Насколько трудно соискателю с аутизмом устроиться на работу? В чем сильные стороны таких кандидатов, а в чем – потенциальные сложности для работодателя? Эти и другие вопросы обсудят 14 ноября на 7-м международном форуме “Театр и аутизм. Вопросы и ответы”, который состоится в Минске в конференц-зале “Бетон”. А чтобы участник смог поставить себя на место особенного соискателя, HR или директора компании, артисты Семейного инклюзив-театра "i" представят сцену, поучаствовать в которой сможет каждый. Мы посетили одну из репетиций.
На сцене Культурного духовно-просветительского центра “Ковчег” идет репетиция. Актеры Семейного инклюзив-театра “i” репетируют эпизод найма на работу в компанию по веб-дизайну. На вакансию откликнулся кандидат с аутизмом.
Выступление покажут на форуме в формате плейбек-театра, основанного на импровизациях и взаимодействии актеров со зрителями. Плейбек-театр помогает ставить и сообща решать значимые вопросы, дает возможность артистам демонстрировать высокий уровень мастерства. Доступного в том числе людям с аутистическими расстройствами, которые входят в труппу.
Эпизод I: собеседование
– Возьмите меня на должность, на должность, на должность дизайнера в отдел дизайна! – на сцене перед специалистами компании стоит молодой парень.
– Что за цирк? С клиентами тоже заикаться будет? Он нормальный вообще? – хмыкает куратор отдела по веб-дизайну.
– Аутичный спектр считается вариантом нормы, – отвечает парень.
Потенциальные работодатели не скрывают негатива. Есть ли у кандидата шансы?
"Аутистам идти почти некуда"
Семейный инклюзив-театр "i" создан в 2016 году, но инклюзивным стал не сразу – на новый формат руководителя Ирину Киселеву натолкнула жизненная ситуация – по просьбе мамы в актерскую студию взяли ребенка с аутизмом. Маленький актер справился, за ним пришли другие. Сегодня около 20% актеров, задействованных в каждой пьесе, – особенные. Поставлено 12 спектаклей, 4 из которых для большой сцены. Актерскую школу прошло 600 особенных детей, сегодня в постановках участвуют 65 таких актеров.
– Дети, с которыми начинали, выросли. Обычным ученикам есть, куда развиваться, у аутистов тупик – идти почти некуда. Так за одной задачей – социализировать детей с аутистическими расстройствами появилась другая – помочь найти место в жизни. В учебных заведениях специалистов, умеющих работать с такими детьми, практически нет, – рассказывает продюсер театра Леонид Динерштейн.
Сколько людей с аутизмом?
Аутистическими называют варианты психического расстройства, которые сопровождаются нарушением коммуникации с внешним миром. Человек погружен в себя, не может считать эмоции окружающих, все сказанное понимает буквально.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), аутизм примерно у 1 ребенка из 100, Центр по контролю и профилактике заболеваний США приводит иную статистику – 1 из 44. В 2022 году в Беларуси под наблюдением докторов числилось 2770 детей с расстройством аутистического спектра. Как пояснил на заседании консультативного совета при Совете Республики Национального собрания в 2023 году министр образования Андрей Иванец, за 5 лет в стране число таких детей выросло в 3 раза.
Эпизод II: "Мы вам перезвоним"
– Разве это цирк? Мне говорили, тут дизайн-студия.
– Мы вам перезвоним.
– Когда?
– Что "когда"?
– Когда вы мне перезвоните? Я должен знать.
– Позже.
– Когда позже?
– Вот сделаете пять вариантов задания, тогда перезвоним.
– Хорошо. – Соискатель садится в сторонке и открывает ноутбук. Остальные в замешательстве.
От соискателя пытаются отделаться, а он выполняет задание – люди с аутистическими расстройствами понимают сказанное им буквально.
Посредником в общении с работодателем может выступить тьютор
В дошкольных учреждениях и школах коммуникации между обычными и особенными детьми помогают установить воспитатели индивидуального сопровождения – тьюторы. Они объясняют детям с аутистическими расстройствами правила поведения – когда тянуть руку, записывать домашнее задание, идти домой. Приняв схему, ребенок начинает ей следовать. При устройстве на работу снова нужен тьютор.
