Его картины не брали на выставки из-за "неуместной иронии", а сейчас он один из самых востребованных и дорогих художников Беларуси. В очереди за его работами стоят несколько десятков покупателей во всем мире. 90% картин находятся в коллекциях за границей. А еще он все время шутит…
Мы сходили в гости к Валентину Губареву, увидели новые работы и попытались разгадать его загадку.
Мастерская больше напоминает музей: старые семейные фото, газетные вырезки, членские билеты, чайники, книги, пластинки, утюги, иконы. Валентин Алексеевич для начала принимает на себя роль экскурсовода.
Первую машину купил за гонорар от росписи церкви
- Вот родители: мама с папой. Вот моя машина. Я на первом курсе в Москве машину купил! А как? Я церковь расписал!
- Это я с женой. Два сына. Это мы клад идем закапывать.
История про клад обрастает смешными подробностями, а мы перемещаемся к подборке вырезок портретов советских вождей и членских билетов Валентина Алексеевича. "Осколки той жизни", - резюмирует Губарев.
- Где я только ни состоял - и в клубе собаководства, и обществе книголюбов - это все мои членские билеты.
На стене над диваном, как положено атмосферному музею, висит ковер - с оленем. Оказалось, ковер неслучайный.
- Это мой личный ковер - из детства. Когда мне было 6 лет и выпал первый зуб, я лежал возле этого ковра. Я очень хорошо это запомнил. А не так давно я его разыскал. Написал картину и отдал за ковер.
На одной из стен висят графические портреты, потрясающей точности и глубины. Оказалось, это работы Валентина Алексеевича еще из художественного училища.
- Я их повесил здесь, чтобы люди видели, что я умею рисовать (смеется). Я раньше по-всякому писал, подражал всем течениям.
- Вот я сыну говорю, он тоже художник: "Леш, ну что я в последнем вагоне - все давно уже к концептуальному искусству перешли. Кто так сейчас работает: холст, подрамник? Ставят телевизор и помехи показывают. Или эстетику отходов. Я бы отходов насобирал!" А он говорит: "Нет, папа, у тебя свой стиль".
А помните этот момент, когда нашли свой стиль?
- Это не один момент… Я был молодой и копил на кооперативную квартиру - поэтому не писал картины, а делал иллюстрации к книгам, это гарантированно оплачивалось. У меня была ответственность за семью, за детей. Но я считал дни, когда смогу начать писать - высчитал все выплаты до последней. Так и говорил: "Через один год, три месяца и 12 дней я смогу начать писать".
А когда стал писать, пришел первый художник, посмотрел, удивился: "Валентин, а это вообще кому-то надо?" А еще один художник, народный, сказал мне: “Валентин, ты по общественной лестнице с таким искусством не взберешься. Надо делать что-то социально значимое, хотя бы “Закат над Припятью”.
"Скромное очарование провинции"
- Меня не брали на выставки - я был не в формате. Но мне хотелось писать именно так.
А пытались измениться?
- Нет.
Однажды была коллективная выставка в Польше. Я взял 5 работ "Закат над припятью" и пять "своих". У меня там случился интересный разговор с галеристом из Швейцарии. Он спросил: а зачем вы ТАК делаете (стиль "Закат над Припятью"), если вы уже ТАК (нынешний стиль Губарева) умеете?
Но на выставки не брали?
- Я прихожу как-то на комиссию, которая определяет, брать или не брать картины. Меня искусствовед музея окликает:
- Губарев, Губарев!
Я аж обомлел: знает меня по фамилии!
- Вашу картину отклонили.
- Почему?
- Неуместная ирония.
Хотя это была уже перестройка. Но потом взяли одну работу. И вечером по телевизору должно было быть обозрение. Рассказывают про Савицкого, Щемелева. И вдруг Лариса Финкельштейн (известный белорусский искусствовед, журналист - ред) говорит: "А сейчас мы покажем картину, которая стала центром всей выставки". Пауза… И это была моя картина! Выставка закончилась, я пошел ее забирать, а мне говорят: "Нет, ее уже министерство культуры купило".
- Но еще долго место моего искусства было где-то около пожарного крана (смеется). Одни картины висят в центре зала, другие ближе к лестнице, а мои - возле пожарного крана.
За разговором Валентин Алексеевич показывает нам последние работы. Многие упакованы - готовятся к отправке покупателям или на выставку.
Пес на картине ваш?
- Мой, и это - я. Помню: я на даче, иду в лес с собакой. Солнце греет макушку, впереди тень от меня, от собаки, корзинка с грибами. И тут я такой прилив счастья ощутил! И всего-то надо: душу ничего не тревожит, лес, березы горят от солнца… И я сказал себе: надо это написать!
