Работы белорусского художника Андрея Петкевича умеют вызвать эмоции: смотришь на влюбленных бегемотов на картине “Волнение” – улыбаешься, рассматриваешь сливающуюся с лесом зебру – впадаешь в рассуждения о жизни. Картины Петкевича нельзя понять за минуту, в них нужно погружаться: разгадывать визуальные ребусы, улавливать парадоксы и считывать черный юмор. В офисе редакции Smartpress.by дипломаты и представители бизнеса смогли рассмотреть и, кажется, разгадать работы Андрея Петкевича в рамках проекта Art at Work.   

1-Художник Андрей Петкевич.jpgВ офисе Смартпресс художник Андрей Петкевич представил 12 своих работ

Космическая тематика, белорусский пейзаж, нарядный африканский бог… Это точно работы одного автора? Все они выполнены в разных стилях и техниках. Гости пытаются понять, что их объединяет, и не находят ответ. От этого становится еще интереснее.

2-Art at Work в офисе Смартпресс.jpg

3-Картина Любовный треугольник.jpgКартина “Любовный треугольник” вызвала много дискуссий

4-Главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей.jpgГлавный редактор Смартпресс Юлия Кочубей разгадала все шифры художника

– Андрей, скучно работать в одном стиле? – обращается к художнику главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей. 

– Да! – искренний ответ Андрея Петкевича вызывает смех публики. – Действительно, это всё эксперименты. Я приверженец старой школы и люблю классическое рисование. Чтобы оно не умерло, приходится оживлять его новыми взглядами. От этого получаю персональный кайф.

5-Художник Андрей Петкевич.jpgХудожник Андрей Петкевич…

6-Art at Work в офисе Смартпресс.jpg…и эмоции гостей

“Выход из ситуации часто может быть парадоксальным, не явным”

“Любовный треугольник”, “Волнение”, “Свой среди чужих” – в офисе Смартпресс разместились 12 работ Андрея Петкевича в рамках проекта Art at Work. Глядя на то, как в них зашифрованы интеллектуальные смыслы и какие ребусы находятся внутри, проект получил название Codenames. Ведь каждая картина Андрея – это своеобразный шифр, попробуй разгадай.

7-Картина Выход.jpgКартина “Выход”

8-Мария Канасевич руководитель PR-группы МТС.jpgМария Канасевич, руководитель PR-группы МТС, пытается угадать любимую работу автора

9-Поверенный в делах Евросоюза Стен Нерлов.jpgПоверенный в делах Евросоюза Стен Нерлов удивляется полету фантазии художника

Главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей предлагает сверить свои эмоции от картины “Выход” с теми, которые в нее вложил автор.

– Неоновая надпись “Выход”, которую мы видим в кинотеатре, поликлинике, на этой работе выглядит как чужеродный элемент. И вот эта неуместность детали создает ощущение художественного парадокса, – говорит Юлия Кочубей. – Обратите внимание: выход в самом темном месте. И здесь можно фантазировать: часто он не там, где светло.

10-Посол Швейцарии Кристина Хонеггер-Золотухин.jpgПосол Швейцарии Кристина Хонеггер-Золотухин задумалась над смыслом картины “Выход”

11-Поверенный в делах Франции в Беларуси Людовик Руайе и советник посольства Германии Филипп Энгстлер.jpgПоверенный в делах Франции в Беларуси Людовик Руайе и советник посольства Германии Филипп Энгстлер сверяют свои впечатления от увиденного

12-Глава Представительства немецкой экономики в Беларуси Владимир Августинский.jpgГлава Представительства немецкой экономики в Беларуси Владимир Августинский

– Всё угадали, – отмечает Андрей. – Чтобы не потерять смысл своего существования, всегда нужно знать точку, к которой стремишься. И выход из ситуации часто может быть парадоксальным, не явным.

Вместо искренних эмоций – эмодзи

Дипломаты и представители бизнеса замечают: почти все работы Андрея Петкевича подталкивают к философским рассуждениям. Хочется говорить о жизни, выборе, поиске себя и смысла, об искренности эмоций. Например, на авторской литографии “Надрывные эмоции” лицо Самсона и морда льва спрятаны за эмодзи. Такой ход точно не ожидаешь увидеть в работе, где все детали четко прорисованы карандашом, а главного не рассмотреть. Кто-то это сравнил с “эстетическим шоком”.

13-Авторская литография Надрывные эмоции.jpgАвторская литография “Надрывные эмоции”

14-Художник Андрей Петкевич.jpgАндрею Петкевичу интересно каждое мнение

15-Пресс-секретарь посольства Франции Наталия Зайцева (слева) и представитель компании Nero Наталья Грекович.jpgПресс-секретарь посольства Франции Наталия Зайцева (слева) и представитель компании Nero Наталья Грекович

– Я провожу параллель между настоящим искусством и современным миром сухих эмоций, которыми мы стали часто пользоваться, – объясняет художник. – Здесь искренние эмоции сопоставляются с немощью нашего общения.  

16-Пьер Путье советник по культуре посольства Франции и Паула Штилер пресс-атташе посольства Германии.jpgВот кто точно умеет проявлять эмоции: Пьер Пуртье, советник по культуре посольства Франции, и Паула Штилер, пресс-атташе посольства Германии

17-Ирина Совко представитель образовательного центра Развитие.jpgИрина Собко, представитель образовательного центра “Развитие”

18-Советник посольства Германии Отто Граф с коллегой.jpgСоветник посольства Германии Отто Граф с коллегой

В современном мире проще послать другу эмодзи (улыбающегося, плачущего, подмигивающего), чем словами объяснить свои чувства, отношение к ситуации.

