Крупнейшая в мире корпоративная коллекция современного искусства находится не в музее и даже не в хранилище. Она размещена на 60 этажах двух башен штаб-квартиры Дойче Банка во Франкфурте: в коридорах, переговорных, в кафе и кабинетах. Чтобы ни делали сотрудники банка, на них взирают работы современных художников. Корреспондент Смартпресс попробовала разобраться на месте - каково это, работать "среди искусства".
Франкфурт. Башни-близнецы штаб-квартиры Дойче Банка. Фото Смартпресс
Дважды в месяц после окончания рабочего дня Дойче Банк предлагает часовую бесплатную экскурсию для знакомства с коллекцией. Тур проходит на немецком языке и регистрироваться на него лучше заранее.
Сегодня, коллекция, основанная в 1979 году, насчитывает более 55 тысяч работ. Конечно, не все находятся во Франкфурте, часть рассредоточена по миру: в офисах, отделениях банка и культурных центрах, курируемых Дойче Банк, например, Palais Populaire в Берлине.
Какие работы попадают в коллекцию Дойче Банка?
Авторы должны быть молодыми и малоизвестными художниками, а их работы - удивлять и резонировать. В критериях отбора нет каких-то конкретных тем, но директор отдела искусств Фридхельм Хютте подчеркивал, что коллекция в первую очередь предназначена для сотрудников банка (их по всему миру работает более 90 тысяч) и поэтому не должна оскорбить ни одного из них. Звучит, конечно, как задачка со звездочкой.
Коллекция сбалансирована по гендерному признаку и включает в себя большое количество работ авторов из расовых и этнических меньшинств. Кстати, до 1990-х основное внимание уделялось художникам из немецкоязычных стран, однако сейчас географическое происхождение утратило значение.
Стоимость приобретаемых работ колеблется от 500 до 10 тысяч евро.
В коллекцию попадают только работы, которые можно повесить на стену: набросок, картина, коллаж или фотография.
В первой башне находятся работы из Азии и Тихоокеанского региона, Северной и Южной Америки, Ближнего Востока и Африки. Во второй башне - европейское и, отдельно, немецкое искусство.
Мария Хассаби, “Дюссельдорф (2018) №1”, 2018.
В назначенное время желающие познакомиться с коллекцией, человек 50, собираются в фойе штаб-квартиры банка. Уточняем на ресепшене, разрешена ли фотосъемка. Нас уверяют, что разрешена, разве что без вспышки…
Экскурсия рассчитана всего на час, из которых 15 минут мы проводим у экранов в холле первого этажа, где идет рекламный видеоряд коллекции. Хочется поскорее начать тур - как мы осилим за 45 минут 60 этажей? В тот момент, мы еще не знаем, что из 60-ти, мы посмотрим всего 5 - по одному автору на регион. Более того, заранее неизвестно, через какие этажи вас поведут - это всегда небольшая лотерея. В сопровождении охранника мы приезжаем в первую точку нашего знакомства с коллекцией.
Ближний Восток и Африка
Нас привозят на 7-ой этаж, где представлены работы иранской художницы Ширин Алиабади. Первое что мы видим - несколько фотографий из серии “Девушки в машине” (2005). Как она сама описывала эту серию: “Однажды в выходные я попала в пробку в одном довольно шикарном районе Тегерана. Нас окружали красивые девушки, накрашенные для вечеринки или просто разъезжающие на своих машинах. И тогда я подумала, что изображения в западных медиа женщин, скованных традициями и в хиджабах, совсем не отражают нашу действительность”.
Ширин Алиабади. Из серии “Девушки в машине” (2005). Фото Смартпресс
Я делаю первую фотографию, громко срабатывает затвор... Экскурсовод немного пугается, охранник хмурит брови и просит не фотографировать - во всех помещениях банка съемка запрещена по соображениям безопасности. Вот так сюрприз! А как же фоторепортаж? А уверения ресепшн? Но выбора нет, придется потом искать онлайн увиденные работы.
Ширин Алиабади. Из серии “Девушки в машине” (2005). Источник фото: The New York Times
В своих работах Алиабади избегала тем, которые могли бы навредить ей и ее семье, таких как нагота и антирелигиозность. Но она верила, что иранские женщины могут выражать свою индивидуальность и, порой, пассивный бунт, даже с помощью платка Hermès на шее.
Америка
Мы поднимаемся на 21-ый этаж. Напротив входа в копировальную комнату, висит работа американской художницы Лауры Оуэнс. Это, пожалуй, самый неоднозначный автор из пяти, которых нам удалось увидеть. Найти онлайн версию работ Лауры не удалось - у Дойче Банка, к сожалению, нет мультимедийного каталога коллекции, и многие работы, представленные на ее личном сайте, были похожи на работы с 21-го этажа. И у большинства из них одно на всех название “Untitled”, что означает “Без названия”.
