В офисе Смартпресс персональная выставка белорусского художника Кирилла Орсика "Почти пейзаж". Семь работ, глядя на которые бывает трудно различить, где фигура человека превращается в пейзаж.
Кстати, вы знаете, как развешиваются картины, как подбирается локация? Какие навыки художнику, кроме таланта и профессиональных умений, необходимы? Рассказываем. Главное - держать баланс! Да-да, попробуйте залезть на стремянку и развешивать работы, когда высота потолков почти 5 метров.
А еще важен глазомер, чтобы несмотря на не очень ровные стены (привет строителям) соблюсти горизонталь и вертикаль.
В общем, трудились над выставкой всем офисом Смартпресс под руководством кураторов - клуба "Факультатив". Смотрите что получилось и читайте интервью с художником.
Кирилл рисует сколько себя помнит. В 5 лет родители отдали его в студию Андрея Задорина (известный белорусский художник, сейчас живет и работает в Нидерландах - Смартпресс) - и пошло! После школы поступил в Академию искусств. Сомнений в выбранном пути не было, хотя родители не были связаны с искусством.
Супруга Кирилла, Ольга - скульптор. Познакомились в институте, учились на одном факультете, но на разных кафедрах. А еще в семье Орсиков два сына, 10 и 12 лет.
Они уже взяли в руки кисточки или пластилин?
- Нет, как-то они не хотят идти по пути родителей, у них есть все способности, но им неинтересно то, чем занимаются родители, это уже прошлый век. Они рисуют на уроках рисования и открытки на новый год бабушкам, не более того.
Возможно, они потом придут к графическому дизайну - способности творческие есть у обоих.
- С мозаикой, совсем чуть-чуть. В Минске это храм Всех Святых, отдельные мозаики в храме Воскресения, на фасаде. Но это работа целого коллектива. Долгая и большая работа.
- Написана в прошлом году, меня зацепил этот полулегендарный, полуисторический образ. Лао-цзы - мудрец, который после себя оставил трактат, о котором до сих пор можно много говорить ("Дао Дэ Цзин").
Привлек сюжет из его жизни, легенда о том, как однажды перед дверями хижины его встретил буйвол, пригласил присесть на него, Лао-цзы так и поступил, восприняв это как знак, и бык унес его куда-то в Гималаи. Этот бык, устремленный взгляд - задают философское, медитативное настроение.
Картина "Рассвет"?
- Птицы, лес, догорающий костер. В общем-то работа на состояние, переход от тьмы к свету. По большому счету, настроенческая вещь.
Следующая - "Движение океана"
- Берег и волну я заплел в бесконечность, это немножко напоминает схему инь-янь, хотелось придать бесконечность движению. Она в каком-то смысле интерьерная, призвана стать центральным пятном, которое вокруг себя собирает все объекты интерьера.
"Лунная ночь"
- Тут уже есть определенная игра смыслов, потому что одновременно мы можем увидеть лунный пейзаж с облаками и прожектор на каске шахтера, который освещает путь. Он несет определенный свет внутри себя и готов им поделиться.
"Не одни"
- Там игра опять же звезд и глаз. Много глаз смотрят на человека, который смотрит на звезды с земли. Я думаю, смысл в этом плане понятен - мы друг за другом можем наблюдать.
Диптих "Пустыня" и "Пробуждение пустыни"
- Пустыня - это красная, испепеленная земля. Черная фигура, как обгоревшие, деревья вокруг. Человек внедряется органично в эту структуру. Но тяжелое, иссушенное состояние не вечно, все циклично в природе, в жизни. Об этом и говорит следующая картина "Пробуждение пустыни". Обгоревшая фигура оживает и превращается в мечтательный образ, смотрящий в будущее.
Вы одну из картин, "Движение океана", характеризовали как интерьерная живопись. Как вы относитесь к интерьерной живописи?
- Я бы не ограничивал этим понятием какую-то узкую сферу живописи. Любая живопись предназначена для какого-то интерьера, пространства. Музей - это тоже определенный интерьер, просто более обширный порой. А порой камерный. Поэтому большинство живописи - интерьерная.
Есть, конечно, живопись только ради интерьера, не имеющая смысла. Например, абстракции, цветовые пятна, чтобы увязать с диваном, со столом, с цветом штор, и при этом глубоко не думать. Есть и такой подход.
Может ли художник себя прокормить искусством? Вы же еще и преподаете?
- Да, в Академии искусств. У меня полноценный доход от живописи не получается. Сегодня, я думаю, мало у кого получается. Все равно к чему-то художник должен прикрепиться, чтобы быть свободным в своем творчестве. Кто-то идет в тот вид интерьерной живописи, которую я описал. Если по всему миру рассылать картиночки, то этим можно жить. А вот найти постоянного покупателя в Минске или Беларуси, это сложно. Это какая-то галерея должна все время скупать ваши работы.
А много ли сейчас людей использует живопись, а не цветовые пятна, в интерьерах? Много ли покупают себе домой картины? Часто ли покупают ваши работы?
- Хотелось бы чаще. Моды нет на приобретение картин, да и экономическая ситуация… Те деньги, за которые мы готовы продавать работы, люди не готовы платить. Если картина вынашивается долго, имеет глубокий смысл, ее невозможно очень дешево продать, а люди, средний потребитель, к ценам этим не готовы.
Беседовала Юлия Кочубей