“Не первое интервью в моей жизни, а так волновалась, что всю ночь заснуть не могла”, — смеется Екатерина Линдоренко. Несмотря на то, что ее по праву можно назвать успешным дизайнером (аксессуары бренда Cat28lin раскупаются влет, хотя цены начинаются от 100 рублей), Екатерине по-прежнему не хватает щепотки уверенности в своих силах. Говорит: собственные аксессуары и стали для нее той самой броней, которая помогает не пасовать перед трудностями. Чувство “я могу и горы свернуть” Екатерина хочет подарить и своим покупательницам: “Создаю аксессуары-доспехи для сильных, современных леди”— цитата из шапки ее аккаунта в Instagram.
Как превратить необычное увлечение в дело жизни? В какой момент Екатерина была готова бросить всё — и “уйти в айти”? И кто покупает дерзкие и отнюдь не бюджетные аксессуары (спойлер: даже жительницы белорусской глубинки!)? Обо всём этом — в нашем разговоре.
Больше материалов проекта вы найдете по хештегу #fashion club (ссылка кликабельна).
“Я не получила образование дизайнера, потому что мне было лень 4 часа ехать на дизеле”
Бренда Cat28lin вовсе могло не случиться, потому что девятиклассница Катя Линдоренко прекрасно проводила лето в деревне — и меньше всего хотела возвращаться в город ради экзаменов в лицей.
— С 5 по 9 класс я рисовала, занималась прикладным искусством — и очень хотела поступить в Витебский технологический университет на дизайнера одежды. Но в юности одно неверное решение может переиграть все твои планы на жизнь, — рассказывает Екатерина. — Во время летних каникул в деревне мне позвонила мама и рассказала, что руководителем художественного класса поставили учительницу, с которой у нас плохие отношения. То есть, этот вариант отметается (по версии 9-классницы, конечно же). Можно поступать в лицей, но надо возвращаться в город, 4 часа тащиться на дизеле и сдавать экзамены… Ой, нет! Лучше я в базовый класс пойду.
Итого, к окончанию школы я поняла, что просто не сдам рисунок — и не поступлю. Сработал юношеский максимализм: раз отказалась в свое время от мечты, так нечего и пытаться.
Так Екатерина поступила на психолога… И почти сразу поняла: это ошибка. Учеба “по нелюбви” была настолько в тягость, что девушка даже брала академотпуск.
— Вместе с академкой я потеряла 6 лет, в которые могла бы реализовывать себя как дизайнер. Но, будем считать, что понимание человеческой психологии помогает мне теперь в общении с клиентами.
К тому, чем всегда хотела заниматься, я вернулась, как ни банально, только в декретном отпуске. Поначалу стала делать украшения из полимерной глины, вязать дизайнерские сумочки, а потом заинтересовалась кожей. Пошла на курсы, начала создавать первые работы и поняла: а вот это — точно моё!
“Под моим видео с названием “Портупеи, которых вы еще не видели” кто-то написал: “Видели на Алиэкспресс”
Сам бренд Cat28lin, каким его знают и любят покупательницы, родился 3 года назад. И началось всё, казалось бы, с неудачи, которая в итоге обернулась для Екатерины успехом.
— В 2020-м году мы придумали коллаборацию со свадебным салоном. Меня попросили создать необычные аксессуары, которые будут поражать воображение и сильно отличаться от всего, что есть на рынке.
Проект в итоге так и не реализовался, но мои первые работы уже были придуманы и реализованы! Как я их создавала? Куча часов и метры материала.
Люди, у которых, в отличие от меня, есть профильное образование, удивляются: “А как ты так сделала, что вещь на всех садится и вытачка на месте?”. А я не знаю, как я это сделала, просто шила и шила, пока не получилось.
Больше того, я словила себя на ощущении, что еще никогда не получала такого кайфа от работы и результата. Что у меня действительно получилось создать то, что до меня никто не делал — и это прекрасное чувство.
Кстати, кто-то подколол меня под видео с таким названием “Портупеи, которых вы еще не видели” — написали, мол, “видели на Алиэкспрессе”.
Да, но на Алиэкспрессе они появились позже моих, то есть, кто-то позаимствовал мою идею, сшил из дермантина что-то за 16 у.е. — и теперь это “что-то” никак не садится ни на одну фигуру. Это мы уже проверили, потому что несколько девушек честно написали: “Бюджет не позволял купить оригинал, решили попробовать купить “аналог”. Вышло, как в подборках “ожидание vs реальность”.
“Во время ковида сказала мужу, что пойду в тестировщики. Но уже наутро поняла: не смогу”
Кстати, о ценах. Покупателю они могут показаться высокими, но Екатерина говорит, что стоимость даже несколько занижена.
— Натуральная кожа — это очень дорогой материал! А я использую ее и с лицевой, и с изнаночной стороны: закрываю бахтарму (внутренняя поверхность кожи), чтобы всё было гладким, приятным на ощупь и не пачкало одежду. Всю кожу покупаю офлайн: мне нужно потрогать руками каждую новую партию. И если она подорожала, иногда ухожу в минус, потому что не повышаю цены.
На одну работу нужна одна шкура, которая, в среднем, стоит от 80 до 180 рублей. Сколько я вырезаю и отбрасываю, потому что замечаю мелкие дефекты или мне просто не нравится фактура, я даже не считаю. И точно не добавляю в стоимость.
