В НАДТ им. Горького “лед тронулся”: художественный руководитель театра Сергей Ковальчик представил свое прочтение “12 стульев” Ильфа и Петрова. Постановка “русского” театра не совсем похожа на классику, но уже вызвала ажиотаж у белорусских театралов.

12 стульев

Журналист Smarepress.by, побывав на первом показе спектакля в Минске, утверждает: он наверняка оставит впечатление и у тех зрителей, кто не является фанатом Ильфа и Петрова, и у тех, кто в каждом Бендере видит Андрея Миронова, а в каждом Кисе – Сергея Филиппова.

12 стульевСергей Ковальчик в роли Остапа Бендера увидел Александра Гиренка

“Я, оршанский мальчик, который ходил в 12-ю школу, даже не думал, что мне выпадет такая удача сыграть великого комбинатора всех времен Остапа Бендера. Я счастлив. Понимаю, что меня волей-неволей будут сравнивать с такими глыбами, как Сергей Юрский и Андрей Миронов, и от этого сложнее… в четыре раза. Но я к этому готов”, – говорил Гиренок в одном из интервью, предшествующему премьере.

12 стульев

Отметим, что еще одним актером, который может выйти на сцену в роли Бендера, заявлен действующий министр культуры Беларуси Руслан Чернецкий, а сама постановка создана при поддержке министерства культуры Российской Федерации и АНО “Русские сезоны”.

12 стульев

В роли Кисы Воробьянинова на сцену выходят заслуженные артисты Беларуси Сергей Чекерес и Андрей Душечкин. Оба яркие непревзойденные актеры – и каждый нашел в собственном образе что-то свое. 

12 стульев

12 стульев

Чекерес попытался сделать своего героя не столько смешным, сколько трогательным, а Душечкин признается, что видит Воробьянинова несчастным человеком, потерявшим все ориентиры в жизни, когда тот погнался за воображаемым богатством. Оба уверены в одном: их образы отличаются от тех, которые создали и Сергей Филлипов, и Анатолий Папанов.

К слову, на премьерный показ “12 стульев” Ковальчика билеты разобрали менее, чем за сутки, на последующие – за несколько дней. 

12 стульев

И это при том, что из-за ремонта на главной сцене НАДТ им. Горького премьеру пришлось ставить на временной сцене – во Дворце культуры имени Шарко. 

“Главный элемент декораций – стулья. Ребята сели в автобус, взяли по стулу, приехали на любую площадку и отработали”, – с улыбкой говорят в театре. 

12 стульев

В постановке, к слову, задействовано более 30 актеров, среди которых – студенты Белорусской государственной академии искусств. И, по мнению Smartpess.by, игра “второстепенных” персонажей порой настолько занимательна, что перетягивает на себя все внимание с главных героев – Остапа и Кисы.

Одна только фраза “Ситечко, ситечко” и переданные при этом эмоции в зал чего стоят…

12 стульев

12 стульев

12 стульев

12 стульев

12 стульев

Спектакль заявлен как репертуарный, по признанию критиков, он имеет все шансы стать очередным топовым спектаклем “русского театра” и его визитной карточкой.

Сергей Ковальчик признался, что очень долго присматривался к сюжету “12 стульев” и искал форму подачи материала. 

12 стульев

Идея переложения классического видения материала 20-х годов прошлого века ему показалась неинтересной, и он сделал ставку на современное музыкальное оформление, динамическое сатиричное видение материала и даже убрал из сюжета некоторых героев, например, отца Федора.

“После мучительных размышлений я решил его сократить, потому что он несколько притормаживал действие”, – признался режиссер.

12 стульев

Когда у Ковальчика спросили о главной идее постановки, он признался, что очень хотел поговорить с сегодняшним зрителем на тему, как и насколько нужны в современной жизни деньги: “На что человек готов пойти, чтобы заработать, добыть или украсть деньги, любым способом присвоить их себе. Эти темы сейчас, как мне кажется, актуальны и интересны. И роман явился поводом для их раскрытия”. 

Худрук утверждает, что мошенники и авантюристы всегда были интересны людям, однако ему также особо интересен их путь на примере Остапа Бендера, который вначале просто напросился к Кисе в компаньоны, а после уже почувствовал себя вершителем судеб, когда сокровища вскружили ему голову.

12 стульев

“В конечном итоге, наверное, эта история про то, что все хотят выбиться в люди, но почему-то никто не хочет стать Человеком”, – рассуждает худрук театра.

Ирина Горошко

Фото предоставлены НАДТ им. Горького

Илья Ильф, Евгений Петров. “12 стульев”

16+

Музыкальный спектакль в 2 действиях

Инсценировка С.Ковальчика

При поддержке министерства культуры Российской Федерации и АНО “Русские сезоны”

12 стульев

Действующие лица и исполнители:

Остап – Александр Гиренок, заслуженный артист Республики Беларусь Руслан Чернецкий

Воробьянинов – заслуженный артист Республики Беларусь Андрей Душечкин, заслуженный артист Республики Беларусь Сергей Чекерес

Дворник; Член комиссии – Сергей Савенков

Альхен; Одноглазый шахматист; Музыкант – Алексей Качан

Коробейников; Кислярский; Режиссер – Александр Полозков

Мадам Грицацуева – Виктория Ковальчик, Александра Комиссарова

Боур – Татьяна Бовкалова

Лиза – Вера Грицкевич

Аукционист; Музыкант – Кирилл Никитин

Барышня на аукционе – Александра Прищепова

Эллочка-людоедка – Виталина Бидюк

Фимка Собак – Ольга Здярская

Инженер Щукин; Музыкант – Сергей Жбанков

Изнуренков; Музыкант – Александр Стасевич

Ляпис Трубецкой; Музыкант – Павел Евтушенко

Персицкий; Помощник режиссера – Егор Третьяков

Мечников; Завхоз – Сергей Прокопич

Сторож – народный артист Беларуси Александр Ткаченок

Паша Эмильевич – Кирилл Лялюго (студент БГАИ)

Официант – Павел Полещук (студент БГАИ)

Беспризорник – Иван Савенков

Иностранец; Румяный турист – Блез Пинадель Ташуола Гуайемо

Дети Поволжья; Милиционеры: Кирилл Лялюго, Милен Кланюк, Назар Реут, Павел Полещук, Максим Разуванов, Иван Любима (студенты БГАИ)

Старухи; Члены комиссии; Отдыхающие; Богатые люди; Васюкинцы; Инопланетяне – актеры театра

Постановочная группа:

Режиссер-постановщик – заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Сергей Ковальчик

Режиссер – Мария Матох

Композитор – Тимур Калиновский

Сценография – Вениамин Маршак

Костюмы – Мария Герасимович

Балетмейстер – Дмитрий Залесский

Хормейстер – Павел Юхнович

Ассистент режиссёра – Яна Янель

Премьера спектакля состоялась 19 октября 2025 года. Продолжительность спектакля – 2 часа 40 минут с антрактом.