Голова рыбы, старые ботинки, шары на поверхности… Или это яблоки? Оказывается, на фотографии запечатлен человек в боксерских перчатках. Андрей Щукин играет с воображением зрителя, дает возможность прочесть увиденное по-разному. В редакции Смартпресс в рамках проекта Art at Work “поселились” несколько работ Щукина. Их рассмотрели дипломаты и представители бизнеса – а потом засыпали фотографа вопросами. Какими? 

Щукин_кинестетика_49.jpgФотограф Андрей Щукин в рамках проекта “Кинестетика” отснял более 50 предметов

Черно-белые снимки Андрея Щукина сразу же привлекают внимание. Смотришь на них – и, кажется, если протянуть руку, можно потрогать те изношенные ботинки или пласт замороженной рыбы: настолько точно фотограф передает текстуру и фактуру. Простые вещи у Щукина наполняются смыслом, за каждой из них стоит своя история. И уже на старые ботинки начинаешь смотреть другими глазами. 

 Работы из проекта Андрея Щукина "Кинестетика"

Щукин_кинестетика_14.jpgКуратор проекта Ольга Рыбчинская (слева), временная поверенная в делах посольства Германии Андреа Викторин и советник посольства Филипп Энгстлер 

Щукин_кинестетика_43.jpgСоветник-посланник посольства Румынии Тибериус Калинов (слева) и временный поверенный в делах Грузии Георгий Саганелидзе

– Сегодняшний фотопроект “Кинестетика” ассоциируется с выражением: “Нужно жить моментом”, – этими словами главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей открыла мероприятие. – Фотография – это застывшие эмоции, ощущения, время. Мы порой смотрим на какие-то вещи и даже не замечаем их, упускаем из вида. А фотографы своим творчеством говорят нам: “Стоп! Посмотрите, как много красивого вокруг”

Щукин_кинестетика_44.jpgГлавный редактор Smartpress Юлия Кочубей и поверенный в делах Франции в Беларуси Людовик Руайе обсуждают, что стоит жить моментом и замечать детали вокруг

Щукин_кинестетика_34.jpgАндрей Щукин слушает мнения о своих работах

И в этот момент представители бизнеса и дипломаты оглянулись: есть же что-то красивое в голове рыбы на тарелке! И засмеялись.  

Щукин_кинестетика_12.jpg

“Андрей, так чьи это ботинки?”  

Андрей Щукин в рамках проекта “Кинестетика” дает возможность “словить” время, задержать его. Ведь в старых вещах так много следов прошлого: трещины, царапины, потертости. 

– Наше воображение, ассоциативный ряд очень сильно привязаны к нашему опыту. К тому, что мы видели, проживали, – говорит куратор проекта, арт-критик, исследователь Ольга Рыбчинская. 

Щукин_кинестетика_35.jpgСоветник посольства Чехии Петр Галакса (слева) и поверенный в делах Чехии Томаш Крыл

Щукин_кинестетика_54.jpgСоветник по культуре посольства Турции Озан Чифтчи и ассистент посольства США Алла Вихнина ищут в работах фотографа зашифрованные смыслы

Вот и выходит, что каждый “считывает” фотографию по-разному, придумывает ей собственную историю. Например, возле снимка старых изношенных ботинок некоторые гадали: “Кому они принадлежат? Умершему человеку? Или фотограф просто запечатлел обувь? А если это просто ботинки, что же хотел сказать автор?”.    

– Андрей, так чьи это ботинки? – Гости мероприятия решили напрямую спросить у фотографа.

Щукин_кинестетика_5.jpgАндрей Щукин со снимком, который вызвал больше всего вопросов у гостей

– Эти ботинки – с барахолки. Я долго их крутил в руках, думал, как зашифровать образ. Никто же не говорит, что за ними находится человек. Это просто образ, а вы его уже считываете как вам хочется, – отвечает Андрей Щукин.     

“Мы теряем половину ощущений в жизни, когда лишаем себя возможности прикоснуться к предмету”  

В рамках проекта “Кинестетика” Андрей сфотографировал более 50 предметов. Его взгляд может зацепить любая вещь: потрепанная кепка, пышные подушки, воздушная накидка. Простые вещи Щукин превращает в художественные объекты. 

