Часто ли, глядя на картину, вам непременно хочется узнать, а что было дальше? Сложилось ли у героев? Обычно это удел книжных историй, а не живописных. Но не в случае Валентина Губарева. Каждая его работа - это маленькая жизнь, рассказанная в обезоруживающей манере наивного искусства.
Валентин Губарев и арт-проект “План Б” в офисе Смартпресс
Мы убедились в этом еще раз на второй встрече с художником в редакции Смартпресс. В нашей smART галерее в рамках проекта Art at work целый месяц живут 8 работ Валентина Губарева: шесть новых живописных, не экспонировавшихся еще нигде, и два самых первых рисунка, которые тоже мало кто видел.
Так вышло, что мы с гостями сыграли в любопытную игру: придумай продолжение истории, рассказанной на холсте. А начал сам художник, рассказав об одной работе:
– Однажды во Франции в галерее, с которой я сотрудничаю почти 30 лет, ко мне подошла женщина и говорит: "Я купила у вас три года назад работу. Я каждый день на нее смотрю и вижу, как он ее любит. Но последнее время я стала сомневаться. Как вы думаете, им удастся это сохранить любовь?"
Француженка говорила о работе "Любовь лучше, чем жизнь".
Мы ее, конечно, не увидели, но другие работы художника оказались не менее иронично-драматичными. Например, картина “В отпуске”.
Наш арт-проект называется “План Б” - это такой поворотный момент в жизни, когда человек спрашивает себя: “А это точно моя жизнь? Может есть план Б?”
И тогда может начаться другая жизнь. Но чаще все остается как есть… Именно об этом работа “В отпуске”. О мечтах, которым не суждено сбыться. Или суждено? Мнения гостей разделились:
Временный поверенный Германии Михаэль Новак и Посол Индии в Беларуси Алок Ранджан Джа
- Он никогда не поедет в Париж. Скорее всего, так и будет сидеть и мечтать. Посмотрите на его носки, - с иронией замечает посол Индии в Беларуси Алок Ранджан Джа.
Хотя, похоже, дипломат даже немного расстроен. С ним согласен Иван Логовой, глава Совета директоров “Фармлэнд”:
- Мечтает, но не делает ничего, чтобы реализовать мечту… Такой характерный наш типаж.
- Нет, он может поехать. У него даже книга про Париж на полочке лежит, - более оптимистичен глава дипмиссии Чехии Томаш Крыл.
- Париж - это символ, это романтика, - глава дипмиссии Германии Михаэль Новак дипломатично оставляет герою шанс.
Временный поверенный в делах Швеции Ева Сундквист, похоже, солидарна с Михаэлем
Еще больше остается “за кадром” в работе “Жизнь в окне”:
- Мне очень нравится эта работа. Я люблю светящиеся в темноте окна домов, люблю города вечером - они становятся гораздо таинственней, притягательней, чем днем, - говорит Ольга Новак, супруга Временного поверенного Германии.
Ольга и Михаэль Новак
Кто-то задал вопрос, а кто-то из дипломатов ответил:
- В окне напротив можно додумать женский силуэт. Как думаете, у них сложится?
- Нет, он так и будет смотреть в окно.
Надежда Сенмез, супруга советника посольства Турции Мустафы Сенмеза
Над “Жизнью в окне” задумалась руководитель группы по связям с общественностью МТС Мария Позняк
И генеральный директор “Фармлэнд” Иван Ильин…
Картина “Незнакомка” была написана после визита Валентина Губарева к друзьям на дачу. Нет, там не было такой красотки, но зато была синяя тумба и мойка, над которой висел постер. “Я сразу подумал: это же картина!” - рассказывал художник.
Хорошо ли героине этой работы? Счастлива ли она?
- Пес точно счастлив, как и все коты и собаки на других работах. Они единственные, кто в выигрыше, - заметил Иван Логовой.
Посол Индии Алок Ранджан Джа и председатель Совета директоров компании “Фармлэнд” Иван Логовой
- Работа очень искренняя. Видно, что героиня никого не ждет - немытая посуда, не парадное белье. Но она почему-то счастлива…
- Наверное потому, что можно не мыть посуду, - с грустной иронией замечает посол Болгарии Георги Василев.
