Мы много писали о том, как понимать современной искусство, как отличить хорошую работу, даже шедевр от дилетантства. С одной стороны восприятие искусства — это всегда субъективный фактор, с другой — красота и идея автора всегда считывается какими-то неведомыми науке внутренними датчиками. Словно художник — просто проводник мысли и красоты, материализованных  в картине. 

DSC_0668.JPG

И все, у кого приемник красоты и эстетики настроен тонко, так или иначе считывают сигналы. В этом и суть отличия искусства от неискусства — оно рождает эмоцию, мысль в глазах смотрящего. 

DSC_0793.JPG

Об этом мы говорили в редакции Смартпресс на встрече художницы Катерины Сумаревой с дипломатами и представителями бизнеса. Картины Катерины в рамках проекта SmART, который наша редакция реализует вместе с клубом “Факультатив”, уже месяц украшают офис Смартпресс. 

DSC_0578.JPGПроект SmART — это реализация концепции Art at work — картины современных белорусских художников "гостят" в редакции портала 

DSC_0819.JPGКогда приезжают новые картины, редакция устраивает встречу дипломатов и  бизнесменов с художником и кураторами проекта

DSC_0748.JPG

Картины Катерины Сумаревой  на первый взгляд абстрактны, но проходит несколько секунд или минут и они обретают вполне реальные сюжеты. Причем у каждого смотрящего — свои. Это как стереограмма — ты начинаешь смотреть на разводы краски, а оказываешься в удивительном месте, как в "Алисе в стране чудес". 

DSC_0552.JPGГлавный редактор Smartpress.by Юлия Кочубей и Временный поверенный в делах Чехии Томаш Крил

"Это удивительно, но я вижу свой родной город, небольшой город в 50 тысяч жителей. Он находится в долине,  в предгорье. И чем больше я смотрю, тем больше у меня всплывают воспоминания", — чешский дипломат был явно растроган. Томаш даже нашел в своей галерее в телефоне фотографию города. И правда, если представить ночные огни, можно найти много общего с картиной "Субъективный пейзаж".

DSC_0747.JPG

Сумарева.png"Субъективный пейзаж" слева 

Удивительно, но несколько гостей, только взглянув на работы, названия которых зашифрованы в геоточках, (естественно, еще не прочитав их) сказали: "Браславские озера". 

DSC_0669.JPGПосол Турции Мустафа Озджан на фоне работ 55.6714732, 27.1293639, Субъективный пейзаж, Гравитация

И действительно, две работы  из серии "Места силы" — это фактически натурные зарисовки. Что нетипично для Катерины Сумаревой — в основном художница пишет в мастерской. Но "Места силы" — это конкретные геолокации, где у художника случается какая-то связь с космосом.

Второе "место силы" — 55.6652469, 27.1403047 — на фото ниже. 

DSC_0663.JPG

Посол Турции Мустафа Озджан немного задержался и не слышал рассказа об истории создания и концепции картин. И мы решили протестировать  гипотезу — правда ли название одной работы всплывает в подсознании. 

DSC_0660.JPG

       — Как бы вы назвали эту работу,  что вы в ней чувствуете?
       — Релакс, расслабление, спокойствие… 
       — Вы практически угадали! Работа называется  "Медитация "!

DSC_0656.JPG

 "…Странно, но я здесь вижу свою страну, — глядя на работу "Гравитация ", говорит Момин Азиз Куреши, секретарь посольства Пакистана. — На севере, где течет река Инд есть такие места и такие закаты ". 

DSC_0627.JPGМомин Азиз Куреши, секретарь посольства Пакистана

Работа "Гравитация" — о том, что мы не всегда точно можем определить почву под ногами, о наших точках притяжения. Эта работа  выполнена очень интересно технически. Эти диптих, который можно сепарировать, переворачивать — и сразу  меняются смыслы и полюса.

DSC_0701.JPG

Глядя на нее, глава представительства немецкой экономики Владимир Августинский вспомнил забавную историю с работой Пита Мондриана "Нью Йорк 1", которая много десятков лет висела в галерее вверх ногами. 

DSC_0761.JPGГлава немецкой экономики Владимир Августинский с супругой Светланой Таракановой и художница Катерина Сумарева 

"Это идеальная картина для дипломата, она, можно сказать, передает суть нашей работы", — подхватил консул Франции Оливье Бюдес. 

