Работы белорусского художника Андрея Петкевича умеют вызвать эмоции: смотришь на влюбленных бегемотов на картине “Волнение” – улыбаешься, рассматриваешь сливающуюся с лесом зебру – впадаешь в рассуждения о жизни. Картины Петкевича нельзя понять за минуту, в них нужно погружаться: разгадывать визуальные ребусы, улавливать парадоксы и считывать черный юмор. В офисе редакции Smartpress.by дипломаты и представители бизнеса смогли рассмотреть и, кажется, разгадать работы Андрея Петкевича в рамках проекта Art at Work.
В офисе Смартпресс художник Андрей Петкевич представил 12 своих работ
Космическая тематика, белорусский пейзаж, нарядный африканский бог… Это точно работы одного автора? Все они выполнены в разных стилях и техниках. Гости пытаются понять, что их объединяет, и не находят ответ. От этого становится еще интереснее.

Картина “Любовный треугольник” вызвала много дискуссий
Главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей разгадала все шифры художника
– Андрей, скучно работать в одном стиле? – обращается к художнику главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей.
– Да! – искренний ответ Андрея Петкевича вызывает смех публики. – Действительно, это всё эксперименты. Я приверженец старой школы и люблю классическое рисование. Чтобы оно не умерло, приходится оживлять его новыми взглядами. От этого получаю персональный кайф.
Художник Андрей Петкевич…
…и эмоции гостей
“Выход из ситуации часто может быть парадоксальным, не явным”
“Любовный треугольник”, “Волнение”, “Свой среди чужих” – в офисе Смартпресс разместились 12 работ Андрея Петкевича в рамках проекта Art at Work. Глядя на то, как в них зашифрованы интеллектуальные смыслы и какие ребусы находятся внутри, проект получил название Codenames. Ведь каждая картина Андрея – это своеобразный шифр, попробуй разгадай.
Картина “Выход”
Мария Канасевич, руководитель PR-группы МТС, пытается угадать любимую работу автора
Поверенный в делах Евросоюза Стен Нерлов удивляется полету фантазии художника
Главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей предлагает сверить свои эмоции от картины “Выход” с теми, которые в нее вложил автор.
– Неоновая надпись “Выход”, которую мы видим в кинотеатре, поликлинике, на этой работе выглядит как чужеродный элемент. И вот эта неуместность детали создает ощущение художественного парадокса, – говорит Юлия Кочубей. – Обратите внимание: выход в самом темном месте. И здесь можно фантазировать: часто он не там, где светло.
Посол Швейцарии Кристина Хонеггер-Золотухин задумалась над смыслом картины “Выход”
Поверенный в делах Франции в Беларуси Людовик Руайе и советник посольства Германии Филипп Энгстлер сверяют свои впечатления от увиденного
Глава Представительства немецкой экономики в Беларуси Владимир Августинский
– Всё угадали, – отмечает Андрей. – Чтобы не потерять смысл своего существования, всегда нужно знать точку, к которой стремишься. И выход из ситуации часто может быть парадоксальным, не явным.
Вместо искренних эмоций – эмодзи
Дипломаты и представители бизнеса замечают: почти все работы Андрея Петкевича подталкивают к философским рассуждениям. Хочется говорить о жизни, выборе, поиске себя и смысла, об искренности эмоций. Например, на авторской литографии “Надрывные эмоции” лицо Самсона и морда льва спрятаны за эмодзи. Такой ход точно не ожидаешь увидеть в работе, где все детали четко прорисованы карандашом, а главного не рассмотреть. Кто-то это сравнил с “эстетическим шоком”.
Авторская литография “Надрывные эмоции”
Андрею Петкевичу интересно каждое мнение
Пресс-секретарь посольства Франции Наталия Зайцева (слева) и представитель компании Nero Наталья Грекович
– Я провожу параллель между настоящим искусством и современным миром сухих эмоций, которыми мы стали часто пользоваться, – объясняет художник. – Здесь искренние эмоции сопоставляются с немощью нашего общения.
Вот кто точно умеет проявлять эмоции: Пьер Пуртье, советник по культуре посольства Франции, и Паула Штилер, пресс-атташе посольства Германии
Ирина Собко, представитель образовательного центра “Развитие”
Советник посольства Германии Отто Граф с коллегой
В современном мире проще послать другу эмодзи (улыбающегося, плачущего, подмигивающего), чем словами объяснить свои чувства, отношение к ситуации.
“Иногда искусствоведы сочнее расскажут про картину, чем художник”
Вот уж где действительно зашифровано много смыслов и подтекстов, так это в серии работ, посвященных космосу. Здесь и троица богов в скафандрах, и загадочный танец Саломеи. Чтобы добраться до истины, гости просят подойти художника к картинам.
– Я это всё уже видел, – шутит Андрей Петкевич.
Почему боги изображены как космонавты? Зачем им скафандры, если они всемогущи?
Картина “Троица”
Главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей спрашивает, почему боги в скафандрах?
Кажется, поверенный в делах Чехии Томаш Крыл, знает ответ на этот вопрос
– Это настолько глубокая тема, что можно читать лекцию. Поэтому серия состоит не из одной работы, а нескольких, – отвечает художник.
Он каждому зрителю оставляет право трактовать картину так, как ему хочется и как ему видится. Иногда эти мысли совпадают с мнением Андрея, иногда – нет.
Картина “Танец Саломеи”
Директор по маркетингу компании “Модум” Ольга Безводицкая
Сотрудник пресс-службы МТБанк Лариса Абрамчук
– В искусстве есть три момента прочтения работы: как вы сами ее видите, что говорит художник и какие мысли появляются после всего услышанного и увиденного, – делится с гостями Андрей Петкевич. – Во всех моих работах есть идеи, но я выражаю их образами, возможно, до конца они не понятны. Бывает так, что искусствоведы сочнее расскажут про картину, чем я, хотя в смысл не попадут. В этом вся прелесть, и я позволяю этому мнению быть.
Переводчик образовательного центра программирования и высоких технологий Speak Native Анастасия Тригубович (слева) организовала англоязычным гостям синхронный перевод. Рядом с ней - руководитель отдела обучения Ольга Ермакова
Андрей Петкевич и его “Выход”
“Любовный треугольник – это блуждающая энергия без ответа”
Самой обсуждаемой картиной, которая вызывала больше всего эмоций (никаких эмодзи, гости открыто показали свои чувства), стала “Волнение”. Два бегемота слились в акте любви. Тут же по толпе побежали шутки.
Картина “Волнение”

