Мы, конечно, такую погоду к открытию проекта “Ветер. Поцелуи” не заказывали, но все сложилось идеально – на улице ветер и весна, а в офисе Смартпресс – чувственные работы белорусской художницы Татьяны Гриневич. Поцелуй в Париже, поцелуй в машине, на улице… Как заметили гости, дипломаты и представители бизнеса, картины будто живые. Ты в них погружаешься, проживаешь выдуманную тобой же историю и при этом наслаждаешься цветом и светом картины.
Художница Татьяна Гриневич
– Глядя на работы Татьяны Гриневич, думала, какое определение точнее всего подходит ее творчеству. И поняла – целомудренная эротика. В них все так по-весеннему, чувственно, свежо – как предвкушение большой любви и большого счастья, – этими словами главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей открыла проект “Ветер. Поцелуи”.
Главный редактор Smartpress.by Юлия Кочубей
Гости рассматривают серию работ, посвященную поцелуям. На фото поверенный в делах Чехии Томаш Крыл.
В рамках проекта выставлено сразу несколько работ художницы – “Погружение”, “Влажный запах попутного ветра”, “Цветение”, “Спящая”… Некоторые из них экспонировались в Турции, Франции и Польше, а сегодня их под бокал игристого вина могут оценить гости Смартпресс – дипломаты и представители бизнеса.
Как “французский поцелуй” художницы стал картиной
Одно дело – смотреть на картины и выдумывать собственную историю и сюжет, а другое – когда в мир искусства тебя ведет проводник. Обращает внимание на детали, игру цвета и света, настроение. И таким гидом для присутствующих стала арт-менеджер Пелагея Кудин, куратор проекта “Ветер. Поцелуи”.
Куратор проекта арт-менеджер Пелагея Кудин (слева) и художница Татьяна Гриневич.
Советник посольства Чехии Петр Галакса
Поверенный в делах Франции в Беларуси Людовик Руайе
– Прямо с первой картины “Погружение” мы можем перенестись в Париж: представить маленькое окошко, закатное солнце, поцелуй, мгновение легкого ветра, – обращает внимание гостей Пелагея.
Ее манера говорить тихо и неторопливо, игривая шляпка на голове и блестящая брошь “Фрида” на жакете добавили этому вечеру романтичности. Как и чувственные, эмоциональные рассказы самой художницы Татьяны Гриневич. Оказывается, картина “Погружение” выставлялась в Париже в День всех влюбленных – 14 февраля.
Пелагея Кудин на фоне картины “Погружение”
Посол Молдовы Николай Мыйня
– Вселенная так устроила, что на большую выставку в Париже я попала с этой работой. В одно из самых романтичных мест – Марсово поле, где однажды у меня самой случился французский поцелуй, – делится с присутствующими Татьяна. – И вот спустя некоторое время я везу “свой поцелуй” во Францию. Прямо как Амели из фильма, фотографирую полотно на знаковых улочках Парижа, и так оно доезжает до красивого павильона.
“Мужское восприятие” мира и бунт Татьяны против него
Если “Погружение” – это, скорее, фигуративное искусство, мы видим фигуры, поцелуй, пусть и смазанный, то работа “Влажный запах попутного ветра” – абстрактная. Ее можно рассмотреть, только включив фантазию. На полотне все сразу – экспрессия, эмоциональность, “горящие оттенки”. В целом, микс абстракции и фигуритивности – характерная черта Татьяны Гриневич.
Картина “Влажный запах попутного ветра”
Посол Швейцарии Кристина Хонеггер-Золотухин
Директор департамента маркетинга и PR Сбер Банка (Беларусь) Евгения Кильпеляйнен.
– Очень люблю абстракцию, потому что в ней нет границ. Можно передать весь спектр эмоций и переживаний. И, когда зритель смотрит, каждый видит что-то свое, личное, – отмечает художница Татьяна Гриневич. – Эта работа для меня знаковая, потому что писалась в сложный период жизни. Нужно было найти внутреннюю точку опоры – так из меня вышли все эмоции. А почему такое название? “Влажный запах попутного ветра” – это ощущение глубинного внутреннего комфорта, толчок к своей мечте.
Но многие работы Татьяны так и не получают названия. Она шутит: “Приходите ко мне в гости, будем вместе придумывать”. Интересно наблюдать, как ее личные истории кто-то примеряет на себя, видит свое отражение на полотне, ловит их импульсивность.
Картина “Без названия”
Орнитолог Александр Винчевский.
