В 2000-2010-е был настоящий бум городской и жанровой скульптуры: исторической, скульптуры-маркера и парково-городской. Хорошо ли это, какие есть удачные и неудачные экземпляры? Продолжаем нашу прогулку по Минску с Константином Селихановым.
Первую часть материала, посвященную истории городской скульптуры, можно почитать по ссылке ниже.
Городская скульптура в разные эпохи выполняла разные функции: устрашения, поклонения, памяти, маркировки пространства, развлечения. Мы прошлись по Минску с известным скульптором Константином Селихановым и поговорили о том, какие скульптуры и почему появились в столице в разные времена.
Константин, должна ли городская скульптура рождать ощущение прикосновения к искусству?
- От искусства требуется гораздо больше, чем просто красота. Ведь и красота, и эстетика индивидуальны. Для кого-то красота - женщина с веслом.
Площадь Свободы. Две кареты: хорошая и плохая
Бронзовая карета губернатора Захария Корнеева скульптора Владимира Жбанова, что стоит перед зданием ратуши, мегапопулярна у горожан и туристов. Наверняка у большинства из вас есть фото в этой карете.
- Людям это нравится, но это не совсем о Минске. Минск древнее и аутентичнее.
Но, оказывается, с другой стороны Ратуши есть еще одна карета. Здесь Константин еще более категоричен:
- На небольшой площади, несколько сот квадратных метров есть бронза: войт-градоначальник, торговцы, интеллигенты, карета и вдруг появляется вот такая композиция. Зачем? У нас есть микрорайоны, не охваченные искусством - отдайте карету туда.
Городская "историческая" скульптура: "Весы", "Войт", "Городские интеллигенты"
- При отсутствии исторических артефактов (у нас же здесь была выжженная земля) жанровая "историческая" скульптура занимает свободную нишу. "Весы" Александра Прохорова - очень хороший этому пример. Скульптура стилизована под средневековый Минск, находится в правильном месте и большинством горожан и туристов воспринимается как реальный артефакт.
- Городской голова или Войт Сергея Аганова - это не конкретная историческая личность, а попытка напомнить горожанам, что Минск не уездный город, а древний город с традициями и влиянием в Европе. На памятнике написано "Прысвечана атрыманню Мінскам Магдэбурскага права ў 1499 годзе".
- Памятник двум минским интеллигентам, Винценту Дунину-Марцинкевичу и Станиславу Монюшко, Льва и Сергея Гумилевских. Это авторское предположение, но драматург Дунин-Марцинкевич и композитор Монюшко - оба жили в Минске и вполне могли встречаться.
Тему жанровой скульптуры 2000-х продолжаем на площади Независимости.
Зодчий, Владимир Жбанов
- Скульптура посвящена всем архитекторам, построившим древний Минск. К такой скульптуре нужен особый подход, постамент. А так её хочется куда-то передвинуть. Она гораздо лучше смотрелась бы в каком-то историческом месте.
Купол ТЦ ‘Столица" и аисты
- Это, конечно, не парковая скульптура, а неофициальный символ страны. Архитектурное решение всей площади напоминает московский Охотный ряд. Но сама композиция вполне соответствует главной национальной площади (авторы Елена Хараберуш и Леонард Пакульницкий)
Учительница, педуниверситет. Александр Шомов
- Это жанровая скульптура места. Она сделана достаточно профессионально, но я не совсем принимаю масштаб при такой пластике. Чувствуешь себя немного как в фильме "Аватар". Я в принципе не совсем согласен с таким прямоговорением. Если университет - должна быть учительница, если нефтяной концерн - нефтяник возле вышки. Понятно желание организации видеть запечатленным в пластике свой мир, но буквальщина меня смущает.
- Мода на жанровую скульптуру, которая имитирует человека, это естественная реакция против монументальных памятников. Но подобной скульптуры стало слишком много. Бум пришелся на 2010-е, когда появились спонсоры, меценаты.
Михайловский сквер. Незнакомка, Девочка с зонтиком
В качестве подтверждения мы спускаемся к Михайловскому скверу. Здесь нас ждет сразу три композиции: Незнакомка, Девочка с зонтиком, Курильщик. Автор всех работ Владимир Жбанов.
А правда Незнакомку окрестили девушкой легкого поведения?
- Не знаю. Я к этой работе отношусь как к символу начала движения в сторону гуманизации среды, в сторону человека. Это 1999 год, первая такая скульптура. Но сама работа мне не откликается. Мои горожане - другие. Моя минчанка - совсем другая.
