После летнего затишья редакция Смартпресс снова превратилась в галерею SmART. Увидеть работы Валерия Песина пришли дипломаты и представители бизнеса. 10 выставленных работ художника перевоплотились в 10 увлекательных историй. Каждый в картинах нашел свое, мысленно “дорисовал” ей детали, а Песин был и не против: “Рад тому, что мои картины воспринимаются зрителем личностно”.
Валерий Песин (в центре).
Третий арт-сезон в галерее SmART начался шумно. Гости за лето успели соскучиться по разговорам об искусстве: когда можно взять бокал игристого, неспешно рассмотреть новые работы на стенах, послушать искусствоведа и художника, а потом долго дискутировать. На этот раз в офисе Смартпресс поселились работы белорусского художника Валерия Песина. Выполненные в нежно-голубом, серо-желтом, зеленом и белых цветах, они визуально воспринимаются как что-то невесомое и воздушное.
Главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей.
Временный поверенный в делах Словакии в Беларуси Катарина Жакова и поверенный в делах Чехии Томаш Крыл.
– В них нет тревоги, – заметила главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей.
С самого начала мероприятия куратор проекта, арт-критик Ольга Рыбчинская предложила дипломатам и представителям бизнеса интерактивную игру, чтобы все не выглядело монотонной лекцией.
Куратор проекта, арт-критик Ольга Рыбчинская.
Собственник компании “Сигмаполюс” Виталий Синицкий с супругой Ингой.
– Меня можно перебивать, можно задавать уточняющие вопросы, – обратилась Ольга к гостям. – Сегодня представлено 10 работ, 10 разных историй – своеобразных и интересных.
“Художник не играет с зрителем. Он предъявляет то, что видит”
Одно дело – смотреть на картину своими глазами и совсем другое, когда куратор проекта и сам художник окунают зрителя в другой мир. Что-то подсказывают, рассказывают, обращают внимание на детали. Например, в работе “Переживший зиму” не сразу можно угадать, что за белыми, желтыми, землянистыми и зелеными красками спрятана соломинка под снегом. Видение картины меняется мгновенно, ей тут же хочется придумать свою историю создания, угадать настроение и мысли художника.
Посол Сербии Илина Вукайлович и посол Индии Алок Ранджан Джа возле картины “Переживший зиму”.
Валерий Песин считает, что каждый может видеть картину по-разному.
Поверенный в делах Франции в Беларуси Людовик Руайе (в центре).
– Я рисую вещи, которые сопутствуют человеку на протяжении всей жизни. Они вроде бы простые: окно, стул, стол, чашка, дверь. Но в миниатюре это – целый космос. В них заключена энергия, история, – рассуждает Валерий Песин.
– В каждой работе есть свой герой, который так или иначе проявляется, “всплывает”, – уточняет арт-критик Ольга Рыбчинская.
У картины “Уходящее войско”…
Директор по развитию в странах СНГ косметики Letoile Андрей Ларин и директор по маркетингу Виктория Лазаревич.
– Как говорил сам художник, эти герои – он сам. Автор идентифицирует себя с сухим листиком в парке, который в его картине оживает и становится частью какой-то большой истории. Названия некоторых холстов уже являются ключом к разгадке работ (“Портрет дерева”, “Птица”, “Волшебная гора”), а зритель становится соучастником, включается в игру интерпретаций. Хотя сам художник не играет, а предъявляет то, что видит.
Как реагирует Песин, если его работы считывают не так, как он?
– Я бы хотел, чтобы мои картины вообще не вызывали таких вопросов: откуда это? почему? какой это стиль? – говорит художник. – И рад тому, что мои работы воспринимаются зрителем очень личностно. Человек их просто чувствует, и это хорошо, этого достаточно. Просто я делаю то, на что у вас нет времени, желания и сил: могу просидеть ночь, пытаясь перевести стихотворение Роберта Фроста на русский язык, и в результате может появиться образ, картина.
В центре - временный поверенный в делах Израиля в Беларуси Цви Миркин и посол Швейцарии Кристина Хонеггер-Золотухин.
Валерий Песин.
Заместитель генерального директора по маркетингу компании “А-100 девелопмент” Евгения Кильпеляйнен (справа).