– Бегемот – не самое грациозное животное, при этом картина наполнена чувственностью, даже определенным эротизмом, – делится своими наблюдениями главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей.
И раз уж заговорили о любви, рядом с бегемотами размещена работа “Любовный треугольник”. На ней житель тундры держит две огромные рыбы. Андрей, а что стало с обычной любовью?
Андрей Петкевич на фоне картины “Любовный треугольник”
– Вы смогли отгадать все коды и шифры в картинах?
Директор по маркетингу компании Active Cloud Наталья Сафонова
– Не нужно всё воспринимать буквально. Эта работа относится к серии Рыба - Love, в ней я рассуждал о любви как таковой, какие существуют вариации, версии, как выглядит любовный треугольник. Это перенаправленный вектор, когда ты любишь одного, он – второго, а второй – третьего. Это блуждающая энергия без ответа, – так трактует свое творчество Андрей Петкевич.
В какой момент художник скручивает полотно и убирает его подальше от глаз?
Рассмотрев все картины из серии Codenames, гости еще долго не могли разойтись. Они задавали Андрею вопросы про жизнь и творчество. Сразу ли он видит, какой будет его работа?

Директор представительства фармацевтической компании “Эгис” Наталья Сергеева
– Нет, и даже не могу сказать точного момента рождения картины. Процесс идет всегда, мы с вами сейчас разговариваем, а в голове рождаются какие-то образы, размышления. В этом вся прелесть: до конца не знаю, какой получится работа. Если всё понятно заранее, становится неинтересно, – рассказывает Андрей Петкевич.
– У вас все картины любимые? – спрашивают гости мероприятия.
– Нет, но всё равно все они мои дети. Есть неудачные и менее послушные, которые хотелось бы исправить или забыть. Что я делаю? Скручиваю полотна и убираю с глаз, – признается художник. – Самая любимая картина та, что рисую в данный момент. Но со временем она может попасть в категорию “нелюбимой”.

Заместитель директора компании “Сигмаполюс” по развитию Марина Стаховец
У Андрея Петкевича есть и нелюбимые работы
– Вы больше работаете, когда вам плохо или, наоборот, хорошо? Настроение влияет на творчество?
– Это не работа, а образ жизни, – отмечает Андрей. – Рисую, когда мне плохо, погружаюсь в другой мир, и всё отходит на другой план. Рисую, когда хорошо и просто тянет к холсту. Это вообще приятное состояние.
Текст: Екатерина Асомчик, фото: Елена Таборко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.