Мы много писали о том, как понимать современной искусство, как отличить хорошую работу, даже шедевр от дилетантства. С одной стороны восприятие искусства — это всегда субъективный фактор, с другой — красота и идея автора всегда считывается какими-то неведомыми науке внутренними датчиками. Словно художник — просто проводник мысли и красоты, материализованных в картине.
И все, у кого приемник красоты и эстетики настроен тонко, так или иначе считывают сигналы. В этом и суть отличия искусства от неискусства — оно рождает эмоцию, мысль в глазах смотрящего.
Об этом мы говорили в редакции Смартпресс на встрече художницы Катерины Сумаревой с дипломатами и представителями бизнеса. Картины Катерины в рамках проекта SmART, который наша редакция реализует вместе с клубом “Факультатив”, уже месяц украшают офис Смартпресс.
Проект SmART — это реализация концепции Art at work — картины современных белорусских художников "гостят" в редакции портала
Когда приезжают новые картины, редакция устраивает встречу дипломатов и бизнесменов с художником и кураторами проекта
Картины Катерины Сумаревой на первый взгляд абстрактны, но проходит несколько секунд или минут и они обретают вполне реальные сюжеты. Причем у каждого смотрящего — свои. Это как стереограмма — ты начинаешь смотреть на разводы краски, а оказываешься в удивительном месте, как в "Алисе в стране чудес".
Главный редактор Smartpress.by Юлия Кочубей и Временный поверенный в делах Чехии Томаш Крил
"Это удивительно, но я вижу свой родной город, небольшой город в 50 тысяч жителей. Он находится в долине, в предгорье. И чем больше я смотрю, тем больше у меня всплывают воспоминания", — чешский дипломат был явно растроган. Томаш даже нашел в своей галерее в телефоне фотографию города. И правда, если представить ночные огни, можно найти много общего с картиной "Субъективный пейзаж".
"Субъективный пейзаж" слева
Удивительно, но несколько гостей, только взглянув на работы, названия которых зашифрованы в геоточках, (естественно, еще не прочитав их) сказали: "Браславские озера".
Посол Турции Мустафа Озджан на фоне работ 55.6714732, 27.1293639, Субъективный пейзаж, Гравитация
И действительно, две работы из серии "Места силы" — это фактически натурные зарисовки. Что нетипично для Катерины Сумаревой — в основном художница пишет в мастерской. Но "Места силы" — это конкретные геолокации, где у художника случается какая-то связь с космосом.
Второе "место силы" — 55.6652469, 27.1403047 — на фото ниже.
Посол Турции Мустафа Озджан немного задержался и не слышал рассказа об истории создания и концепции картин. И мы решили протестировать гипотезу — правда ли название одной работы всплывает в подсознании.
— Релакс, расслабление, спокойствие…
— Вы практически угадали! Работа называется "Медитация "!
"…Странно, но я здесь вижу свою страну, — глядя на работу "Гравитация ", говорит Момин Азиз Куреши, секретарь посольства Пакистана. — На севере, где течет река Инд есть такие места и такие закаты ".
Момин Азиз Куреши, секретарь посольства Пакистана
Работа "Гравитация" — о том, что мы не всегда точно можем определить почву под ногами, о наших точках притяжения. Эта работа выполнена очень интересно технически. Эти диптих, который можно сепарировать, переворачивать — и сразу меняются смыслы и полюса.
Глядя на нее, глава представительства немецкой экономики Владимир Августинский вспомнил забавную историю с работой Пита Мондриана "Нью Йорк 1", которая много десятков лет висела в галерее вверх ногами.
Глава немецкой экономики Владимир Августинский с супругой Светланой Таракановой и художница Катерина Сумарева
"Это идеальная картина для дипломата, она, можно сказать, передает суть нашей работы", — подхватил консул Франции Оливье Бюдес.