“Иногда искусствоведы сочнее расскажут про картину, чем художник”     

Вот уж где действительно зашифровано много смыслов и подтекстов, так это в серии работ, посвященных космосу. Здесь и троица богов в скафандрах, и загадочный танец Саломеи. Чтобы добраться до истины, гости просят подойти художника к картинам. 

– Я это всё уже видел, – шутит Андрей Петкевич. 

Почему боги изображены как космонавты? Зачем им скафандры, если они всемогущи?

19-Картина Троица.jpgКартина “Троица”

20-Главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей.jpgГлавный редактор Смартпресс Юлия Кочубей спрашивает, почему боги в скафандрах?

21-Поверенный в делах Чехии Томаш Крыл.jpgКажется, поверенный в делах Чехии Томаш Крыл, знает ответ на этот вопрос

– Это настолько глубокая тема, что можно читать лекцию. Поэтому серия состоит не из одной работы, а нескольких, – отвечает художник.

Он каждому зрителю оставляет право трактовать картину так, как ему хочется и как ему видится. Иногда эти мысли совпадают с мнением Андрея, иногда – нет.

22-Картина Танец Саломеи.jpgКартина “Танец Саломеи”

23-Директор по маркетингу компании Модум Ольга Безводицкая.jpgДиректор по маркетингу компании “Модум” Ольга Безводицкая  

24-Сотрудник пресс-службы МТБанк Лариса Абрамчук.jpgСотрудник пресс-службы МТБанк Лариса Абрамчук

– В искусстве есть три момента прочтения работы: как вы сами ее видите, что говорит художник и какие мысли появляются после всего услышанного и увиденного, – делится с гостями Андрей Петкевич. – Во всех моих работах есть идеи, но я выражаю их образами, возможно, до конца они не понятны. Бывает так, что искусствоведы сочнее расскажут про картину, чем я, хотя в смысл не попадут. В этом вся прелесть, и я позволяю этому мнению быть.

Переводчик образовательного центра программирования и высоких технологий Speak Native Анастасия Тригубович (слева) и руководитель отдела обучения Ольга Ермакова.jpgПереводчик образовательного центра программирования и высоких технологий Speak Native Анастасия Тригубович (слева) организовала англоязычным гостям синхронный перевод. Рядом с ней - руководитель отдела обучения Ольга Ермакова

25-Художник Андрей Петкевич.jpgАндрей Петкевич и его “Выход”

“Любовный треугольник – это блуждающая энергия без ответа”

Самой обсуждаемой картиной, которая вызывала больше всего эмоций (никаких эмодзи, гости открыто показали свои чувства), стала “Волнение”. Два бегемота слились в акте любви. Тут же по толпе побежали шутки.

26-Картина Волнение.jpgКартина “Волнение”

27-Art at Work в офисе Смартпресс.jpg

– Бегемот – не самое грациозное животное, при этом картина наполнена чувственностью, даже определенным эротизмом, – делится своими наблюдениями главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей. 

И раз уж заговорили о любви, рядом с бегемотами размещена работа “Любовный треугольник”. На ней житель тундры держит две огромные рыбы. Андрей, а что стало с обычной любовью?

28-Андрей Петкевич на фоне картины Любовный треугольник.jpgАндрей Петкевич на фоне картины “Любовный треугольник”

29-Art at Work в офисе Смартпресс.jpg– Вы смогли отгадать все коды и шифры в картинах?

30-Директор по маркетингу компании Active Cloud Наталья Сафонова.jpgДиректор по маркетингу компании Active Cloud Наталья Сафонова

– Не нужно всё воспринимать буквально. Эта работа относится к серии Рыба - Love, в ней я рассуждал о любви как таковой, какие существуют вариации, версии, как выглядит любовный треугольник. Это перенаправленный вектор, когда ты любишь одного, он – второго, а второй – третьего. Это блуждающая энергия без ответа, – так трактует свое творчество Андрей Петкевич.

В какой момент художник скручивает полотно и убирает его подальше от глаз?  

Рассмотрев все картины из серии Codenames, гости еще долго не могли разойтись. Они задавали Андрею вопросы про жизнь и творчество. Сразу ли он видит, какой будет его работа?

31-Art at Work в офисе Смартпресс.jpg

32-Директор представительства фармацевтической компании Эгис Наталья Сергеева.jpgДиректор представительства фармацевтической компании “Эгис” Наталья Сергеева

– Нет, и даже не могу сказать точного момента рождения картины. Процесс идет всегда, мы с вами сейчас разговариваем, а в голове рождаются какие-то образы, размышления. В этом вся прелесть: до конца не знаю, какой получится работа. Если всё понятно заранее, становится неинтересно, – рассказывает Андрей Петкевич. 

– У вас все картины любимые? – спрашивают гости мероприятия. 

– Нет, но всё равно все они мои дети. Есть неудачные и менее послушные, которые хотелось бы исправить или забыть. Что я делаю? Скручиваю полотна и убираю с глаз, – признается художник. – Самая любимая картина та, что рисую в данный момент. Но со временем она может попасть в категорию “нелюбимой”.

33-Art at Work в офисе Смартпресс.jpg

34-Заместитель директора по коммерческой недвижимости Сигмаполюс Марина Стаховец.jpgЗаместитель директора компании “Сигмаполюс” по развитию Марина Стаховец

35-Художник Андрей Петкевич.jpgУ Андрея Петкевича есть и нелюбимые работы

– Вы больше работаете, когда вам плохо или, наоборот, хорошо? Настроение влияет на творчество?

– Это не работа, а образ жизни, – отмечает Андрей. – Рисую, когда мне плохо, погружаюсь в другой мир, и всё отходит на другой план. Рисую, когда хорошо и просто тянет к холсту. Это вообще приятное состояние. 

 

Текст: Екатерина Асомчик, фото: Елена Таборко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.