Не плюсую и свои времязатраты, по крайней мере, в полном их объеме. Работаю много: в свободном режиме — одно изделие в день.
Но, например, перед Новым годом, когда заказов было много, отшивала по 2-3 работы. В этом случае ты не ешь, никуда не выходишь, а ребенком занимается муж (смеется).
Обеспечивать себя, когда ты дизайнер — это серьезный труд, и ты занят практически 24/7. Если не работаешь непосредственно с вещью, то придумываешь новую модель. Или делаешь фото, видео, чтобы продемонстрировать свои изделия. Или общаешься с покупателями в директе, потому что задержаться с ответом нельзя: они уйдут.
Некоторые мои знакомые, наблюдая за всем этим, честно говорят: “Я столько работать не хочу!”. Многие люди работают в режиме: пришел с работы — и свободен. Я никогда не бываю свободна. Но, думаю, именно в этом, в трудоспособности и упорстве — секрет успешности бренда.
Екатерина говорит, что Cat28lin полностью ее обеспечивает, но не скрывает: заработок плавающий, зависит от множества факторов. И если сейчас все хорошо, то еще недавно, в период ковида, Катя была готова остановить работу:
— Я сказала мужу, что пойду в тестировщики. Он, кстати, обрадовался и за вечер нашел учебное пособие! Но оно не пригодилось, потому что уже утром я отказалась от этой мысли. Поняла, что это для меня невыносимо, я не могу отказаться от своего дела. Лучше я сосредоточусь на том, как сделать его более прибыльным.
И сейчас я действую также. Просели продажи? Значит, надо придумать новую модель, снять новое видео, привлечь новую аудиторию. Показать максимально подробно и понятно, как и с чем это носить. Чтобы человек словил себя на мысли: “О! А у меня такая фигура! И такое же платье есть. А я тоже так хочу и могу!”.
Серьезный виток в развитии бренда у меня случился как раз в тот момент, когда я пригласила на съемку девушку плюс-сайз. Было просто море позитивной обратной связи! “Как здорово, а я боялась, что вы на меня не шьете, только на моделей”, “А я планировала худеть, чтоб ваш аксессуар купить. Оказалось, что не надо!”, “Я наконец поняла, как это будет выглядеть на мне!”.
Это очень важный фактор. И я стараюсь донести до каждой девушки месседж: чтобы носить мои аксессуары, не нужно быть идеальной в идеальных условиях.
Мои портупеи и ремни можно носить везде и сочетать с любым стилем, даже со спортом. Я показываю это, демонстрируя разные образы в соцсетях, но хотела бы делать это еще профессиональнее — возможно, пойду учиться на стилиста. СММ, маркетингу и таргетингу уже обучилась: всё это нужно, чтобы люди узнали о том, что ты делаешь, и твои работы нашли своих людей.
“Я не хочу масштабироваться, потому что так, как я, никто не сделает”
Cat28lin своих людей уже нашел. И, вопреки стереотипным представлениям, это не девушки с модельными фигурами и нарочито сексуальными образами:
— Среди моих покупательниц много зрелых, состоявшихся в жизни женщин. Которые совершенно не боятся показать свою силу и яркость, оказаться в центре внимания. Причем это совершенно не зависит от возраста, сферы деятельности, места, где живет женщина. Это про самоощущение, которое у нее уже есть. Или к которому она стремится.
Несколько раз у меня заказывали портупеи девушки, которые живут в деревнях, куда даже Европочта не доставляет. Я не знаю, для каких событий и выходов им нужны эти вещи, но я счастлива, что они хотят, чтобы такие события и выходы были в их жизни!
И, наверное, самое приятное, когда покупательницы потом пишут мне: “Я увидела ваши аксессуары в трудный момент, когда разводилась/увольнялась/планировала переезд — и поняла, что мне не хватало именно вашей брони, чтобы решиться”.
Этот смысл — красивые доспехи, броня, защита — всегда был спрятан внутри моих вещей. Хорошо, что у меня получилось достать его и показать своим покупательницам.
У Екатерины к покупательницам в принципе особое, трепетное отношение. И часто она идет навстречу в тех ситуациях, где другие бренды сказали бы.
— Девушка купила портупею из тех, что были в наличии. А потом увидела, что аксессуар появился в новой коже, влюбилась и попросила обменять. Я согласилась.
Или — покупательница взяла на распродаже аксессуар, который не совсем совпадал с ее размером. Но чуть позже появилось ровно то, что нужно. И я снова согласилась на обмен.
Однажды отправляла аксессуар за рубеж (правда, от этой практики, в силу издержек, уже отказалась) и доплатила свои 100 рублей за доставку. А недавно в авральном режиме отшила пять моделей “Афина” для ребят из БГУКИ, которым они были очень нужны для творческого номера.
Зачем я это делаю? Наверное потому, что очень люблю свои изделия. И больше всего мне хочется, чтобы люди носили их, чувствовали себя красивыми — и радовались этому! Наши переписки, фото в моих аксессуарах, отметки на сторис — всё это очень меня греет.
Думаю, именно поэтому я и не хочу масштабироваться, хотя могла бы. Мне хочется сохранить это чувство камерности и доверительности: когда каждая вещь создается собственными руками и с каждым клиентом на связи я сама. Возможно, прозвучит нескромно, но это правда: так, как я, никто не сделает.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.