Андрей Щукин – фотограф, для которого визуальное искусство неразрывно связано с осязанием. Его проект "Кинестетика", который поселился в редакции Смартпресс в рамках проекта Art at Work – это возможность "потрогать глазами" прошлое, ощутить его текстуру. Фотограф исследует материальность старых вещей: металл, стекло, дерево, истертые временем ручки инструментов. Пока мы развешивали фотоработы, поговорили с Андреем о том, как он пришел в фотографию, почему не стал инженером и для чего занимается коммерческой фотографией. 

Арт-проект Андрея Щукина 1.jpgАндрей Щукин в редакции Смартпресс, 2025

От инженера к фотографии: "Мечтал быть оператором"

– Андрей, вы начинали с технического образования. Как произошел этот поворот в сторону фотографии?

– Я не могу сказать, что это было резкое решение. В Политехнический институт я поступил скорее из-за отсутствия лучшего варианта. В те годы попасть во ВГИК было почти нереально, а я мечтал быть не фотографом, а оператором. Снимал с друзьями еще в школе, мы устраивали любительские киносъемки. 

Арт-проект Андрея Щукина 2.jpgРазвеска фотопроекта Андрея Щукина в редакции Смартпресс, 2025

– А как долго вы работали инженером?

– Полтора года, по распределению. Но я быстро понял, что это абсолютно не мое. В 1990-е открывались первые кооперативы, появились возможности работать самостоятельно, и я начал заниматься фотографией.

– Получается, техническое образование вам не пригодилось?

– Высшее образование в любом случае полезно. Оно дает широту восприятия, учит учиться. Сопромат, математика и в фотографии пригождается…

Арт-проект Андрея Щукина 3.jpgРазвеска фотопроекта Андрея Щукина в редакции Смартпресс. Точность в деталях. 2025

Что важнее в фотографии: техника или ощущение?

– Вас называют автором художественной фотографии. Как бы вы охарактеризовали свой стиль?

– Художественная фотография – это слишком общее понятие. Я работаю в разных техниках: есть монохромные серии, есть цветные. Цвет – это инструмент, такой же, как свет и контраст. Если он нужен проекту, он добавляет свою драматургию. Если нет – легко от него отказаться. Черно-белая фотография сложнее в работе: там важен свет, форма, текстура. В цвете тоже много нюансов – он может помочь кадру, а может "размазать" идею.

– А что для вас главное в фотографии?

– Композиция. А за ней смысл. Без этого снимок остается просто набором форм.

Арт-проект Андрея Щукина 4.jpgРабота из проекта Андрея Щукина "Кинестетика"

"Кинестетика": как вещи хранят время

– Ваш проект "Кинестетика" связан с тактильностью старых вещей. Как он появился?

– Я с детства любил барахолки. В Минске раньше был большой блошиный рынок на Сторожевском рынке, прямо рядом с моим домом. Мы с друзьями бегали туда – смотреть, трогать, рассматривать. Там можно было найти всё: голубей, собак, котов, старинные самовары, инструменты. Я тогда еще не думал, что буду фотографировать эти вещи, но уже чувствовал их особую энергетику.

Арт-проект Андрея Щукина 5.jpgРабота из проекта Андрея Щукина "Кинестетика"

– Когда вы начали снимать?

– Сначала я просто наблюдал, делал кадры прямо на рынке. Потом мне захотелось принести эти объекты в студию. Важно не просто снять предмет, а передать его текстуру, ощущение времени. Ведь старые вещи – это не просто антиквариат. Это знаки, символы, память.

Арт-проект Андрея Щукина 6.jpgРабота из проекта Андрея Щукина "Кинестетика"

– Вы их как-то специально отбирали?

– Скорее, они сами меня находили. Бывает, идешь по барахолке, и вдруг что-то смотрит на тебя – и ты понимаешь: вот оно. Например, старая скрипка. Я сразу, естественно, вспоминаю, слышу музыку, образы какие-то, предметы, знаки. А кроме того, взять, потрогать, ощутить активность этой старой вещи. Стекло – холодное, дерево – теплое. 

"Мы ушли в кино": о новом этапе творчества

– Сейчас вы снимаете кино. Это сознательный шаг или эксперимент?

– Это естественное продолжение. Сегодня можно делать кино практически в одиночку, не имея больших бюджетов. Мы с коллегами работаем в документальном жанре, но сейчас границы между документалистикой и художественным кино размыты. Нам интересно пробовать новые формы.

Арт-проект Андрея Щукина 7.jpgРазвеска фотопроекта в редакции Смартпресс, Андрей Щукин и куратор фотопроекта Ольга Рыбчинская, Смартпресс 2025

– Это короткий метр?

– Да, короткометражки. Где-то это чистый документальный фильм, где-то более свободное высказывание. Один из наших фильмов попал в шорт-лист фестиваля, что очень приятно.

– Фотография и кино для вас – это самовыражение?

– Конечно. Разница только в платформе: для фотографий надо найти пространство, развесить работы. А фильм – выложить в сеть. Но и там его посмотрят 200-300 человек. Вопрос всегда в зрителе.

Арт-проект Андрея Щукина 8.jpgРабота из проекта Андрея Щукина "Кинестетика"

О работе в коммерческой фотографии

– Но ведь 200-300 – это не про деньги. Вы работаете и в коммерческой фотографии. Это больше про творчество или про компромисс?

– Это про выживание. Но даже в рекламе можно находить творческие решения, все зависит от заказчика и задачи. Конечно, это не та свобода, что в авторских проектах, но тут уже вопрос баланса.

Беседовала Юлия Кочубей

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.