В семье Федосовых у каждого есть свое дело жизни. Андрей, архитектор, дизайнер, искусствовед, находит и возвращает в гомельский Дворец Румянцевых и Паскевичей, исторические раритеты. Татьяна, стилист и имидж-дизайнер, собирает уникальную коллекцию (около 800 экспонатов, предметов гардероба и быта прошлого столетия) - и проводит выставку "Красота и мода. ХХ век". Поговорили с парой о том, почему для них это важно и чувствуют ли они нужность своего дела.
“Казалось бы, где советский следователь, а где высокая мода. Но вещи просто дивные!”
Интерес к искусству был в жизни Андрея и Татьяны всегда, входил в “базовую комплектацию”:
- Ты с этим рождаешься - с потребностью в прекрасном и восприимчивостью к нему. А что может быть более прекрасным, чем произведения искусства и, тем более, их история? Эта потребность перерастает в хобби, а потом - в значимую и естественную часть жизни.
Вещи с историей окружают наших героев и дома, и на работе. Например, коллекция Татьяны начала выставляться в ее минском салоне красоты “L'atelier de l'image” (ул. Первомайская, 2), который она создала с нуля:
- Этот дом 1916-го года постройки, дореволюционное здание с большой историей. Когда-то здесь располагалась танцевальная школа, а по некоторым легендам - даже дом терпимости.
Я заметила это помещение на рынке недвижимости, долго ходила вокруг да около… А потом решилась поучаствовать в аукционе - и, хотя у меня практически не было ресурсов, выиграла его.
Здесь не было ничего, ремонт делала с нуля, в том числе перестилала пол. И, представьте, нашла под ним старинные газеты и советские игрушки.
Это место стало не просто салоном красоты, а хранителем коллекции, которая постепенно разрасталась - вместе с интересом к ней со стороны музеев, журналистов и просто неравнодушных к моде людей.
- К сбору коллекции стали присоединяться обычные люди, посетители салона. Одна женщина передала мне раритетные снимки 1937-го года, где ей 9 лет - она на отдыхе в Геленджике с родителями… И с папиной подругой сердца (улыбается). Папа был чиновником, какое-то время они жили в Харбине - и много интересных вещей привезли оттуда.
Одежды на них были совсем не рабоче-крестьянские - советская эпоха дефицита иногда рождала супермодников. Возможно, потому что охота за стильными вещами была гораздо интереснее, чем сейчас.
Часть экспозиции “Красота и мода. XX век”
Например, посетительница принесла мне наряды своей свекрови, которая работала следователем в эпоху БССР. Казалось бы, где советский следователь, а где высокая мода. Но вещи просто дивные! Пользуясь возможностью, хочу обратиться к даме, которая поделилась со мной этими раритетами: если вы прочитаете этот материал, позвоните или загляните в “L'atelier de l'image” - к сожалению, я потеряла ваш номер (улыбается).
Татьяна во время подготовки к выставке
Часть экспозиции "Красота и мода. ХХ век"Часть экспозиции "Красота и мода. ХХ век"
“Мы не первые люди, которые живут в сложное время. Это не повод перестать заниматься тем, во что ты веришь”
Андрей и Татьяна не зарабатывают на своих проектах, а напротив, бесконечно в них вкладываются. На вопрос “для чего?” Андрей отвечает:
- Деньги - это просто ресурс, благодаря которому ты можешь добиться своих целей или реализовать мечты. И надо помнить: мы с собой ничего не заберем.
Поэтому часть ресурса, который я могу заработать, я бы хотел потратить на благо сферы искусства, истории. Вкладываться в это - для меня лучшая инвестиция в будущее. Не в мое личное, но в будущее моей страны точно.
Андрей подчеркивает: несмотря на непростые обстоятельства, сейчас особенно важно развивать культурные проекты и сохранять арт-объекты:
- Мы не первые люди, которые живут в сложное время. Это не повод перестать заниматься тем, во что ты веришь. К тому же, сфера культуры, искусства сейчас очень уязвима и нуждается в нашей поддержке. Искусство необходимо беречь хотя бы потому, что это одна из баз в становлении национального самосознания и государства в целом.
Кроме того, я верю, что искусство - антипод войны, как человек созидающий - антипод разрушителя. Чем больше в нашей жизни эстетики и гуманизма, тем больше шансов на то, что мир перевесит.
Татьяна добавляет:
- Я тоже задавалась вопросом, уместно ли то, чем я занимаюсь, в нынешних обстоятельствах. Стоит ли, например, в этом году проводить выставку "Красота и мода. ХХ век".
Часть экспозиции “Красота и мода. XX век”
Но сомнения прошли после первой посетительницы, которая сказала: “Благодаря этой выставке, я победила упадническое настроение. Те минуты радости, которые я получила, были мне очень нужны”. И стало в очередной раз ясно, что сила искусства и красоты целительна.
