В офисе Смартпресс персональная выставка белорусского художника Кирилла Орсика "Почти пейзаж". Семь работ, глядя на которые бывает трудно различить, где фигура человека превращается в пейзаж.

Кстати, вы знаете, как развешиваются картины, как подбирается локация? Какие навыки художнику, кроме таланта и профессиональных умений, необходимы? Рассказываем. Главное - держать баланс! Да-да, попробуйте залезть на стремянку и развешивать работы, когда высота потолков почти 5 метров. 

Выставка Кирилла Орсика 1.jpg

А еще важен глазомер, чтобы несмотря на не очень ровные стены (привет строителям) соблюсти горизонталь и вертикаль. 

Выставка Кирилла Орсика 2.jpg

В общем, трудились над выставкой всем офисом Смартпресс под руководством кураторов - клуба "Факультатив". Смотрите что получилось и читайте интервью с художником. 

Выставка Кирилла Орсика 3.jpg

Кирилл рисует сколько себя помнит. В 5 лет родители отдали его в студию Андрея Задорина (известный белорусский художник, сейчас живет и работает в Нидерландах - Смартпресс) - и пошло! После школы поступил в Академию искусств. Сомнений в выбранном пути не было, хотя родители не были связаны с искусством. 

Выставка Кирилла Орсика 4.jpg

Супруга Кирилла, Ольга - скульптор. Познакомились в институте, учились на одном факультете, но на разных кафедрах. А еще в семье Орсиков два сына, 10 и 12 лет.

Они уже взяли в руки кисточки или пластилин?

- Нет, как-то они не хотят идти по пути родителей, у них есть все способности, но им неинтересно то, чем занимаются родители, это уже прошлый век. Они рисуют на уроках рисования и открытки на новый год бабушкам, не более того.

Возможно, они потом придут к графическому дизайну - способности творческие есть у обоих. 

Вы еще работали с витражами?

- С мозаикой, совсем чуть-чуть. В Минске это храм Всех Святых, отдельные мозаики в храме Воскресения, на фасаде. Но это работа целого коллектива. Долгая и большая работа.  

За нами - работа "Дорога Лао-цзы". О чем она? 

- Написана в прошлом году, меня зацепил этот полулегендарный, полуисторический образ. Лао-цзы - мудрец, который после себя оставил трактат, о котором до сих пор можно много говорить ("Дао Дэ Цзин").

Привлек сюжет из его жизни, легенда о том, как однажды перед дверями хижины его встретил буйвол, пригласил присесть на него, Лао-цзы так и поступил, восприняв это как знак, и бык унес его куда-то в Гималаи. Этот бык, устремленный взгляд - задают философское, медитативное настроение.

Выставка Кирилла Орсика 5.jpg

Картина "Рассвет"? 

- Птицы, лес, догорающий костер. В общем-то работа на состояние, переход от тьмы к свету. По большому счету, настроенческая вещь.

Выставка Кирилла Орсика 6.jpg

Следующая - "Движение океана" 

- Берег и волну я заплел в бесконечность, это немножко напоминает схему инь-янь, хотелось придать бесконечность движению. Она в каком-то смысле интерьерная, призвана стать центральным пятном, которое вокруг себя собирает все объекты интерьера. 

Выставка Кирилла Орсика 7.jpg

"Лунная ночь" 

- Тут уже есть определенная игра смыслов, потому что одновременно мы можем увидеть лунный пейзаж с облаками и прожектор на каске шахтера, который освещает путь. Он несет определенный свет внутри себя и готов им поделиться. 

Выставка Кирилла Орсика 8.jpg

"Не одни"

- Там игра опять же звезд и глаз. Много глаз смотрят на человека, который смотрит на звезды с земли. Я думаю, смысл в этом плане понятен - мы друг за другом можем наблюдать.

Выставка Кирилла Орсика 9.jpg

Диптих "Пустыня" и "Пробуждение пустыни" 

- Пустыня - это красная, испепеленная земля. Черная фигура, как обгоревшие, деревья вокруг. Человек внедряется органично в эту структуру. Но тяжелое, иссушенное состояние не вечно, все циклично в природе, в жизни. Об этом и говорит следующая картина "Пробуждение пустыни". Обгоревшая фигура оживает и превращается в мечтательный образ, смотрящий в будущее.

Выставка Кирилла Орсика 10.jpg

Выставка Кирилла Орсика 11.jpg

Выставка Кирилла Орсика 12.jpg

Вы одну из картин, "Движение океана", характеризовали как интерьерная живопись. Как вы относитесь к интерьерной живописи? 

- Я бы не ограничивал этим понятием какую-то узкую сферу живописи. Любая живопись предназначена для какого-то интерьера, пространства. Музей - это тоже определенный интерьер, просто более обширный порой. А порой камерный. Поэтому большинство живописи - интерьерная. 

Есть, конечно, живопись только ради интерьера, не имеющая смысла. Например, абстракции, цветовые пятна, чтобы увязать с диваном, со столом, с цветом штор, и при этом глубоко не думать. Есть и такой подход. 

Может ли художник себя прокормить искусством? Вы же еще и преподаете?

- Да, в Академии искусств. У меня полноценный доход от живописи не получается. Сегодня, я думаю, мало у кого получается. Все равно к чему-то художник должен прикрепиться, чтобы быть свободным в своем творчестве. Кто-то идет в тот вид интерьерной живописи, которую я описал. Если по всему миру рассылать картиночки, то этим можно жить. А вот найти постоянного покупателя в Минске или Беларуси, это сложно. Это какая-то галерея должна все время скупать ваши работы. 

Выставка Кирилла Орсика 13.jpg

А много ли сейчас людей использует живопись, а не цветовые пятна, в интерьерах? Много ли покупают себе домой картины? Часто ли покупают ваши работы?

- Хотелось бы чаще. Моды нет на приобретение картин, да и экономическая ситуация…   Те деньги, за которые мы готовы продавать работы, люди не готовы платить. Если картина вынашивается долго, имеет глубокий смысл, ее невозможно очень дешево продать, а люди, средний потребитель, к ценам этим не готовы.

Беседовала Юлия Кочубей


Получать все новости оперативно в Telegram.