Наша smART-галерея распахнула “Окна” в мир нового для нас вида искусства: цветной линогравюры. Именно так называется цикл работ талантливой художницы-графика Марии Кошелевой-Лихота. Мы презентовали их в окружении ценителей искусства, дипломатов, представителей бизнеса — и, позволим себе спойлер: в этот вечер каждый нашел то окно, в которое ему захотелось заглянуть, чтобы разгадать его тайну.
В центре кадра - главная героиня вечера — Мария Кошелева-Лихота
Мария — самый молодой автор, о котором мы говорили в стенах smART-галереи, но уже известный как в Беларуси, так и за рубежом. Художница, единственная в Беларуси, работает в очень редкой технике цветной линогравюры.
Художница в компании организаторов арт-мероприятия: главного редактора и руководителя “Смартпресс”, Юлии Кочубей и Вячеслава Зеньковича, а также представителей клуба “Факультатив” — искусствоведов Дарьи и Татьяны Пушко
Печатной основой становится знакомый нам линолеум, на котором вырезают изображение в зеркальном отражении. После чего на него валиком наносят краску — и отпечатывают на станке. Каждый оттенок накладывается поэтапно: чтобы не потерять цельную картинку, воображение и память автора должны работать лучше сверхмощного компьютера.
Один этап работы может занимать 6-7 часов, а на подготовку произведения целиком уходит по несколько месяцев.
Поверенный в делах Франции Людовик Руайе и пресс-атташе посольства Франции Наталья Зайцева знакомятся с работами Марии
Но результат, безусловно, впечатляет:
— Этот вид творчества — открытие для меня, — поделился Виктор Елистратов, управляющий партнер компании ARS Communications. — Впечатляет, насколько это сложный и трудоемкий процесс. И как много нужно терпения, чтобы создавать такие масштабные работы.
Виктор Елистратов
Сама Мария говорит, что просто собирает в своих работах близкие ее сердцу места — как коллекционер.
Но, как это часто бывает с талантливыми произведениями: в них чувствует что-то свое не только автор, но и зритель.
Например, окошко под названием “За шторкой”, которое Мария заметила и “привезла” из Ивацевичей, отозвалось послу Японии Хироки Токунага:
Хироки Токунага
— Меня очень заинтересовала эта работа: в ней есть грусть, но хорошая грусть. Хочется ее разглядывать, потому что здесь есть что-то большее, чем просто окно.
“Что-то большее, чем просто окно” — лейтмотив вечера. Ольга Безвадицкая, директор по маркетингу компании “Модум” увидела в одном из окошек свое детство у бабушки:
Ольга Безвадицкая
— Вот это окошко с синими створками — не могу от него оторваться. У бабушки моей было такое же. И тюлевая занавеска, и герань на подоконнике.
Это такое сильное и теплое воспоминание из детства, что и на даче у себя сделала синее окошко: оно меня радует каждый раз, когда я из него выглядываю.
Но еще интереснее — заглядывать в окна (согласитесь: иногда просто невозможно от этого удержаться!) и придумывать истории, которые за ними происходят.
Наталья Грекович
— Мне весь этот цикл работ близок на уровне ощущений: это очень “моё”, — поделилась Наталья Грекович, PR-маркетолог Паритетбанка. — Не могу сказать, что я слишком уж любопытная, но если вижу окошко на уровне глаз, не могу не задержать на нем взгляд. Так интересно, кто и как живет за этой шторкой. Смотришь и сочиняешь целый сюжет. Вот мимо окошка с работы “Печатная 21” я бы точно не смогла пройти: за этим окошком явно живут люди, которые знают, что они интересны тем, кто по ту сторону. И закрывают свой мир, закрашивая окна краской. Но от этого ведь становится еще интереснее!
А куратор арт-мероприятия, искусствовед Дарья Пушко, добавляет:
— Древние греки не просто так проводили параллель между архитектурой и человеческим телом. Око — окно, чувствуете сходство? Окна — это глаза дома. И, взглянув в них, мы можем увидеть и понять что-то важное не только о доме, но и о себе.
Дарья Пушко рассказывает о работе
Как отметила Дарья, каждая работа Марии — это разговор об историческом и культурном наследии Беларуси на понятном и современном визуальном языке.
Об этом же — серия работ “Стены имеют голос”, выполненных в технике коллажа: материальные памятники истории рассказывают о нематериальных ценностях.
В ней художница поделилась местами Беларуси, которые занимают в ее жизни особое место.
— Я думаю, тем, кто хочет прочувствовать атмосферу нашей страны, а не просто увидеть туристические места, стоит съездить в усадьбу Рейтанов в Грушевке, увидеть заброшенное имение Новицких в Совейках, увидеть деревеньку Флерьяново, где провела важную часть своей жизни Элиза Ожешко. Кстати, усадьбу, где она останавливалась, выкупил за одну базовую пенсионер — и восстанавливает своими силами. Это очень вдохновляет! – говорит Мария Кошелева-Лихота. – Как и сегодняшнее мероприятие, на котором я вижу, что истории, которые я рассказываю в своих работах, интересны другим людям. Для художника это очень важно: не складывать в стол, видеть отдачу.
А отклик точно есть: посмотрите, как погрузилась в работы Марии менеджер компании Visage Outdoor Ирина Яблонская
Ольга Безвадицкая и советник посольства Турции Мустафа Сенмез во время увлекательного экскурса в современное белорусское искусство
Главный редактор “Смартпресс” Юлия Кочубей делится впечатлениями от работ с временным поверенным в делах Израиля в Беларуси Цви Миркиным
Для Кирилла Кондрашова, управляющего компанией Visage Outdoor, работы Марии тоже стали открытием
А Мария Канасевич, руководитель авторского курса по комплексному маркетингу в Институте бизнеса БГУ, и вовсе отметила, что это арт-мероприятие впечатлило ее больше всех, что она видела в smART-галерее
А то, как вдохновлена Юлия Ковалева, маркетолог компании Betera, видно и без комментариев
Наталья Царикова, директор digital-агенства Wunder, и Евгения Кильпеляйнен, директор департамента маркетинга “Сбербанка”, знают толк во всех сферах искусства, в том числе — в искусстве фотопозирования
Ну, а Людовик Руайе и Хироки Токунага точно знают: хорошая шутка и искренний смех делают любое культурное мероприятие живым и нескучным.
Работы Марии будут украшать стены нашего офиса до середины мая. Наше пространство пока непубличное, но вы можете полюбоваться работами художницы в ее социальных сетях.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.