione.

Вольфганг ЭггерВольфганг Эггер

А в 2017 году неожиданно для всех Вольфганг Эггер принял предложение от китайской компании BYD, где ему предложили пост главного дизайнера. Причем его основной задачей было создать фирменный стиль бренда, начиная с гибридной модели BYD Song Max и серии других электромобилей. Также руке Вольфгангу Эггеру принадлежит BYD Han, выпущенный в 2020 году.

BYD Song MaxBYD Song Max

BYD HanBYD Han

Клаус Зисора: от Volkswagen до Changan

Еще один немец в нашем списке – Клаус Зисора, который более 30 лет своей жизни посвятил компании Volkswagen. Он пришел туда в 1989 году, но первый большой проект он получил лишь спустя несколько лет – это был интерьер Volkswagen Golf Mk4. После этого ему стали доверять работу над экстерьером машин и даже концептуальным дизайном, а в 2007 году он стал главным дизайнером немецкого бренда. Спустя еще 13 лет Клаус Зисора возглавил отдел дизайна всей группы Volkswagen. 

Клаус ЗисораКлаус Зисора

Но на этой должности он пробыл недолго, потому что уже через три года, в 2023-м, перешел в Changan. В китайской компании Клаус Зисора получил пост вице-президента и стал ответственным за глобальный дизайн всей группы. Таким образом он отвечает не только за внешний вид новых моделей Changan, но и за такие бренда как NEVO, Avatr и Deepal.

Avatr 12Avatr 12

Deepal S07Deepal S07

На самом деле, подобных историй гораздо больше. Многие специалисты, начиная от инженеров и заканчивая дизайнерами, уже много лет трудятся в различных китайских автомобильных компаниях. Что касается дизайна, то сегодня принято ругать художников, которые будто бы копируют самих себя. Но здесь важно помнить, что выше головы не прыгнешь. Тем более, если когда-то ты уже создал что-то легендарное, а может быть даже и не один раз. 

Автор Наталья Туникова

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.