Уроженец Брестчины Наполеон Орда относится к тем белорусам, которые не сделали наш мир лучше в одночасье. Но более 1000 художественных работ, полонезы и вальсы Наполеона Орды и по сей день впечатляют людей. О нашем выдающемся соотечественнике в рамках познавательного цикла "Белорусы, которые изменили мир", подготовленного при поддержке компании "Гедеон Рихтер", поговорили с исследователем вклада белорусов в мировую цивилизацию, кандидатом исторических наук, доцентом Игорем Угликом.
Участник "тайного общества" и капитан повстанцев: почему Наполеон Орда эмигрировал?
В молодости Наполеон Орда повторил типичный путь белорусской (литвинской) шляхты своего времени. Он родился в имении Вороцевичи Пинского повета Минской губернии в 1807 году, получил хорошее домашнее образование, а затем учился в гимназии в Свислочи – той самой, которую позже закончат и Кастусь Калиновский, и Владислав Малаховский.
– В 1823 году Наполеон Орда поступил в Виленский университет на физико-математический факультет – на наших землях больше получать высшее образование было негде. Но недоучился: в 1827 году его отчислили за участие в одном из многочисленных тайных обществ, существовавших в университете. После этого 15 месяцев просидел в тюрьме и был отправлен в свое имение под надзор полиции. По большому счету, он разделил судьбу Адама Мицкевича, Яна Чечота, Игната Домейко и прошел путь, характерный для патриотически настроенного шляхтича той эпохи, – рассказывает Игорь Углик.
Когда началось восстание 1830-31 годов, Наполеон Орда присоединился к повстанцам и принял участие в боях. Стоит отметить, что этот было подготовленное и хорошо организованное восстание с серьезными боевыми действиями и линией фронта. Повстанцы очень надеялись на помощь Франции, но в Париж были свои внутренние проблемы, Франция помогла только морально и, отчасти, финансово.
– Наполеон Орда стал стрелком четвертого полка конной гвардии Литовского корпуса. Воевал отлично, получил высшую награду повстанческой армии - орден "Золотого Креста" – и чин капитана. Его талант проявился не только не только в искусстве, он был и неплохим воином. Впрочем, это было характерно для шляхты того времени, которая получала хорошую военную подготовку. Но после подавления восстания у проигравших было три пути: тюрьма, ссылка в Сибирь или эмиграция. Орда выбрал эмиграцию и в 1833 году осел в Париже, который был крупнейшим эмиграционным центром для выходцев из белорусских, польских, литовских земель – объясняет историк.
Светский лев Парижа
Во Франции Наполеон Орда не потерялся, вел активную светскую жизнь. Он вошел в клуб европейской творческой элиты: среди его друзей были Джузеппе Верди и Джоаккино Россини, Ференц Лист и Гектор Берлиоз, Бальзак и Стендаль, Тургенев, оперная дива Полина Виардо. Он выступал вместе с Фредериком Шопеном. А в 1848 году даже возглавил итальянскую Оперу в Париже! Однако, как и все эмигранты, погружался в ностальгию.
– Париж и Версаль тогда были центрами белорусско-литовско-польской миграции. Настроение у эмигрантов было ностальгическим, они жили воспоминаниями о родине, родных местах, родовых имениях. Это настроение отражает творчество Адама Мицкевича с тематикой родного края, воспоминаниями о былых надеждах, годах печали и изгнания… Даже несмотря на блестящее европейское общество, эти люди ностальгировали по утраченной родине, патриотами которой они не переставали быть, – отмечает Игорь Углик.
В Париже Наполеон Орда продолжал учиться. Он брал уроки у Шопена – и в результате писал полонезы, серенады, мазурки, вальсы, о которых давали отличные отзывы сам Шопен, Станислав Монюшко и Ференц Лист.
– Вообще он был очень разносторонним человеком. Написал "Грамматику музыки", занимался литературой, писал биографические и краеведческие статьи, подготовил польско-французский учебник и стал членом Польского историко-культурного общества. Занимался в мастерской Пьера Жерара, мастера архитектурного пейзажа – это специфический вид живописи, который сочетал историческую достоверность и эстетические достоинства объекта. Стоит отметить, что в своих работах Наполеон Орда не просто точно фиксировал все детали, но и писал аннотации, в которых рассказывал, когда было построено изображенное здание, кто был его владельцем, или к какой конфессии принадлежал изображенный храм, – рассказывает эксперт.
По словам Игоря Углика, Наполеон Орда в полной мере был человеком эпохи романтизма, когда ценилась разносторонность и многогранность таланта.
Возвращение на родину и работа семейным учителем
На родину Наполеон Орда вернулся лишь в 1856 году – после того, как в России объявили об амнистии участникам восстания.
– Наполеон Орда вернулся в свое имение, но к тому времени его род обеднел. Поэтому он работал сначала в Пинске и Гродно, а затем ради заработка принял приглашение стать семейным учителем музыки у генерала Адама Ржевуского на Волыни. В то же время Орда много путешествовал по Польше, Литве, Беларуси, Украине – и благодаря этим путешествиям до нас дошли 1156 живописных произведений – архитектурных пейзажей. Из них около 200 сделаны непосредственно в Беларуси, – рассказывает историк.
Умер Наполеон Орда в 1883 году в возрасте 76 лет в Варшаве. Согласно завещанию, его похоронили в фамильном склепе.
Орда писал чаще карандашом. Иногда использовал акварель, гуашь и сепию – состав на основе щелочи.
– До нас дошли его рисунки Гродно, Витебска, Несвижа, древних замков и имений его друзей, храмы, даже деревни. И это потрясающее наследие, которое позволяет увидеть внешний облик уже не существующих архитектурных объектов.
Более того, рисунки Наполеона Орды могут стать составляющей важного проекта по восстановлению этих объектов. В архивах Беларуси, Литвы, Польши имеется большое количество "Инвентарей" – детальнейших хозяйственных и архитектурно-строительных описаний замков, имений, храмов, монастырей, в которых указываются все детали, вплоть до формы дверных защелок. Единственное, чего не хватает – изображений внешнего вида, пропорций. Совместив данные "Инвентарей" с точными рисунками Наполеона Орды, мы можем реконструировать давно исчезнувшие памятники архитектуры. Если не в натуральном виде, то, хотя бы в формате компьютерной графики, создать, увидеть полноценные деревянные "маёнтки", храмы, проводить виртуальные экскурсии. Думаю, это помогло бы приобщить молодежь к нашей истории, – подчеркивает Игорь Углик.
Автор: Сергей Лобко