Наступила осень, и многие белорусские птицы засобирались на юг. Но если еще полвека назад зима в нашей стране была по-настоящему суровой, то сейчас стала куда более мягкой. Могут ли климатические изменения повлиять на привычки пернатых так, что некоторые из них перестанут быть перелетными? Чем отличается осенняя миграция от весенней и почему “календарные часы” птиц могут их подвести? В рамках проекта “Дикая природа Беларуси” поговорили об этом с представителем ООО “Дикая природа”, орнитологом Александром Винчевским. 

Миграция белорусских птиц 1_Александр Винчевский.jpgАлександр Винчевский, фото Смартпресс 

Птицы могут перестать мигрировать. Но какие будут последствия? 

За миллионы лет эволюции климат в Беларуси не раз значительно менялся. И вместе с ним менялась флора и фауна, а также поведение многих животных, которые приспосабливались к новым условиям. Поэтому глобальное потепление тоже изменит генетически обусловленный жизненный цикл белорусских птиц. И некоторые из них перестанут улетать на юг. 

Миграция белорусских птиц 2.jpgОтлёт журавлей. Фото vitvesti.by 

– Такое возможно, но не исключено, что это обернется вымиранием видов, которые не смогут адаптироваться, и к появлению других в новых местах. Изменение климата в любом случае влияет на ареал животных. У кого-то он из-за этого сужается, а у кого-то, наоборот, расширяется, – поясняет Александр Винческий. 

На осенние миграции климат влияет меньше, чем на весенние 

Отправляясь в теплые края, большинство наших пернатых уже никуда не торопится. Те же аисты могут лететь в Африку (с остановками на отдых и перекус, разумеется) целый месяц, а то и два.  

Фото Марии Дубовец 

Фото pl.pinterest.com 

Главная задача года выполнена – потомство выведено, можно и расслабиться. Но во всех правилах есть исключения. Например, кулик дупель стремится долететь до Африки всего за 2-3 дня. Перед этим отъедается до такой степени, что к моменту отлета 40% его веса составляет жир. Тем не менее, дупель поднимается на большую высоту, чтобы тело не перегревалось от безостановочного интенсивного полета, и летит двое суток напролет. В результате за рекордные сроки справляется с непростой задачей. И таким образом избегает многих опасностей и проблем, которые поджидают мигрантов на земле и небольшой высоте.

Дупель на току. Фото inaturalist 

Дупель в полёте. Фото inaturalist 

А вот весной домой спешат уже все. Потому что важно успеть захватить подходящую территорию для размножения и найти себе пару. И здесь тот факт, что тепло приходит раньше, может навредить пернатым. 

– Птицы же улетают с южных стран на север не потому, что там становится короче день, холодно или недостаточно пищи. У них срабатывает генетический механизм, который как раз связан с календарем. То есть, например, наступает определенная дата, и внутри птиц “щелкает” переключатель, что всё, им пора готовиться к перелету на родину. И они не в курсе, что в Беларуси в это время происходит – или снег еще лежит, или сады уже цветут. А вот жизненный цикл насекомых и растений у нас зависит напрямую от погодных условий. Солнышко раньше пригрело – беспозвоночные проснулись, поели и начали размножаться. Если тепло и есть листва, им неважно, март сейчас на дворе или апрель. И когда насекомоядные птицы в раннюю весну возвращаются согласно “графику”, то птенцы у них вылупляются позже периода массового появления личинок, и в итоге из гнезда вылетают не все. Из-за этого численность дальних мигрантов снижается. Даты прилета потихоньку сдвигаются ближе к зиме, но погода весной сейчас очень уж скачет и предсказать ее никому невозможно, – поясняет орнитолог.

Летняя гостья из Африки вертишейка с полным клювом муравьиных куколок. Фото Инны Шкурко 

Перелетные птицы, которые остаются на зиму, рискуют 

В Беларуси пока нет такого вида перелетных птиц, который бы полностью отказался от миграции из-за теплых зим. Но некоторые птицы стали в большом количестве оставаться на холодное время года в Беларуси, вместо того чтобы отчаливать в теплые края. К ним относятся, например, кряквы. Они у нас зимуют где-то с 1950-х, и сейчас их уже десятки тысяч.

Самка кряквы. Фото Ольги Шугалевской 

– Это своего рода генетический сбой – мутация, которая делает миграционное поведение птицы более гибким. Встречаются также разовые случаи зимовки на родине, то есть, когда особи какого-то вида не регулярно остаются, а в порядке исключения. Но здесь у разных пернатых по-разному. Тот же черный стриж, если не успеет улететь до наступления холодов, то просто потом не сможет преодолеть большие расстояния. У этих птиц есть особенность, благодаря которой их даже выделили в отдельный отряд. Для сбережения энергии в неблагоприятных погодных условиях они способны “охлаждаться”, т.е. впадать в оцепенение. Соответственно, в таком состоянии улететь куда-то проблематично, – отмечает Александр.