DSC_0814.JPGКонсул Франции Оливье Бюдес и директор Smatrpress.by Вячеслав Зенькович

DSC_0776.JPGУправляющий партнер коммуникационного агентства "АРС коммюникейшнс" Виктор  Елистратов — давний поклонник творчества Катерины Сумаревой

"Субъективный пейзаж" и "Отзвук" — заместитель посла Италии Вирджиния Фаделли выбрала фаворитов. Хотя, по ее признанию, ей очень понравились все работы и стиль художницы. Кстати, Катерина Сумарева училась живописи и в Италии и даже имеет диплом учителя итальянского языка. 

DSC_0801.JPGЗаместитель посла Италии Вирджиния Фаделли и Катерина Сумарева

С советником посольства Венгрии Эдит Баньяс все шутили, что она знала дресс-код — Эдит удивительным образом угадала цветовую гамму и идеально смотрелась на фоне картины "Параллельность и слияние ". 

DSC_0751.JPGЗаместитель посла Италии Вирджиния Фаделли и советник посольства Венгрии Эдит Баньяс 

Хотя выбор Эдит пал на другую работу — "Отзвук". Кстати, эта работа была второй по популярности. Гости увидели в ней знаменитые белорусские болота — Ельню. Тех, кто там  бывал, оказалось немало, в том числе среди дипломатов. Хотя Катерина Сумарева утверждает, что писала эту работу, еще не побывав в Ельне, но, похоже, ей придется ее переименовать. 

DSC_0691.JPG"Отзвук" и генеральный директор компании "А-100 Девелопмент" Анна Ястребова

"Удивительная работа, бесконечная, она дает ощущение невесомости, состояния между небом и землей", — говорит посол Швейцарии в Беларуси Кристина Хонеггер-Золотухин. "Да, это сумерки — состояние "Между", — соглашается муж Кристины художник-мультипликатор Андрей Золотухин. 

DSC_0570.JPG

DSC_0562.JPGНа 1 фото посол Швейцарии Кристина Хонеггер-Золотухин и помощник временного поверенного в делах Германии Инна Садовская, на 2 фото главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей и художник Андрей Золотухин

Работа, которая привлекла больше всего внимания — "Медитация". От нее веет удивительным спокойствием и мудростью. Работая над ней, Катерина, говорит она, чувствовала себя инструментом, таким же как кисть или валик, которые она держала в руках. 

DSC_0597.JPG

"Впечатлил рассказ художницы, как она просто стала закатывать валиком работу, которая никак не получалось. 3-4 движения и вдруг все стало на свои места. Это удивительно", — говорит глава представительства немецкой экономики Владимир Августинский. 

DSC_0704.JPGГлава представительства немецкой экономики Владимир Августинский

DSC_0624.JPG"Медитация" — еще и прекрасный фотофон (советник посольства Франции Лоранс Лешю)

Картины не просто украшают рабочее пространство, они необъяснимым образом придают ему атмосферу созидания. Этот феномен мы обсуждали с генеральным директором компании "А-100 Девелопмент" Анной Ястребовой (А-100 имеет уникальную  корпоративную коллекцию — полтора десятка работ знаменитого художника белорусского происхождения Шраги Царфина, которые украшают зал заседаний). 

DSC_0800.JPGГенеральный директор компании "А-100 Девелопмент" Анна Ястребова

DSC_0775.JPGКонсул Франции Оливье Бюдес, директор Smatrpress.by Вячеслав Зенькович, основатель аптечной сети "Искамед" Сергей Шакутин и пресс-атташе посольства Франции Наталья Зайцева

А еще  картины в офисе создают ореол эстетики и аристократизма. Есть компании, которые имеют корпоративные коллекции, такие как А-100, Приорбанк, Белгазпромбанк. Второй формат Art at work — временные экспозиции, его практикует наша редакция. В любом случае мы работаем в атмосфере созидания.  

DSC_0805.JPGКуратор арт-проекта, искусствовед, арт-эдвайзер Дарья Пушко (клуб "Факультатив")

DSC_0807.JPGКуратор арт-проекта Татьяна Пушко (клуб "Факультатив")  и генеральный директор компании "А-100 Девелопмент" Анна Ястребова

DSC_0766.JPGДиректор smartpress.by  Вячеслав Зенькович — похоже настраивается  на медитацию 

Автор Юлия Кочубей 

Фото Елена Таборко