"Тихие минуты счастья"
Мы смотрим на это солнце сквозь отблески на целлофане и чувствуем то самое счастье - очень теплая работа. И вдруг стала совершенно понятна загадка Губарева. Каждая работа - это маленький кусочек счастья. Такой простой и очевидный, что он одинаково считывается и дома, и в любой точке мира. И дело не в стиле, не в длинных носах персонажей, не в чистых красках, а в чувствах, которые они в нас будят. Вот к примеру работа, которая вызывает и смех, и восторг! Мы ее сразу окрестили "Тосканские мотивы".
- Тут много аллюзий и цитат - нога, касающаяся как у Леонардо и другие.
"Жатва"
Многие работы запакованы, куда они готовятся отправиться?
- Часть в Третьяковку - там пройдет выставка. Еще предложили выставку в музее современного искусства Эрарта - это крупнейший музей современного искусства в Санкт-Петербурге.
-
Эрарта — самый крупный частный музей современного искусства в России. Открылся в 2010 году, в его стенах проходят выставки, экскурсии, театральные постановки, концерты, образовательные мероприятия и многое другое.
"Спасшийся"
О, эта знакомая минчанам работа!
- Да, она была на выставке во Дворце искусств.
Сколько всего у вас картин?
- 868. 90% находятся во Франции. Я уже 30 лет имею постоянный контракт с Галереей Berthéas.
Фото из личного архива
Как вы попали во французскую галерею?
- Когда у меня появилось несколько работ, решил издать свой каталог. Сделал макет, интервью с собой написал. Но главное - я додумался в конце, где выходные данные, свой телефон оставить. Через какое-то время звонок из Москвы: "Скажите, а художник Губарев жив?" Вот оно! Что сказать??? Ведь художники обычно получают известность после смерти! Во мне боролись жажда наживы и честность. Я говорю: “Жив, к сожалению…”
Фото из личного архива - владельцы галереи Berthéas Ален и Клоди
Это были французские галеристы, которым в букинистическом в Москве попался мой каталог. И они приехали в Минск, ко мне домой. У меня тогда мастерской даже не было. Они фотографировали, графику мою какую-то купили и поехали думать. Думали почти год. Через год решили сделать выставку. Это был серьезный риск.
"Смородина и крыжовник"
- Репутацией! А вдруг провал? Столько лет зарабатывали репутацию, а вдруг люди не придут - погода плохая или автор неизвестный… Получат плохую прессу. Я видел, как они переживают. Но когда в первый же день 9 моих картин купили, Ален аж подтанцовывал, не мог себя сдержать.
Фото из личного архива
Я тоже понимал ответственность момента - продал машину и купил костюм Hugo Boss. Я увидел, что это надо было. Кстати, на выставке ко мне подошла одна пара. Он спросил про картину - про расческу в кармане пиджака персонажа, а она спросила: "Вы рубашку покупали в Париже или в Москве?". Для французов это важно.
Фото из личного архива
Как строятся ваши отношения с галереей?
- Я знаю, сколько "пикселей" я должен сделать в среднем в месяц в течение года. Есть справочник по которому я сверяюсь - такой-то размер - это столько-то пикселей. Большая картина может закрыть несколько месяцев.
Я только пишу картины, а оформлением, продвижением, выставками занимается галерея. Это идеальные отношения.
Французы думали, что я буду во Франции жить. Дали мне вид на жительство. Я туда часто приезжаю и мне там хорошо. Но пишу я только дома.
"Вишенки"
А вам заказывают тематику, стиль?
- Нет, полная свобода. Я даже делал несколько экспериментов, пробовал писать работы в другом стиле. Но после второго бокала вина Клоди не выдержала и спросила: А вот ЭТО зачем вы делали?..
Скульптуры тоже ваши?
- Да, французы заказали, говорят: “У вас должно получиться”. Я сделал одну из бронзы, одну из пластика. Но нельзя объять необъятное - что же, не спать ночью?
"У нас художником себя может считать любой, а во Франции художник должен зарабатывать искусством"
- В общественном мнении Франции, Швейцарии, Германии художником считается только тот, кто живет за счет своего творчества. А тот, кто развозит пиццу, охранником работает, а потом рисует - художником не считается. А еще обязательно быть представленным в галереях. И это замкнутый круг, так как попасть во французскую галерею совершенно невозможно.
"Счастье"
- Когда мне французы предложили выставиться, мне вообще на деньги было плевать. Мои работы в галерее! Во Франции, которая все видела!
Один мой знакомый художник попросил меня привести французов к нему. Я привел, он показывает свои картины. Его спрашивают, сколько ваша картина стоит? Он пишет на бумаге. Они рядом пишут свою цену. Он: "Что вы, я столько труда вложил!” Они: "Все, до свиданья".
Когда на тебя обратила внимание галерея, разве можно торговаться!? Без галереи во Франции художнику имя не сделаешь.
