Андрей Щукин – фотограф, для которого визуальное искусство неразрывно связано с осязанием. Его проект "Кинестетика", который поселился в редакции Смартпресс в рамках проекта Art at Work – это возможность "потрогать глазами" прошлое, ощутить его текстуру. Фотограф исследует материальность старых вещей: металл, стекло, дерево, истертые временем ручки инструментов. Пока мы развешивали фотоработы, поговорили с Андреем о том, как он пришел в фотографию, почему не стал инженером и для чего занимается коммерческой фотографией.
Андрей Щукин в редакции Смартпресс, 2025
От инженера к фотографии: "Мечтал быть оператором"
– Андрей, вы начинали с технического образования. Как произошел этот поворот в сторону фотографии?
– Я не могу сказать, что это было резкое решение. В Политехнический институт я поступил скорее из-за отсутствия лучшего варианта. В те годы попасть во ВГИК было почти нереально, а я мечтал быть не фотографом, а оператором. Снимал с друзьями еще в школе, мы устраивали любительские киносъемки.
Развеска фотопроекта Андрея Щукина в редакции Смартпресс, 2025
– А как долго вы работали инженером?
– Полтора года, по распределению. Но я быстро понял, что это абсолютно не мое. В 1990-е открывались первые кооперативы, появились возможности работать самостоятельно, и я начал заниматься фотографией.
– Получается, техническое образование вам не пригодилось?
– Высшее образование в любом случае полезно. Оно дает широту восприятия, учит учиться. Сопромат, математика и в фотографии пригождается…
Развеска фотопроекта Андрея Щукина в редакции Смартпресс. Точность в деталях. 2025
Что важнее в фотографии: техника или ощущение?
– Вас называют автором художественной фотографии. Как бы вы охарактеризовали свой стиль?
– Художественная фотография – это слишком общее понятие. Я работаю в разных техниках: есть монохромные серии, есть цветные. Цвет – это инструмент, такой же, как свет и контраст. Если он нужен проекту, он добавляет свою драматургию. Если нет – легко от него отказаться. Черно-белая фотография сложнее в работе: там важен свет, форма, текстура. В цвете тоже много нюансов – он может помочь кадру, а может "размазать" идею.
– А что для вас главное в фотографии?
– Композиция. А за ней смысл. Без этого снимок остается просто набором форм.
Работа из проекта Андрея Щукина "Кинестетика"
"Кинестетика": как вещи хранят время
– Ваш проект "Кинестетика" связан с тактильностью старых вещей. Как он появился?
– Я с детства любил барахолки. В Минске раньше был большой блошиный рынок на Сторожевском рынке, прямо рядом с моим домом. Мы с друзьями бегали туда – смотреть, трогать, рассматривать. Там можно было найти всё: голубей, собак, котов, старинные самовары, инструменты. Я тогда еще не думал, что буду фотографировать эти вещи, но уже чувствовал их особую энергетику.
Работа из проекта Андрея Щукина "Кинестетика"
– Когда вы начали снимать?
– Сначала я просто наблюдал, делал кадры прямо на рынке. Потом мне захотелось принести эти объекты в студию. Важно не просто снять предмет, а передать его текстуру, ощущение времени. Ведь старые вещи – это не просто антиквариат. Это знаки, символы, память.
Работа из проекта Андрея Щукина "Кинестетика"
– Вы их как-то специально отбирали?
– Скорее, они сами меня находили. Бывает, идешь по барахолке, и вдруг что-то смотрит на тебя – и ты понимаешь: вот оно. Например, старая скрипка. Я сразу, естественно, вспоминаю, слышу музыку, образы какие-то, предметы, знаки. А кроме того, взять, потрогать, ощутить активность этой старой вещи. Стекло – холодное, дерево – теплое.
"Мы ушли в кино": о новом этапе творчества
– Сейчас вы снимаете кино. Это сознательный шаг или эксперимент?
– Это естественное продолжение. Сегодня можно делать кино практически в одиночку, не имея больших бюджетов. Мы с коллегами работаем в документальном жанре, но сейчас границы между документалистикой и художественным кино размыты. Нам интересно пробовать новые формы.
Развеска фотопроекта в редакции Смартпресс, Андрей Щукин и куратор фотопроекта Ольга Рыбчинская, Смартпресс 2025
– Это короткий метр?
– Да, короткометражки. Где-то это чистый документальный фильм, где-то более свободное высказывание. Один из наших фильмов попал в шорт-лист фестиваля, что очень приятно.
– Фотография и кино для вас – это самовыражение?
– Конечно. Разница только в платформе: для фотографий надо найти пространство, развесить работы. А фильм – выложить в сеть. Но и там его посмотрят 200-300 человек. Вопрос всегда в зрителе.
Работа из проекта Андрея Щукина "Кинестетика"
О работе в коммерческой фотографии
– Но ведь 200-300 – это не про деньги. Вы работаете и в коммерческой фотографии. Это больше про творчество или про компромисс?
– Это про выживание. Но даже в рекламе можно находить творческие решения, все зависит от заказчика и задачи. Конечно, это не та свобода, что в авторских проектах, но тут уже вопрос баланса.
Беседовала Юлия Кочубей
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.