Билеты куплены еще пару месяцев назад, лучший fashion-образ выбран, такси заказано. И вот вы заходите в зрительский зал, проводите там несколько часов и выходите из театра … разочарованным. Рассказываем, что можно сделать, чтобы такого не случилось. Версия от театрального критика.
Освобождаемся от ожиданий
Это первое, что стоит сделать. Поход в театр может разочаровать, если реальность кардинально отличается от воображаемой картинки. Хотелось посмеяться – заставили плакать, планировали зайти в буфет – а он закрыт, друзья не смогли присоединиться и т.д. А то и вовсе купили билеты на спектакль, обсуждаемый всем городом, а он не произвел никакого впечатления. И тогда посетить храм Мельпомены в следующий раз захочется нескоро.
Белорусский государственный академический театр юного зрителя. Фото с сайта театра.
Решите, зачем вы идете в театр
Вам нужен предлог для встречи с друзьями или свидания? Хочется приобщиться к "высокому", модно провести досуг? Выгулять платье или получить эмоциональный заряд?
Выбор спектакля должен происходить без спешки, как и поход в супермаркет: не самое лучшее решение идти туда голодным. Ответьте на вопрос, зачем вам театр, и тогда будет проще разобраться с ожиданиями.
Каких эмоций ожидаете от спектакля?
Если с вопросом "для чего" вы определились, нужно решить, какой спектакль может соответствовать вашим запросам. Что бы вы бы хотели увидеть? Стоит начать с простых категорий: "легкий" и веселый, "легкий" и грустный, драматичный, интеллектуальный или многокомпонентный? Театр всегда оставляет послевкусие. Поверьте, в Минске есть такие спектакли, после которых зрители говорят: "Хорошо, что завтра выходной, иначе мне было бы сложно справиться с эмоциями". Как положительными, так и отрицательными.
Спектакль "Маскарад", НАДТ им. М. Горького. Фото с сайта театра.
У всех театров разные направления – выберите самое интересное для вас
Вы поняли, что хотите получить от спектакля – теперь надо найти театр. Возможно, у вас есть рекомендации от друзей и знакомых, ими можно воспользоваться. В Беларуси 28 государственных театров, и часто в их названиях можно найти прилагательные "молодежный", "академический", "национальный", "драматический", "драмы и комедии". Но не всегда "приставка" в названии отражает репертуар.
Продвинутый зритель уже побывал во многих театрах и понимает различие их стилистики. Но если вы планируете культурный выход первый раз за долгое время, стоит внимательно изучить репертуар. Это можно сделать на сайте: посмотрите количественное соотношение комедий и драм, классики и современных пьес, есть ли у театра какая-либо направленность. Например, Республиканский театр белорусской драматургии работает с национальной литературой, НАДТ им. М. Горького – больше с русской и зарубежной классикой, в ТЮЗе можно найти достаточно спектаклей по произведениям школьной программы, а Театр кукол предлагает визуальные спектакли.
Спектакль "Пансион “Belvedere”" в Белорусском государственном театре кукол. Фото с сайта театра.
Почитайте аннотации, посмотрите тизер и фотографии
Вы определились с театром, но не со спектаклем? Полпути пройдено. Какой материал вас заинтересовал тематически? Это можно понять по названию и аннотации. Задайте себе вопрос: "Действительно ли мне сейчас близка и/или интересна проблематика спектакля, то идейное поле, которое предлагается в описании?".
После этого стоит посмотреть фотографии спектакля – почти на всех сайтах театров они есть. Откликается ли вам визуал, эстетика? Конечно, художественное решение спектакля можно понять только в процессе просмотра, ведь иногда сценографы иронизируют и специально создают чересчур "традиционные" пространства, а иногда и вовсе работают с практически пустой сценой. Поэтому опираться нужно на свои чувства и интуицию: затрагивает ли вас та визуальная картинка, которую вы увидели?