Наталия Зайцева (в центре), пресс-секретарь посольства Франции
– Наш мир и даже художественное образование заточены на “мужское восприятие”. Когда нужно сделать ТЗ, план, разработать эскиз, продумать, как это будет выглядеть по цвету, тону, а потом просто исполнить. Меня 10 лет учили, как женщина должна все четко выполнять по плану. Долго не понимала, почему в этом всем ощущала себя не очень. А потом поняла: хочу быть спонтанной и эмоциональной, как настоящая женщина, – говорит Татьяна.
Одуванчики и мыльные пузыри как ощущение легкости
По словам Татьяны, ее женская натура проявляется, как только художница садится за мольберт. Картина может не получаться, ее тут же приходится менять, адаптировать под свое настроение и восприятие, с одних тонов переходить на другие. Вот почему некоторые работы “многослойные”. Мы видим один итоговый вариант, но, если работу “раздеть”, первоначальный замысел сильно отличается от того, во что его превратил мастер.
Художница Татьяна Гриневич.
Директор по маркетингу “Модум” Ольга Безвадицкая
– Мы живем в таком быстробегущем мире, что не можем остановиться на мгновение и подумать о самых простых вещах. Все съедает “бытовуха”. Куда-то бежим, ставим перед собой цели, задачи, делаем карьеру, – отмечает Пелагея Кудин, куратор проекта. – Но благодаря художникам у нас есть возможность увидеть этот мир по-другому. От работ проекта “Ветер. Поцелуи” зрители подпитываются теплым настроением и той самой нежностью, о которой многие мечтают.
Для Татьяны Гриневич лучший способ передать состояние легкости – нарисовать на полотне одуванчики или мыльные пузыри. Например, как на картине “Новая весна”, где среди одуванчиков изображена дочка художницы.
Картина “Новая весна”
Политолог Ольга Харламова
Коллекционер и владедец арт-пространства Владимир Бобко
Временный поверенный в делах Словакии в Беларуси Катарина Жакова
– Это какая-то девственная и нежная энергия, которая только зарождается в природе, – делится своими эмоциями от работы Татьяна. – Возможно, кому-то монохром может показаться мрачными цветами, но для меня в черном и белом столько нюансов.
Именно они лучше всего передают самые тонкие и нежные ощущения.
“Если художник контролирует весь процесс – это уже не творчество”
Картины из серии “Ветер. Поцелуи” какие-то воздушные и невесомые: их долго рассматриваешь, погружаешься в детали и фантазии.
В одних замечаешь умиротворение, в других – внутреннее освобождение. А вдруг это задумка автора: от более спокойных работ перейти к экспрессивным? Или же наоборот: выплеснув сомнения и переживания на одних полотнах, изобразить в итоге что-то легкое и светлое?
Одна из любимых работ для самой Татьяны Гриневич
Слева направо: Руководитель проектов компании "Сигмаполюс" Екатерина Дорофейчик, директор департамента маркетинга и PR Сбер Банка Евгения Кильпеляйнен, руководитель PR-группы компании МТС Мария Канасевич.
Коммерческий директор компании “Сигмаполюс” Марина Стаховец
– Если честно, это миф, будто художник контролирует весь процесс работы. Ты входишь в поток и пишешь, не осознавая все нюансы, тонкости: как идет кисть, какой цвет выбираешь… Если заранее выстроить работу, всю логическую цепочку – это уже не творческий процесс, – рассуждает Татьяна Гриневич. – Творчество – когда отдаешь себя полностью, ничего не контролируя.
Наверное, поэтому поцелуи в ее работах такие разные: страстные, нежные, воздушные, прощальные. А за каждым из них своя история – нерассказанная или недосказанная.
Пелагея Кудин
Поверенный в делах Австрии Рональд Штурм и главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей
Советник-посланник посольства Румынии Тибериус Калинов (в центре) с женой
Пресс-секретарь МТС Мария Павловская
– Одного поцелуя иногда достаточно, чтобы прожить вместе 40 лет. А другого – сразу распрощаться, – подмечает Пелагея Кудин. – Каким бы поцелуй ни был – это всегда про нежность и любовь.
– Все картины Татьяны Гриневич как живые. Смотришь на них, будто на анимацию: все вращается, движется. Если сложить работы вместе – это настоящее литературное произведение, – говорит Мария Павловская, пресс-секретарь МТС. – Мне кажется, многие из нас периодически хотят погрузиться в такое состояние, как на этих картинах. Смотришь – и вспоминаешь лучшие моменты или мысленно переносишься во Францию, даже если ты там никогда не был.
Автор: Екатерина Асомчик, фото: Елена Таборко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.