Щукин_кинестетика_17.jpg
Щукин_кинестетика_8.jpgЗавкафедрой журфака БГУ Татьяна Солодовникова (слева) и Наталия Зайцева, пресс-секретарь посольства Франции 

Щукин_кинестетика_33.jpgБренд-менеджер фармацевтической компании Nobel Екатерина Ершова 

– Почему проект называется “Кинестетика”? Я знакомлюсь с предметом не только визуально, но люблю его потрогать, пощупать, помять, – объясняет фотограф. – Сегодня это уже забытые ощущения, ведь люди привыкли многие вещи заказывать в интернете. Мне кажется, мы теряем половину ощущений в жизни, когда лишаем себя возможности вживую увидеть предмет и прикоснуться к нему.  

Щукин_кинестетика_18.jpgДиректор “Лакшери моторс” Павел Садовников

Щукин_кинестетика_41.jpgПервый секретарь посольства Евросоюза Ольга Бейнаровича

Андрей Щукин любит бродить по барахолкам. Говорит, он не ищет антиквариат: в его поле зрения попадает другое.     

– Вещи-символы и вещи-знаки, которые могут впечатлить сами по себе, – объясняет Щукин. – Сразу фотографировал их на самой барахолке, а потом начал “изымать” с рынка и переносить в студию. Выбор таких предметов интуитивный. Я больше доверяюсь мимолетному впечатлению. Не очень долго рассуждаю над тем, что это будет. Глаз зацепился, мне понравилось – и этого уже достаточно. 

Щукин_кинестетика_55.jpgМаркетинг-менеджер Nobel Светлана Коверко

Щукин_кинестетика_20.jpgГлава Представительства немецкой экономики в Беларуси Владимир Августинский

Однажды Андрея на рынке в Ждановичах “зацепил”... пласт замороженной сельди. Его даже не остановило, что рыба потянула на 14 кг. В ней фотограф увидел не внушительный вес, а что-то другое, и перенес это на бумагу. 

Щукин_кинестетика_56.jpgРабота Андрея Щукина. На фото - 14 кг селедки

Щукин_кинестетика_57.jpgМаркетинг-менеджер фармацевтической компании “Эгис” Мария Шуманская  

Неоднозначность фотографий 

Дипломаты и представители бизнеса во время мероприятия не раз по-своему считывали зашифрованные в работах Щукина образы. Например, прозвучала ремарка, что на одном из снимков не сразу  можно рассмотреть лежащего человека в боксерских перчатках.  

Щукин_кинестетика_15.jpgДипломаты возле философского снимка Андрея Щукина

Щукин_кинестетика_6.jpgДиректор по маркетингу “Морозпродукт” Елена Камейша 

Щукин_кинестетика_47.jpgВременная поверенная в делах посольства Германии Андреа Викторин 

– Мне было интересно поработать с человеком как с натюрмортом.  Нравится находить в фотографии какую-то неоднозначность. Многие спрашивают: “Это яблоки? Или мячи?”. Хорошо, когда у снимка есть второй план, и мне не обязательно давать однозначные ответы. Человек посмотрит и сам пофантазирует на эту тему, – комментирует фотограф.

Щукин_кинестетика_26.jpgPR-менеджер Fonbet Наталья Грекович

Щукин_кинестетика_37.jpgЗаместитель генерального директора торговой сети “Соседи” Вадим Аванесов

Щукин_кинестетика_16.jpgДиректор по маркетингу компании “Модум” Ольга Безводицкая   

Но гости все равно хотели сверить свои ощущения с эмоциями Андрея Щукина. Спрашивали, как он добивается такой правдоподобности фотографии, как ему удается зафиксировать следы времени, насколько его внутренние переживания влияют на творчество. Сам же автор к любым трактовкам его работ относился с интересом. 

Щукин_кинестетика_7.jpgФотограф Андрей Щукин

– Мне нравится, что возникают вопросы. Не хочется однозначного прочтения, когда смотришь и всё понятно, – отмечает Щукин. – Так работы больше цепляют,  хочется задержать внимание зрителя. 

Щукин_кинестетика_10.jpg
Текст: Екатерина Асомчик, фото: Елена Таборко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.