Поэтому каждую трактовку зрителя Песин воспринимает с интересом, не спорит, не доказывает, что в сухом дереве он увидел одно, а гость – другое. Вот и выходит, что к одному и тому же холсту можно придумать много разных сюжетов, не похожих друг на друга.
– Люблю говорить: если бы мог рассказать картину словами, я бы стихотворение написал, а не картину, – добавляет Песин.
Генеральный директор Фармлэнд Иван Ильин и супруга владельца компании “Сигмаполюс” Инга Синицкая.
Слева направо: атташе посольства Германии Анне-Мари Мис, директор по маркетингу “Мила” Ольга Миляева и временный поверенный в делах Словакии в Беларуси Катарина Жакова.
Поверенный в делах Грузии Георгий Саганелидзе (справа) и поверенный в делах Чехии Томаш Крыл.
“Никогда не начинал картину, находясь в плохом настроении”
Гости галереи SmART, услышав, что Валерий Песин лоялен к любым трактовкам, засыпали его вопросами: почему он выбирает такие “позитивные” краски? в каком настроении берется за кисти? показалось или нет, но его работа “Портрет дерева” немного тревожная?
Орнитолог Александр Винчевский и первый заместитель генерального директора “Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия” Андрей Рощупкин.
Посол Индии Алок Ранджан Джа.
Посол Турции Гючлю Джем Ышик.
– Никогда не начинал картину, находясь в плохом настроении. Мне кажется, это не очень нравственно для художника, – рассуждает Песин. – Начинать рисовать картину нужно с восторга. Жизнь постоянно подбрасывает нам то, чем можно восхищаться и удивляться. Это не значит, что нужно закрыть глаза на безобразие, зло. Но какая природа у зла? Оно ищет носителя, поэтому художник не должен продолжать зло.
Оказывается, Валерий Песин никогда не сталкивался с творческим кризисом. У него так много задумок и сюжетов в голове, правда не всегда хватает времени и сил. Он легко может стать на место своих героев (птицы, листа, стула) и перевоплотиться, например, в ворону, сидящую на ветке в холодный ноябрьский день. Почувствовать ее эмоции, настроение, посмотреть на мир ее глазами.
Гости возле картины “Волшебная гора”.
Поверенный в делах Евросоюза Стен Нерлов.
Заместитель директора по коммерческой недвижимости компании "Сигмаполюс" Марина Стаховец.
– С одной стороны, это поэтично, а с другой – врач это может назвать признаком шизофрении, – улыбается Валерий.
“Живу свободной беззаботной жизнью”
Песин разбивает все шаблонные утверждения про художников: лучшие работы получаются только во время депрессии, мастер должен много страдать и быть несчастливым, только тогда из него выйдет толк. Валерий же не раз повторяет: “Живу жизнью, которая мне нравится”.
– Я люблю читать книги, слушать музыку и жить свободной беззаботной жизнью. А картины появляются в результате стечения неких условий и обстоятельств. Например, в тот день, когда начал рисовать “Уходящее войско”, на слуху была красивая песня ABBA Soldiers, – вспоминает Песин.
Валерий Песин.
Специалист по PR МТБанка Мария Павловская (слева) и сотрудник пресс-службы МТС Лариса Абрамчук.
PR-менеджер “Модум” Наталья Грекович (слева) и директор по маркетингу Ольга Безводицкая.
Почему та или иная картина выполнена в определенной цветовой гамме, художник объяснить не может: “Такие вещи получаются сами собой”.
– Я всегда стараюсь, чтобы работа была красивой. Чтобы на нее хотелось смотреть и не испытывать отвращения, недоумения, – Песин отвечает на вопросы, которые возникли у гостей возле холста “Волшебная гора”. – Этот образ один из вечных для человека. Как только он видит гору, появляется желание на нее взобраться. Что-то в этом есть загадочное… Состояние человека, который залазит на гору, либо сидит на ней и смотрит вниз, это определенное состояние. Что касается цвета “вырви глаз”, так мне просто нравится открытое сочетание белых и зеленых цветов. Для чего существует живопись? Чтобы говорить о том, о чем нельзя высказаться словами. На картину нужно просто смотреть. Не люблю работы, которые нужно разгадывать и понимать.
Текст: Екатерина Асомчик, фото: Смартпресс
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.