За последние 100 лет в искусстве возникло много новых форм: реди-мейд, ассамбляж, инсталляция, перформанс и не только. А какие тенденции стали заметны лишь в последние 3-5 лет? Мы поговорили с искусствоведом, куратором Клуба интеллектуального досуга "Факультатив" Дарьей Пушко. Дарья посетила в этом году и Венецианскую биеннале и Кассельскую documenta - места, где формируются новые тренды. Мы попросили выделить пять ключевых направлений.
Женское искусство
Еще в 1971 году известная арт-критик Линда Нохлин задалась вопросом: «Почему не было великих художниц?» – и посвятила этому целое эссе, ставшее знаменитым. Вопрос далеко не праздный, потому что долгое время женщины в искусстве появлялись гораздо чаще в статусе моделей или муз, вдохновлявших художников-мужчин, чем в качестве самостоятельных авторов.
Сегодня ситуация стремительно меняется: женщин-художниц становится всё больше – на выставках, в галереях, на аукционах. Например, на крупнейшей выставке современного искусства, 59-й Венецианской биеннале, которая проходит в этом году с апреля по ноябрь, бóльшая часть участников – женщины и небинарные персоны. Акцент на этом сделан намеренно, чтобы показать, какой вклад сделали художницы в современное искусство и что их действительно много.
Этот тренд сложно назвать новым, но сейчас он всё больше набирает обороты.
Симона Ли «Последняя одежда» (2022). Павильон США на 59-й Венецианской биеннале. Фото: Дарья Пушко
Необычные локации
Современное искусство всё чаще можно встретить в самых неожиданных локациях: на центральной площади города, в храме, ресторане и даже торговом центре.
Ничего специфического в том, что искусство окружает человека в его повседневности, нет, примеры тому можно найти в любую эпоху: религиозные фрески на стенах и плафонах соборов, скульптуры в дворцовых парках, картины и гравюры в особняках аристократов.
Поражает контраст, когда рядом с классическим искусством экспонируются современные арт-объекты. Например, в Венеции внутри Скуола Гранде ди Сан Джованни Еванджелиста в соседстве с живописью эпохи Ренессанса демонстрируются работы современного художника Уго Рондиноне в рамках выставки «Гори, сияй, пари».
Такие арт-интервенции, как правило, носят временный характер и позволяют посмотреть на классические произведения под необычным углом, открыть в них новые смыслы и поднять статус современного искусства, которое тоже способно говорить о возвышенном и прекрасном – просто иным языком.
Персональная выставка Уго Рондиноне «Гори, сияй, пари» в Скуола Гранде ди Сан Джованни Еванджелиста. Венеция, 2022. Фото: Дарья Пушко
Сюрреализм
Это направление переживает своё новое осмысление. В 1920-е-1930-е годы, то есть, век назад, сюрреализм в искусстве стал откликом на крах рационалистической модели мира – результат Первой мировой войны.
Столетие спустя, в 2020-е годы, художники улавливают и передают схожие настроения. Мир непознаваемого, сверх-реального (так переводится французский термин «сюрреализм») – вот что увлекает фантазию. Для одних это вариант эскапизма, побега в мир снов и магии, для других – возможность сконструировать свою альтернативную вселенную.
Сесилия Викунья «Связка ключей» («Синяя») (2019, по утраченному оригиналу 1979). Фото: Дарья Пушко
Подтверждением этой тенденции стала 59-я Венецианская биеннале в этом году. Зрителям предложили сопоставить сюрреализм столетней давности и работы современных авторов, выставляя их в одном пространстве.
Как определить, что перед вами сюрреализм? Узнаваемые предметы и герои в произведениях сюрреалистов существуют в вымышленном пространстве, напоминающем сон, галлюцинации или фантазию.
Сесилия Викунья «Глазастый леопард» (1976). Фото: Дарья Пушко
Партиципаторное искусство
Речь идёт об искусстве, которое вовлекает зрителя, превращая его из стороннего наблюдателя в соучастника творческого процесса.
Свежий пример, который я лично наблюдала этим летом, – инсталляция в виде скейтпарка прямо на выставке современного искусства, куда может прийти со своим скейтом и покататься любой желающий. Этот арт-объект представлен на выставке documenta 15 в немецком городе Кассель, который раз в 5 лет становится главной точкой арт-экспериментов. Работа тайского коллектива говорит на языке действия, привлекая внимание молодой аудитории и делая пространство выставки более демократичным и доступным.
Baan Noorg Collaborative Arts and Culture «Ритуалы вещей» (2022). Фото: Дарья Пушко
Ещё один пример активного взаимодействия публики с арт-объектом – инсталляция Карстена Хёллера в виде большой горки, спуститься с которой могут не только дети, но и взрослые. Предлагать нестандартный опыт или воскрешать давно забытые переживания способно искусство, которое не боится экспериментов и бросает вызов привычному.
Карстен Хёллер «Двойная горка». Источник: (CC BY 2.0tomislav medak)
Диджитализация
Несмотря на падение объема продаж NFT в последнее время, тренд на цифровизацию искусства сохраняет свою актуальность. Например, с помощью цифровых видеокамер авторы стали снимать видеоарт – произведения искусства, которые сочетают приемы кинематографа, перформанса, телевидения, живописи, инсталляции.
Работы американского художника видеоарта Билла Виолы напоминают классическую живопись – только ожившую, а точнее, оживающую прямо на глазах у зрителя. То, что в жизни и даже в кино происходит за доли секунды, у художника оказывается растянутым во времени. Например, в видеоинсталляции «Квинтет изумлённых» зрители в течение 20 минут наблюдают за сменой выражения лиц героев, которая на самом деле произошла в считанные мгновения. Глубина сиюминутных действий и состояний – вот что оказывается в центре внимания у Билла Виолы.
Билл Виола «Квинтет изумлённых» (2000). Фото: Дарья Пушко
В отличие от кинофильма, видеоарт может демонстрироваться сразу на нескольких экранах. На выставках для таких работ зачастую выделены отдельные залы, в которых, как и в кинозалах, царит темнота и иногда стоят кресла.
Билл Виола «Квинтет изумлённых»