Галерея Bertheas, Париж. Выставка Валентина Губарева
С XVIII века каждый год там издается справочник по художникам, которые представлены в рейтинговых французских галереях. И напротив каждого есть стрелочка вверх-вниз-вперед. Это значит его картины становятся дороже, дешевле, держатся на уровне. Это коллекционерам помогает ориентироваться. И если вас в этом справочнике нет, очень сложно хоть что-то продать.
Расскажите про участие в знаменитых аукционах Christie's и других: как получилось, что на афише Christie's - ваша работа?
- Я сам был удивлен. Там же все страны, лучшие художники, а на обложке - я.
Работы для аукциона у меня купил австрийский коллекционер - приезжал сюда.
Обложка постера аукциона Christie's
А кто купил ваши картины на аукционе?
- Не знаю. Обычно это не афишируется. Я никогда не спрашиваю кто, за сколько. Я продаю коллекционеру, и картина уже не моя.
О сходстве с Брейгелем
- Во Франции вышла обо мне статья “Белорусский Брейгель”, и журналисты подхватили. Я об этом и не думал, делал, как мне нравится. А когда услышал, понял в чем сходство.
"Чаи гоняют"
- У настоящих художников (Валентин Алексеевич даже намека на то, что это шутка, не демонстрирует) четкий передний план, потом перспектива, воздушный такой план - сфумато, нечеткие изображения. А Брейгель как-будто ничего про это не знал, хотя конечно, все он знал (наконец, улыбается и подмигивает). Но он так любил детали, что все прописывал. И я люблю - и то, что на втором плане, на третьем, четвертом. Я все прописываю.
"Дом под мальвами"
Как вам удается находить во всём позитив?
- По жизни я, если это в моих силах, стараюсь не сталкиваться с негативом. Не читать какую-то чернуху, не смотреть фильмы про оборотней-полицейских. Стараюсь не общаться с людьми, транслирующими отрицательную энергию. А так как я оптимист, это мне вполне удается.
Концептуальное искусство выражает идею, а я занимаюсь искусством, которое выражает чувство. Поэтому моё творчество всегда будет позитивным и душевным.
Выставка под открытым небом "Художник и город", Минск, 2016. Фото из личного архива
Есть для вас в вашем творчестве табу?
- В искусстве табу размываются и исчезают гораздо раньше, чем в обыденной жизни. Лично для меня табу обуславливается чувством меры.
Вам заказывали портреты?
- Не часто. От силы раз пять. Однажды один бельгийский промышленник заказал портреты его самого, жены и взрослых детей. И именно в моём стиле. "Какой смелый, мужественный человек", — подумал я. Они остались довольны.
Ваша самая дорогая проданная работа?
- Помню, еду на рыбалку в Миорский район, а тут звонок из Дубая. Люблю эти парадоксы - дикие кабаны дорогу перебегают, а я с Дубаем говорю... Там я как раз побил рекорд по цене за картину - 52 тысячи евро. Ну где как не в Дубае поставить такой рекорд.
Фото из личного архива. Дубай, 2017
Фото из личного архива. Дубай, 2017
Я сначала думал, а кто там будет покупать, что мне привозить? Мне сказали: “Все, что угодно”. На выставку приходят европейцы, американцы - они же бизнес там делают. А шейхи если и покупают, то не афишируют.
Фото из личного архива. Дубай, 2017
Ну а наши покупатели у вас есть? И сколько стоят работы?
- Опять вы спрашиваете про покупателей, про деньги! Я - художник (Валентин Алексеевич впервые перестает шутить. Похоже, тема денег ему кажется лишней в нашем разговоре. Но, тем не менее, отвечает).
Недавно появились и наши покупатели: бизнесмены, коллекционеры. У меня даже есть список желающих купить картины.
Кстати, картин Валентина Губарева нет и на российских аукционах. Мы проверили несколько основных. В интернете есть даже поисковый запрос: “как купить картины Валентина Губарева”. У художника нет сайта, зато есть сайты, где предлагают сделать подделки.
- Цена зависит от размера. От $2,5 тысяч до $8-10 тысяч. Мне говорят: “Валентин, ты должен повышать цены. Это закон рынка, когда есть дефицит товара, цена растет”. А я не могу. Наверное, мне нужен агент (смеется).
А еще я понял, что мои работы живут своей жизнью. Однажды в галерее ко мне подошла женщина и говорит: "Я купила у вас три года назад работу. Я каждый день на нее смотрю и вижу, как он ее любит. Но последнее время я стала сомневаться в его чувствах. Как вы думаете, им удастся это чувство сохранить?"
"Любовь лучше чем жизнь"
- Я хотел сначала отшутиться, а потом посмотрел в ее глаза и понял, что не стоит. Я сказал: "Любовь же, она меняется, взрослеет, становится другой". И она была счастлива: "Я знаю теперь, все у них будет хорошо"…
Беседовала Юлия Кочубей
Фото автора и из личного архива и соцсетей Валентина Губарева