Консул Франции Оливье Бюдес и директор Smatrpress.by Вячеслав Зенькович
Управляющий партнер коммуникационного агентства "АРС коммюникейшнс" Виктор Елистратов — давний поклонник творчества Катерины Сумаревой
"Субъективный пейзаж" и "Отзвук" — заместитель посла Италии Вирджиния Фаделли выбрала фаворитов. Хотя, по ее признанию, ей очень понравились все работы и стиль художницы. Кстати, Катерина Сумарева училась живописи и в Италии и даже имеет диплом учителя итальянского языка.
Заместитель посла Италии Вирджиния Фаделли и Катерина Сумарева
С советником посольства Венгрии Эдит Баньяс все шутили, что она знала дресс-код — Эдит удивительным образом угадала цветовую гамму и идеально смотрелась на фоне картины "Параллельность и слияние ".
Заместитель посла Италии Вирджиния Фаделли и советник посольства Венгрии Эдит Баньяс
Хотя выбор Эдит пал на другую работу — "Отзвук". Кстати, эта работа была второй по популярности. Гости увидели в ней знаменитые белорусские болота — Ельню. Тех, кто там бывал, оказалось немало, в том числе среди дипломатов. Хотя Катерина Сумарева утверждает, что писала эту работу, еще не побывав в Ельне, но, похоже, ей придется ее переименовать.
"Отзвук" и генеральный директор компании "А-100 Девелопмент" Анна Ястребова
"Удивительная работа, бесконечная, она дает ощущение невесомости, состояния между небом и землей", — говорит посол Швейцарии в Беларуси Кристина Хонеггер-Золотухин. "Да, это сумерки — состояние "Между", — соглашается муж Кристины художник-мультипликатор Андрей Золотухин.
На 1 фото посол Швейцарии Кристина Хонеггер-Золотухин и помощник временного поверенного в делах Германии Инна Садовская, на 2 фото главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей и художник Андрей Золотухин
Работа, которая привлекла больше всего внимания — "Медитация". От нее веет удивительным спокойствием и мудростью. Работая над ней, Катерина, говорит она, чувствовала себя инструментом, таким же как кисть или валик, которые она держала в руках.
"Впечатлил рассказ художницы, как она просто стала закатывать валиком работу, которая никак не получалось. 3-4 движения и вдруг все стало на свои места. Это удивительно", — говорит глава представительства немецкой экономики Владимир Августинский.
Глава представительства немецкой экономики Владимир Августинский
"Медитация" — еще и прекрасный фотофон (советник посольства Франции Лоранс Лешю)
Картины не просто украшают рабочее пространство, они необъяснимым образом придают ему атмосферу созидания. Этот феномен мы обсуждали с генеральным директором компании "А-100 Девелопмент" Анной Ястребовой (А-100 имеет уникальную корпоративную коллекцию — полтора десятка работ знаменитого художника белорусского происхождения Шраги Царфина, которые украшают зал заседаний).
Генеральный директор компании "А-100 Девелопмент" Анна Ястребова
Консул Франции Оливье Бюдес, директор Smatrpress.by Вячеслав Зенькович, основатель аптечной сети "Искамед" Сергей Шакутин и пресс-атташе посольства Франции Наталья Зайцева
А еще картины в офисе создают ореол эстетики и аристократизма. Есть компании, которые имеют корпоративные коллекции, такие как А-100, Приорбанк, Белгазпромбанк. Второй формат Art at work — временные экспозиции, его практикует наша редакция. В любом случае мы работаем в атмосфере созидания.
Куратор арт-проекта, искусствовед, арт-эдвайзер Дарья Пушко (клуб "Факультатив")
Куратор арт-проекта Татьяна Пушко (клуб "Факультатив") и генеральный директор компании "А-100 Девелопмент" Анна Ястребова
Директор smartpress.by Вячеслав Зенькович — похоже настраивается на медитацию
Автор Юлия Кочубей
Фото Елена Таборко