Часть экспозиции “Красота и мода. XX век”
“Прежде чем платье попало на распродажу, ему исполнилось 100 лет”
Источники вдохновения супруги находят как в прошлом Беларуси, так и среди современных медиаперсон:
- Произведения искусства собирали и сохраняли самые родовитые династии, которые жили на территории современной Беларуси в разные времена. Радзивиллы, Сапеги, Вишневецкие, Тышкевичи, Паскевичи, Румянцевы - в истории нашей страны много фамилий коллекционеров и меценатов, которые нужно знать, - рассказывает Андрей. - Меня эти примеры безусловно вдохновили. Но главным мотиватором неожиданно стал тележурналист Андрей Малахов. Он собирает произведения современного искусства - и делает это не бездумно, а глубоко разбирается в теме. Значительную часть своей коллекции Малахов выставил в родном маленьком городке - Апатиты, где создал центр современного искусства.
Уверен, что знакомясь с такими яркими работами и авторами современного искусства, жители Апатит расширяют свои горизонты, выходят из выставочных залов другими - более гуманными, осознанными. И мне бы хотелось для родного Гомеля, в силу моих возможностей, сделать что-то похожее.
Татьяну, в работе над ее коллекцией, обратная связь учеников и гостей выставки вдохновляет не меньше известных исторических персон:
- Когда я увидела реакцию на мою коллекцию, поняла: то, что мне кажется нормой, для других может быть чем-то важным, исключительным. И я нырнула с головой в мир блошиных рынков и онлайн-аукционов. В интернете я тогда ориентировалась не слишком хорошо, но это так меня увлекло, что каким-то образом я умудрялась делать уникальные покупки. Так у меня появилась помада Christian Dior 1950-х годов, которая прилетела ко мне из Израиля. Как мне это удалось? Честное слово, не помню! (улыбается)
Впрочем, это наименьшая из загадок, с которыми имеет дело Татьяна. На ее выставке "Красота и мода. ХХ век" представлены вещи, о которых можно было бы снять голливудские фильмы.
- Например, там есть платье одной из самых высокооплачиваемых голливудских актрис 1930-х годов - Кэй Фрэнсис. По приблизительным подсчетам, к тому моменту, как платье попало на распродажу, ему исполнилось 100 лет. Где оно хранилось всё это время, сколько успело увидеть, почему оказалось никому не нужным? Целый сюжет - и он стоит за каждой представленной на выставке вещью.
Отдельная история - экспозиция, посвященная парфюму Chanel No. 5. У меня есть своя версия его возникновения, которую я вывела, изучая историю и сопоставляя факты.
В 1920-м году Коко Шанель знакомится с князем Дмитрием Павловичем Романовым, который эмигрировал в Париж. И этот роман оказал на мадам Коко серьезное влияние.
Князь познакомил Шанель с парфюмером русской фабрики “Брокар”, поставщиком императорского двора, Эрнестом Бо. Он и создал для великой мадемуазель легендарный парфюм, безумно похожий на русский аромат “Любимый букет императрицы”, который появился на той же фабрике в 1913-м году. А также на аромат знаменитой “Красной Москвы”, созданной на той же фабрике, только уже национализированной после революции 1917-го года. И не менее странное совпадение: фабрика Брокара после национализации получила название – “Мыловаренный завод номер 5”.
Не знаю, почему эти параллели не проводили раньше?
“Это особое ощущение: вернуть историческую вещь домой - туда, где она и должна быть”
Истории раритетов, с которыми имеет дело Андрей, не менее интересны. Да и отыскать их совсем не просто.
- Аукционов проводится много, но это ведь не означает, что на них представлено именно то, что тебе нужно: зашел - и выбрал. Ты заводишь знакомства в этой сфере, обрастаешь связями - и знающие люди, уже понимая, что тебе нужно, помогают с поиском экспонатов.
Так я приобрел и передал музею литографии с портретами бывших владельцев Дворца - князя Паскевича и представителей династии Румянцевых.
Андрей Федосов с портретом князя Паскевича, который он вернул Дворцу
Но особенно значимая для меня находка - портрет царицы Натальи Нарышкиной, которая была матерью Петра I. Род Нарышкиных этим очень гордился, а потому ее портрет висел в каждой резиденции семьи. Мама последней княгини-хозяйки Дворца была из рода Нарышкиных - и у нее тоже был этот портрет. Подтверждение тому - дореволюционные фото. У меня получилось его отыскать, и это особое ощущение: вернуть историческую вещь домой - туда, где она и должна быть.
Портрет Натальи Нарышкиной, который разыскал Андрей Федосов
Портрет Нарышкиной на дореволюционной фотографии в интерьерах дворца
Андрей отмечает, что коллектив гомельского музея - уникален, и надеется, что энтузиазм этих людей найдет поддержку:
- XX век был очень трудным - в том числе, и для культурного наследия. Что-то уничтожили сами, пойдя за сомнительной идеологией коммунистов, что-то потеряли во время войны. Но эта же участь постигла и другие страны.
Например, королевский дворец в Варшаве, уничтоженный во время Второй мировой. До 1971-го года на его месте был пустырь! Но ведь восстановили - и сделали это очень достойно.
У гомельского Дворца схожая судьба: он тоже был в руинах, а его территория стала кладбищем для немецких солдат.
Дворец Румянцевых-Паскевичей
Спасибо, что реконструировали здание и вернули его музею, но нужно сделать еще один шаг - вернуть Дворцу тот облик, что у него был. И тогда у Беларуси появится предмет колоссальной национальной гордости.
***
Читайте нас в Viber и Telegram