В редакции Смартпресс – новый арт-проект. До конца года в нашем офисе живут семь работ знаменитой белорусской художницы Натальи Залозной. Наталья последние годы живет преимущественно за границей, поэтому мы очень рады, что смогли заполучить в наше рабочее пространство ее картины, в том числе самую новую – Patchwork из цикла Freeze Frame. После развески работ мы поговорили с Натальей о детстве, творчестве, жизни кочевника и любви.
Наталья Залозная, фото из личного архива
О таланте и вдохновении
– В обучении есть две главные вещи: ремесло - это умение рисовать, и композиция - это умение мыслить. Ремесло не всегда является важным и главным составляющим элементом. Мой преподаватель Олег Владимирович Ходыко говорил: "Вот Шагал не умел рисовать коленки, и что это меняет?" И действительно, что меняет, умеешь ты хорошо рисовать или нет? Важно что-то другое.
Когда в произведении искусства чувствуешь пульсацию жизни, необъяснимую словами - это и есть главное. А иногда смотришь - мертвечина. Она никак не отзывается. Я говорю и о своих работах тоже.
Наталья Залозная во время развески работ в редакции Смартпресс, 2024.
Почему иногда получается мертвечина, а иногда – жизнь?
– Возможно, это зависит от внутреннего состояния. Лично у меня есть определенные этапы, когда ты в какой-то яме, и что бы ты ни делал, будет плохо.
И что тогда? Переждать или работать?
– Я в таких ситуациях всегда цитирую Пикассо. Банальная фраза, но очень точная: "Всякий раз, когда ко мне приходит вдохновение, оно застает меня за работой". Вдохновение ведь не так часто посещает…
А что такое вдохновение?
– Я бы сказала, забытье. Как впадаешь в какой-то сон, а через 5 минут проснулся: что это было? И ты видишь результат.
Patchwork, 2024, Наталья Залозная
О семье и поддержке отца
– Отец меня по жизни всегда хвалил, поддерживал. И это дало мне стойкость и силу. Когда отцу в руки попадали мои юношеские зарисовки, которые я чирикала на занятиях, он всегда долго-долго на них смотрел, пытаясь, наверное, рассмотреть меня. И это всегда подстегивало быть требовательной к себе: его внимание должно было быть оправдано. Все что ты делаешь, должен делать ответственно.
Отец у меня был художником, а мама учительница. Методы у них были противоположные. Мама, как педагог, меня воспитывала, а отец – учил и хвалил.
Детей надо хвалить?
– Не только детей. Если человек слабый, это даст ему силы. А если умный и сильный – его не обманешь, разберется. Похвала дает твердость, уверенность.
Что мы обычно чувствуем, когда нас ругают – ни за что не хочется браться. Меня сделали поддержка отца, преподаватели и чувство юмора.
Когда я училась, у нас была шикарная группа и в ней было три великолепных юмориста. Постоянное веселье в мастерской создавало позитивную и легкую атмосферу. Был прекрасный преподаватель Олег Владимирович Ходыко. Я ходила на дополнительные курсы Ленины Николаевны Мироновой по истории современного искусства, цифровой символике, символике цвета. Это человек с невероятным интеллектуальным багажом. Еще я была стипендиатом и ездила в дом творчества Сенеж под Москвой, куда съезжались молодые художники со всей страны. Там была потрясающая творческая среда.
Наталья Залозная, фото из личного архива
Переезд в Бельгию – осознанный выход из зоны комфорта
– Я преподавала в начале 1990-х в художественном училище. Тогда же завязались отношения с будущим мужем, художником Игорем Тишиным. Он, как и я, работал в "Глебовке". А в на “миллениум” мы втроем, с 7-летним сыном, переехали в Брюссель.
Маленькое отступление: для меня в творчестве важна ситуация некомфортности. В Беларуси меня знали, здесь складывалась очень уютная среда. А когда я приезжала в Дом творчества Сенеж, работала с художниками из разных республик, мне надо было о себе заявить. И оказалось, что трудности лично для меня были хорошим стимулом для развития.
Цикл "Внутренняя конформность", 2022. Наталья Залозная
То есть, вы решились на переезд в Бельгию, чтобы выйти из зоны комфорта?
– Отчасти – да. Конечно, были и другие причины. Было интересно посмотреть своими глазами, что происходит в искусстве за рубежом. Вряд ли можно сказать, что центр современного искусства в Беларуси (улыбается). Было очень любопытно увидеть своими глазами, попробовать там жить, проявить себя.
2016. Zedes Art Gallery. Brussels, Belgium
2016. Zedes Art Gallery. Brussels, Belgium
2006. Lilja Zakirova Gallery. Heusden. Holland. Фото с сайта Zaloznaya.com
– Лично для меня это было сурово. Мне было 40 лет, в этом возрасте уже сложнее интегрироваться. Плюс мы приехали из социалистического мира, а там совершенно другие правила. Но западный образ жизни очень подстегивал. Сидеть на месте – там так не работает.
2012, ART Elysees, Paris. Фото с сайта Zaloznaya.com
Я кочевник по природе. После Бельгии я поехала в Черногорию. Меня привлекла возможность работать в Montenegro European Art Community. Потом я вернулась в Беларусь на три года. В 2022-м уехала на два года в Италию. И вот полгода я снова в Беларуси.
Вам не нужно пустить корни?
Корни пущены здесь... Если я засиживаюсь на одном месте, притупляется восприятие и активность. Подъем, подъем, потом спуск – и тебе становится неинтересно.
Наталья Залозная во время развески работ в редакции Смартпресс, 2024.
Любит открытость, сторонится врунов, но главное – бескорыстная любовь
– Ценю в людях искренность. Это слишком банально? Когда есть искренность, тогда есть доверие. И еще ясность, открытость, но не простоту.
А что не нравится пугает, раздражает?
– Есть люди, которые любят доминировать. Это мне не нравится. Не люблю, когда человек врет, когда он ненадежен.
Цикл "Внутренняя конформность", 2022. Наталья Залозная
Но самое главное качество - это любовь.
А любовь – это что?
– Ну как что? (Наталья, вздохнув, с сочувствием посмотрела). Этот ж и так понятно. Особенно любовь бескорыстная, когда не ждешь взаимности, ответа. Я не знаю, как объяснить, что такое любовь…
Беседовала Юлия Кочубей
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.