- Работа "Девочка с зонтиком", сделанная в стиле советского идеализма, любопытнее, хотя ее символика мне не совсем понятна.
Религиозная современная скульптура. Обретение иконы Минской Божией матери. Авторы Игорь Засимович и Дмитрий Аганов
- Я не хотел бы глубоко погружаться в религиозные темы. Но эта работа - замечательный пример оригинального решения на традиционную тему. С одной стороны мемориальная скульптура, с другой - сделана очень деликатно из прогрессивных материалов. Светлая, хорошая работа. А ведь были и другие предложения на конкурсе: от традиционных до смешных, целые рассказы из бронзы о том, как ловили икону в реке.
Современная жанровая скульптура. Диалог, автор Константин Селиханов
А есть в Минске примеры современной жанровой скульптуры? Я знаю, твоя работа стоит возле банка БелВЭБ?
- Сейчас как раз появились работы с новой пластикой. Много замечательных авторов: Александр Шаппо, Алексей Сорокин, Максим Петруль, Александр Соколов. Но тогда в 2012-м председатель Правления банка Павел Каллаур предложил подумать над темой "Диалог клиента и банкира". Он хотел, чтобы работа была достаточно символической. Возможно, это была одна из первых формальных композиций. Важно, что в принципе было принято решение сделать подобную работу.
Константин, а где еще можно увидеть твои работы?
- Во время реконструкции театра и парка на двух аллеях решили расположить тематические скульптуры, символизирующие оперу и балет. У меня было два решения, но на тему балета было много конкурентов: танцовщиц лепить могут многие (смеётся). А вот как изобразить голос? Возникла идея, что из пустоты, из кружева вдруг возникает звук и сама фигура. Она парит.
Правда ли что тебе рекомендовали добавить ноги?
- Да, всё время.
Северный берег. Новая парковая скульптура и новый подход к жилой застройке
- Район с прибрежным парком "Северный берег" строит арабский инвестор Мухаммед Али аль-Аббар. Он построил самое высокое здание в мире Бурдж Халифа и, наверное, треть Дубая. По каким-то причинам ему стало интересно здесь, но у него совершенно другой подход к концепции застройки: сначала сделать участок привлекательным, а уже потом строить дома.
- Он говорил: просто построить квадратный метр это уже неинтересно. И решил все сделать наоборот: сначала парк, привлечь, так сказать, эстетическую категорию. На мой взгляд, это достойный подход.
2023-й можно считать годом появления в Минске скульптур в стиле паблик-арт. Едем с Константином Селихановым в Новую Боровую. Там, на транспортных кругах, находятся две его работы, открывшие эру паблик-арта в Беларуси. Это огромный желтый шарик и электрик, который меняет лампочку в небе.
Константин, что для тебя паблик-арт?
- Искусство в публичном пространстве, которое повсюду может тебя догнать. На конкурсе была поставлена задача использования недорогих материалов. Интересным было и то, что объекты предлагалось размещать не в парке, а в неподготовленном месте - обычные транспортные кольца. Еще было условие не загораживать обзор проезжающим автомобилям - ГАИ не согласовало бы. Многие скульпторы с прекрасными проектами не учитывали это.
“Вверх”. Фото из архива Константина Селиханова
Расскажи об этих работах
- Что касается воздушного шара, раньше здесь был аэродром, поэтому возникла эта тема. Шар сделан из стеклопластика и металла. Он 5 метров диаметре. Самым сложным было найти помещение для его изготовления. В итоге делали частями на скульптурном комбинате. И то с трудом они прошли через ворота (смеется).
”Меняем свет”. Фото из архива Константина Селиханова
- Что касается второй работы - “Меняем свет”… Кто главный в новостройке, в новом квартале? Строитель, электрик! Без него не будет уюта и тепла в новом доме. Так что символическое вкручивание лампочки - это начало новой жизни. Тема обновления.
А чем паблик-арт отличается от паркового искусства? И там и там современные формы…
- Парковая скульптура - это все равно о красоте. За парковой скульптурой следует инерция прошлого, где искусство воспринимается как часть музея, даже если мы его выносим из музея. А паблик-арт не претендует на музей на высокий, так сказать, жанр. Это легко узнаваемые, несложные для понимания и осмысления объекты, которые делают нашу среду обитания немного лучше, человечнее.
Мы благодарим Константина за прогулку и рассказ о минской скульптуре. Будет здорово, если вы напишите нам о своих любимых и нелюбимых минских скульптурах. Проще всего - пишите в Instagram в директ или в комментариях под постом.
Автор Юлия Кочубей, фото: Платон Македонский, Юлия Кочубей
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.