Посол Болгарии Георги Василев и заместитель директора компании “Искамед” Марина Кривощекова
Временный поверенный в делах Чехии Томаш Крыл
В работах Губарева всегда много деталей - на первом, втором, третьем планах. “Я люблю детали, мне жалко их упускать из фокуса зрения”, - говорит Валентин Губарев, отвечая на вопрос, правда ли его сравнивали во Франции с Брейгелем. - “Он тоже любил детали и, как будто, не знал про перспективу, сфумато”.
Директор Смартпресс Вячеслав Зенькович, председатель совета директоров и генеральный директор компании “Фармлэнд” Иван Логовой и Иван Ильин
Много деталей в работе “Случайная встреча”. И эта встреча была действительно случайна. “Мы ездили за грибами, и я притормозил, чтобы посмотреть, какие грибы продают. И вдруг увидел взгляд Моны Лизы! Она торговала капустой, хреном. И я сказал себе: Это картина!” - рассказал историю “Случайной встречи” художник.
Временный поверенный в делах Швеции Ева Сундквист и Валентин Губарев на фоне “Случайной встречи”
Главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей с главами дипмиссий Болгарии и Чехии обсуждают, успешной ли была торговля в тот день у “Моны Лизы”
Орнитолога и зоолога Александра Винчевского, похоже, больше заинтересовал кот. Кот и правда прекрасен.
Картина Slow Life (“Медленная жизнь”) отличается небольшим количеством деталей. Бесконечный забор, вдоль которого едет едет женщина на велосипеде, ленивый пес, который не решается, а скорее просто ленится нарушить эту тишину.
Валентин Губарев и Slow Life
- Это же район Минска, где я вырос. Все там именно так, - ностальгически улыбается замгендиректора “Фармлэнд” Василий Устинович, - Очень теплая работа.
- Тогда вы знаете, эта женщина кто? Почтальон?
- Нет! Точно нет. Просто в магазин едет.
Замгендиректора “Фармлэнд” Василий Устинович
Но больше всего историй наши гости придумали про картину “Как прекрасен этот мир, посмотри!” Проанализировали все детали: коробку от телевизора, банки для закатки, платье в ромашки и живописный пейзаж за окном.
- Вероятно, это новоселье, на которое Губарев копил (художник рассказывал, что не позволял себе писать картины, пока не накопит на кооперативную квартиру для семьи - работал иллюстратором, что лучше оплачивалось), - предположил кто-то из гостей.
- Нет, какое же это новоселье, банки пустые уже на балконе стоят! - возразили ему.
- А почему он тогда так радостно смотрит вокруг, если это не новоселье?
- Может, он хочет увлечь спутницу?
- Разве это не его жена?
- Нет! Кольца нет, возможно - будущая.
Вот так мы добрых полчаса моделировали жизнь героев, создали несколько сюжетных линий. В одной - это новоселье, в другой - соседка в гости зашла, в третьей - будущая семья. И в каждой истории у героев сложится по-разному.
Главы дипмиссий Австрии и Германии Рональд Штурм и Михаэль Новак и замдиректора “Искамед” Марина Кривощекова
Неожиданными для гостей были карандашные портреты Валентина Губарева, сделанные им, еще студентом художественного училища. “Я их держу в мастерской, чтобы гости знали, что я умею рисовать”, - шутит художник.
Эти работы вызывают удивление гостей, но многие замечают: в наивной современной манере Губарева больше правды жизни.
Многие наши гости не говорили на русском, не имели советского бэкграунда, который позволяет узнавать детали: чашки, книжки, герань и даже одежду. Но, парадокс, они чувствовали, понимали картины также тонко, как и остальные. “Я пишу чувства, эмоции, а они всегда понятны”, - для Губарева такое понимание - не ново. Более 600 его работ находятся в коллекциях за рубежом.
- А почему вы не живете за границей? - спрашивали его.
- Я не могу там писать. Пробовал - не получилось. Работать получается только здесь. Это мой и план А, и план Б.
Александр Винчевский и Валентин Губарев
Автор: Юлия Кочубей, фото: Елена Таборко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.