– Сотрудник с аутизмом учится следовать расписанию, выполнению обязанностей, даже общению с коллегами. Когда процесс налажен, тьютор уходит, – объясняет психолог инклюзивного театра Анна Новик.
Подготовить таких посредников готовы в театре.
– Мы хотим рассказать о своем опыте. Из ребят могут получаться классные специалисты, со своим уникальным взглядом, – рассказывает Леонид Динерштейн.
Сегодня с актерами работают студенты института инклюзивного образования. Погружаясь в среду, они учатся понимать особенных детей и помогают их социализации.
– У нас студенты получают практические знания, за год вырастают до специалистов по расстройствам аутистического спектра. В учреждении образования они могут стать и тьюторами, и коучами, и организаторами инклюзивной среды, – продолжает Леонид Динерштейн.
Предполагается, что за 3 года можно обучить около 100 таких специалистов. А еще тьюторы помогут работнику с аутизмом вписаться в коллектив и начать работать.
Эпизод III: за или против?
– У нас тут не благотворительность.
– Все можно решить – ребята поймут и помогут. И потом, это сплачивает коллектив.
– Для коллектива есть другие методы, не такие напряжные. Я против.
– А я бы взял…
– И все-таки нет, слишком много мороки.
Сотрудники компании веб-дизайна голосуют – все "против". Но пока шло короткое обсуждение, кандидат выполнил тестовое задание – все 5 решений, которые у него просили.
Кто возьмет кандидата с аутизмом на работу?
Только один из актеров инклюзив-театра "i", трудоустроен. Михаил – студент Международного государственного экологического института им. А.Д. Сахарова БГУ, принят на работу в А1. Им гордятся – Михаил поступил сам, к тому же на бюджет. Однако куда чаще люди с аутизмом получают отказы.
– Есть еще один парень – талантливый художник. Профессионалы пророчат ему мировую славу, педагоги сомневаются – человек с аутизмом может не справиться с общеобразовательными предметами в установленный срок. Людям с аутизмом может потребоваться больше времени, нужен более гибкий подход – говорит Леонид Динерштейн.
Эпизод IV: окончательное решение
– Я закончил! Вот первый вариант, второй, третий, четвертый, пятый. Теперь вы должны мне перезвонить!
– Ничего себе! Дай-ка…
– А мы ему будем за объем платить или за рабочее время? Давайте за время.
– Ну что? Берем?
– Но только на испытательный срок – и под твою ответственность.
До финала еще несколько минут – и он оказывается неожиданным. Однако все происходящее на сцене можно изменить.
Каждый сможет предложить свое решение
Проект Семейного инклюзив-театра “i”“ называется “Форум-спектакль: трудоустройство и развитие для всех”. Его покажут на 7-м международном форуме “Театр и аутизм. Вопросы и ответы", затем начнется интерактивная часть, на которой участникам предложат выступить в роли актеров.
Любой желающий получит возможность остановить сцену, подняв руку и показав на актера, место которого готов занять, чтобы изменить сюжет.
– Участники предложат более верные, на их взгляд, решения. Зрители поймут: все можно изменить. А импровизация актеров, среди которых есть люди с аутистическими расстройствами, покажет огромные возможности особенных людей.
Ранее считалось, что люди с аутистическими расстройствами не могут импровизировать, однако артисты убедят в обратном. Возможно, со временем изменится и взгляд на трудоустройство особенных кандидатов, у многих из которых – уникальные способности и возможности.
Компания А1 следует принципам ESG – экологического, социального и корпоративного управления и стремится расширить возможности для позитивного влияния на окружающую среду и общество.
С момента основания Семейного инклюзив-театра “i” в 2016 году, компания А1 поддерживает его деятельность. В результате партнерства созданы многочисленные премьеры, организованы тематические форумы и акции ко Всемирному дню информирования о проблеме аутизма. Благодаря многолетнему сотрудничеству с компанией А1, Семейный инклюзив-театр “i” продолжает создавать новые спектакли, в которых актеры с аутизмом проявляют свои творческие способности наравне со всеми.
*Партнерский материал