Лаура Оуэнс, “Без названия”, 1991. Источник фотографии: Laura Owens
Искусствоведы называют ее работы “смелыми и экспериментальными”, ведь они “бросают вызов традиционным представлениям о фигуративности и абстракции, а также взаимосвязям между авангардным искусством, ремеслами, поп-культурой и технологиями”. Мы же увидели неровно вырванные листы из детского акварельного альбома, склеенные ПВА.
Другая картина, с темноволосой девушкой, была приобретена для коллекции банка в 2007 году, но на этаже замечена не была. Вероятно, она выставляется в другой локации.
Лаура Оуэнс, “Без названия”, 2004. Источник фотографии: Laura Owens
Азия и Тихоокеанский регион
Если предыдущие картины встречали нас сразу же на выходе из лифта, то работы Токихиро Сато, японского фотографа, располагаются в узких, но красиво освещенных коридорах 37-го этажа, где в основном находятся комнаты для переговоров.
Токихиро Сато, “Дыхание моря №333”, 1999. Источник фотографии: Artsy
Автор работает в очень необычной технике. Работая в темноте, Сато использует длинную выдержку - открывает затвор своей среднеформатной камеры на срок до трех часов. В это время он перемещается в пространстве и использует зеркала в разных точках ландшафта, таким образом как бы манипулируя пейзажами с помощью дополнительного освещения. Из-за длительной выдержки перемещения художника не видны, но отражение направленного света видно в зеркалах. Для того, чтобы “нарисовать” линии света на фотографии, художник использует фонарик или вспышки, отражающиеся от зеркал.
Токихиро Сато, работа из серии “Дыхание городского пейзажа”. Источник фотографии: Spoon&Tamago
Как рассказывал сам Токихиро издательству The Hindu: “Противоречиво, что, не имея жизни, видимой в кадре, я хотел бы показать, что она там действительно существует – посредством демонстрации моего собственного отсутствия. Мои “вдохи” и действия на фотографиях - суть моей собственной жизни, хотя мое тело остается невидимым”.
Перед тем как перейти к оставшимся двум регионам во вторую башню, нас проводят мимо чудесного пространства, где открывается вид на вечерний Франкфурт. Разрешают сфотографировать… вид из окна.
Закат во Франкфурте, вид из штаб-квартиры Дойче Банка. Фото Смартпресс
Германия
Этаж с немецким автором Нео Раухом отличался высокими потолками и большими площадями. Было ощущение, что мы находимся в настоящей галерее искусства, где крупногабаритные работы художника смотрелись очень органично. Нео Рауха называют одним из самых значимых художников Германии, который де-факто является амбассадором современного немецкого искусства.
Нео Раух, “Мягкий” (Нем. “Weiche”), 1999. Источник фотографии: Venator&Hanstein
Работы Рауха выполнены в стиле фигуративного искусства с большой примесью соцреализма, наполнены политическими и социальными контекстами. За каждой деталью и цветом - история, ничто не случайно. Однако автор в одном из интервью попросил зрителей "не делать стойку на голове, пытаясь разобраться в картинах", а принимать их как есть, через чувства. Работы художника действительно воспринимаются как интересный исторический ребус, но как таковых чувств вызывают немного.
Европа
А вот творчество британского художника Тима Стонера показалось очень ярким, многослойным и запоминающимся, однако найти в открытом доступе именно те работы, которые увидели в банке, не удалось. Постарались сохранить хотя бы стилистику.
Тим Стонер, “Весна”, 2018-22. Источник фотографии: Tim Stoner
Время, проведенное за рассматриванием работ Стонера, прямо пропорционально количеству удивительных деталей, которые открываются глазу. Спектр ощущений меняется - от игривой легкости до тяжелой грусти. Через все картины прослеживалась тема досуга и развлечений, а именно - цирка. Но, как отметила экскурсовод - его картины сложно интерпретировать однозначно.
Тим Стонер, “Городская окраина (Санта Барбара)”, 2018-22. Источник фотографии: Tim Stoner
Журнал Frieze называет его картины “плавными, неземными и устрашающими”. Слои цвета накладываются друг на друга, как будто смещаясь, создавая эффект как при просмотре 3D-изображений без подходящих очков.
На его картинах тур по коллекции закончился. Интересно, как часто сотрудники обращают внимание на предметы искусства, окружающие их? Приходят ли смотреть на любимых художников?
Частично на этот вопрос отвечал Фридхельм Хютте, директор отдела искусств. По его словам, картины очень помогают на переговорах, так как все больше и больше потенциальных клиентов интересуются искусством, выставками и коллекционированием. Но лично, увы, спросить было уже не у кого - банк к этому времени опустел.
Франкфурт. Безлюдное фойе штаб-квартиры Дойче Банка после окончания рабочего дня. Фото Смартпресс
Автор: Мария Орсич
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.