Черный стриж. Фото Инны Шкурко 

Безусловно, те перелётные птицы, которые остаются зимовать, по весне имеют определенные привилегии. Например, у них есть возможность выбрать лучшие места для гнездования, пока сородичи еще в пути. И, тем не менее, это всегда риск. Очень многие из таких смельчаков не доживают до теплой поры, в основном из-за отсутствия подходящего корма. В большинстве случаев это насекомоядные птицы. 

Сколько в Беларуси птиц считаются перелетными? 

В Беларуси зарегистрировано всего 343 вида птиц, это вместе со случайными “залетными”. Спустя какое-то время “залетные” могут стать и постоянными жителями. Как это случилось с красноголовым корольком, который долго “присматривался” к нашей стране, а потом начал у нас гнездиться.

Красноголовый королёк. Фото Инны Шкурко 

– Перелётных посчитать сложнее. У меня получилось 184 вида. И это те, кто регулярно встречается, то есть, не залетели случайно. Некоторые же еще и к нам прилетают на зимовку из более холодных регионов. Например, свиристель и чечетки, – отмечает специалист.

Свиристели. Фото dzen.ru 

Среди перелётных, гнездящихся в нашей стране птиц, хищных больше 10. Самый крупный из них – большой подорлик. Но встречаются и довольно мелкие, такие как сокол-чеглок и сокол-кобчик. Чем же они питаются во время перелетов? Неужто стараются передвигаться рядом со “своей” едой?

Сокол-кобчик, самка. Фото Александра Винчевского 

На самом деле это достаточно энергозатратное предприятие. Тут бы хоть за своей стаей уследить (если таковая имеется, хотя многие предпочитают лететь в одиночку) и за маршрутом. А пытаться еще фокусироваться в это время на том, чтобы выслеживать потенциальную добычу, очень напряжно. Поэтому перелетные хищные птицы питаются в основном мелкими грызунами и птицами во время коротких остановок по пути следования. 

Большой подорлик. Фото nashiptichki.ru 

 – Пернатый хищник может, конечно, словить и птицу, если она случайно попадётся. Но специально выслеживать и лететь рядом с потенциальной жертвой не будет, – рассказывает Александр Винчевский. 

Мурмурация защищает от врагов 

А вот завораживающее явление “мурмурация”, когда огромные стаи птиц образуют в воздухе динамические фигуры, никакого отношения к миграции не имеет. Связаны эти “представления” либо с выбором места для ночёвки, либо с защитой от хищников. Из белорусских птиц такое поведение наиболее характерно для скворцов и галок

Стая скворцов. Фото Инны Шкурко 

– Для того, чтобы атаковать добычу, хищнику нужно сосредоточиться на одной птице, раненой, больной или выделяющейся в стае окраской. А когда он видит мурмурацию, то у него просто глаза разбегаются и он не может выбрать какую-то одну жертву. Он мечется из стороны в сторону и в итоге часто остаётся ни с чем. Вот как это работает, – поясняет специалист. 

Во время миграции птиц в Канаде и США вечером выключают свет 

Перелет, пожалуй, самое рисковое событие в жизни птиц. Потому что в местах гнездования им всё хорошо знакомо, а на зимовке они как на курорте – тоже быстро ориентируются, где можно поесть, попить и отдохнуть. 

А вот миграция – это всегда непредсказуемость. Природные враги, неблагоприятная погода, человеческий фактор – тут территорию неожиданно осушили, здесь вышку связи построили, а там и целый город…

Деревенские ласточки перед отлетом в Африку. Фото Инны Шкурко 

– В Саудовской Аравии посреди пустыни строят линейный город проекта Неом, который может стать смертельной ловушкой для птиц. Его основа – одно сплошное здание, расположенное поперек важного миграционного пути пернатых из Евразии в Африку. Длина небоскреба – 170 км, высота 500 метров, причем, он зеркальный… Пролетая мимо, пернатые будут просто врезаться в его стены, – отмечает орнитолог.

Примерно так будет выглядеть линейный город в Саудовской Аравии. Фото architime.ru 

Птицы совершают перелеты в разное время суток. Днём им легче облетать некоторые препятствия, но зато есть больший риск столкнуться с вертикальными и стеклянными поверхностями. Ночью основная угроза – это вышки связи, небоскрёбы, провода и опоры ЛЭП.  И тут двоякая проблема – с одной стороны они могут разбиться из-за того, что не заметили преграды, с другой, если обозначить ее источником света, пернатых он может привлечь и они тоже… разобьются. 

– В Канаде и США много городов на побережье Атлантического океана, где идет важный миграционный путь. И сейчас из-за этого там даже приняли правила, что осенью во время перелетов птиц, на верхних этажах небоскребов вечером выключают свет, чтобы не привлекать их внимание и не создавать опасных ситуаций. Без света ночью разбивается меньше птиц, – поясняет орнитолог.

Ещё больше о дикой природе Беларуси читайте на канале Смартпресс Природа в Viber  

Автор: Наталия Некрашевич 

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.