У некоторых спектаклей есть тизер. Но главное помнить: не всегда его темпоритм отражает реальный спектакль. Тизер, как и фото, должен заинтересовать зрителя. Но это не значит, что, если он смонтирован под ритмичную музыку, а кадры меняются часто, спектакль тоже будет динамичным.
Спектакль "Корней" в РТБД. Фото с сайта театра.
Прочтите пьесу, рассказ, по которым поставлен спектакль
Погуглите режиссера, найдите его другие спектакли: в каких театрах он ставит, насколько вам интересны его работы, чувствуете ли вы между ними связь? Интервью тоже поможет узнать о режиссере больше, возможно, его мысли совсем вам не близки – или наоборот.
Если вы выбрали спектакль и купили на него билеты – прочитайте пьесу, повесть, рассказ, роман, который стал его основой. Конечно, если они есть в доступе: иногда театры работают с новыми текстами, которые пока нельзя прочитать.
Но часто происходит наоборот, режиссеры занимаются интерпретацией, и знание первоосновы поможет вам понять, насколько спектакль хороший. Актуализирует ли режиссер классику? Как он работает с современным текстом? Актеры просто иллюстрируют материал или за действием интересно наблюдать, даже зная сюжет? Многие спектакли могут понравиться просто из-за литературной первоосновы, которую вы до этого не читали. Поэтому стоит все-таки ознакомиться с текстом заранее.
А вот читать мнение критиков до спектакля необязательно
Участие в спектакле заслуженных и народных артистов, знаменитостей, призы на фестивалях (их обычно указывают на сайтах театров), хвалебные отзывы на телевидении и в СМИ – это не всегда показатель качества спектакля. Или того, что этот спектакль вам окажется близок. Информацию о "регалиях" нужно учесть, но иногда по сарафанному радио можно найти более подходящий вам спектакль, чем по какому-либо другому.
Нужно ли читать рецензии перед тем, как идти в театр? Или после того, как вы посмотрели спектакль? С одной стороны, профессиональная критика помогает сориентироваться в театральном мире и найти интересные постановки. С другой, в профессиональной объективности критик сохраняет субъективность, и его мнение может не совпадать с вашим. Так что решайте сами.
Спектакль "Дикая охота короля Стаха" в ТЮЗе. Фото с сайта театра.
Как купить билеты
Вы провели исследование и нашли спектакль, который вам нравится, да еще и критика его хвалит. Только билеты на него не достать. Для это есть несколько лайфхаков.
В век интернета многие забывают, что билеты бронируют и в кассе, по телефону. Это может спасти ситуацию, поскольку часть мест иногда уходит на стороннего распространителя. Если на сайте театра и в кассах билеты закончились, не забудьте проверить сайты других операторов – например, BezKassira.by, Ticketpro.by и т.д. Это работает и в обратную сторону.
Во многих театрах есть администраторы, которые продают билеты целевым группам. С ними можно посоветоваться, как "урвать билетик" на ближайший месяц-два. Возможно, как раз не хватает пару человек для полной группы или, например, какие-нибудь студенты передумали. Администраторы – это те, кто встречает зрителей и проводит их в зал.
Конечно, про классические методы тоже забывать не стоит. Многие сдают ненужные билеты за несколько дней до показа, поэтому уточнить их наличие в кассе лишним не будет. Иногда они появляются и вовсе перед спектаклем – как в кассах, так и в руках тех, чья компания не смогла прийти.
Спектакль "Спасти камер-юнкера Пушкина" в Белорусском государственном молодежном театре. Фото с сайта театра.
P.S.
Эти советы можно использовать частично и в любом порядке. Поскольку главное в театре – витальная энергия, контакт с другими зрителями и получение нового опыта. Если сил на выбор спектакля нет, а потребность в театре есть – звоните в кассу любого театра или берите билеты на то, о чем уже слышали. Может, из этого что-то и выйдет. Как минимум, вы выйдете из дома в сторону театра. Помните, что можно сходить на оперу и не получить никакого чувственного удовольствия, а можно случайно попасть на уличный спектакль и переосмыслить многое.
Автор: Анастасия Василевич
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.