Киберспорт – одна из самых популярных и динамично развивающихся индустрий в мире. В Беларуси количество энтузиастов киберспорта, любительских и профессиональных турниров тоже растет. При этом школьники – один из самых внушительных и перспективных сегментов отрасли. Что нужно, чтобы стать киберспортсменом, чего стоит опасаться родителям, а в чем их страхи напрасны и реально ли зарабатывать играми уже в подростковом возрасте – об этом в Смартэфире в рамках проекта “Как вырастить чемпиона?" Смартпресс и Betera, лидера индустрии беттинга в Беларуси, рассказала руководитель киберспортивных проектов в Pavaga Academy Александра Шумская.
Основа игры – увлеченность
Идеальная цель любой деятельности – получение удовольствия. Кому-то интересно взахлеб читать или гонять мяч, а кому-то в кайф развлекаться за монитором. Александра Шумская говорит, что главная особенность компьютерных игр – вызывать эмоции и удовольствие через выполнение определенных задач. Поэтому большинству людей игры по душе. Другое дело, что не всякий тип задач может в равной степени нравиться.
Увлеченность – ключевой признак того, что ребенок созрел для киберспорта. Однако важен правильный первоначальный подбор.
– Когда ребенок знакомится с игрой, нужно внимательно посмотреть, как он на нее реагирует, – дает совет родителям эксперт. – Если присутствует какая-то острая реакция, лучше с этой разновидностью подождать. Возможно, его заинтересует что-то другое. А если он эмоционально позитивен, занят обсуждениями и формирует комьюнити с друзьями, старается нарыть как можно больше информации, значит, ребенок по-настоящему увлечен. И лучше как можно раньше поддержать этот интерес.
Киберспорт и физкультура - одно другому не мешает
Но здесь возникает концептуальное противоречие. Проводить много времени за компьютером – лишать себя занятий спортом, дворовых забав и общения в "реале", ставить крест на здоровом образе жизни. Многие родители убеждены, что таким образом ребенок физически деградирует. Плюс еще проблема – насколько он избирателен в посещении сайтов и чатов вне игрового пространства? В общем, если ребенок любит киберспорт, где та черта, которую не должны переходить родители в контроле и пожеланиях, как правильно выстраивать досуг?
– Мне сразу вспоминаются две картинки. На одной человек держит камень, что символизирует физическую силу и спорт. А на второй – его антипод с большим мозгом, – приводит аллегорию Александра. – Прокачка мозгов, чем является киберспорт, и физкультура – это, по сути, противоположные понятия. Но нельзя сказать, что они не могут сосуществовать. Просто нужно уметь выстраивать баланс между сферами жизни. Вред киберспорта – это классический стереотип. Шахматистам же не говорят: сколько можно за доской просиживать? Если ты играешь в компьютерные игры, это не значит игнорирование физической активности. В людях не заложено одно сидение или только прогулки и спорт. Точно так же должны срабатывать родительские реакции: всё хорошо, что в меру.
Гиперконтроль и запреты рождают комплексы
Шумская полагает, что гиперконтроль – это зачастую личные психологические установки мам и пап, интуитивные тревоги. Кто-то заполняет все свое время ребенком, делая из него проект. Кто-то лишен такта и воспитательских умений. Александра вспоминает, когда игры были не настолько популярными, дети могли часами переписываться "ВКонтакте". Родители тоже врывались в комнату, заглядывали в экран, вели импульсивные расспросы. Даже если ничего запретного не происходило, и ребенок просто смотрел мультик, он пугался.
– Закреплялись реакции страха и чувство вины. А потом он с этим взрослел и в 20-30 лет получал набор психологических комплексов, которые распространялись не только на игровые процессы, но и на работу, личную жизнь. Повторюсь, и контроль, и свободы хороши в разумной дозировке. Тотально ограничивать – плохо. Оставить без контроля – опасно. Особенно с учетом детской психики. Это как с "хоррор"-фильмами или сказками. Даже про Бабайку, который цапнет за ножку, малышу лучше не транслировать. Чтобы не пугать, не создавать образы, не провоцировать хрупкую психику на кошмары. А еще – объяснять про непреднамеренный негатив. Потому что коммуникативная токсичность в играх повышена из-за анонимности. И все там свои эмоции выплескивают. Если этих нюансов не объяснять, оставить ребенка наедине с игрой, он также может закрыться, испугаться, чувствовать себя ущербным. И испытывать дискомфорт по жизни.
"Хоррор" можно, но не наедине
Пока формируется психика, киберспортсменка рекомендует не оставлять ребенка ни с "хоррор"-фильмами, ни с играми наедине. Оптимально вместе осторожно протестировать, как это работает. Потому что излишне жесткие сюжеты и картинки отражаются на психике. Дети впитывают всё как губки, а затем могут переносить увиденное в социальные условия. Ну и, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности.
– По моему мнению, "хоррор"-сюжеты допустимы лет с 12, когда психика уже в состоянии воспринимать и фильтровать. Что касается игр в целом, сегодня практически каждая имеет возрастной маркер. С 6, 8, 10 лет – допущения разные. Сейчас очень распространен мобильный гейминг. Для начала родители могут подобрать мобильные игрушки на свой вкус. Или найти компромисс с ребенком. Главное – должна быть альтернатива, а не просто запреты.
Опасность – в интеллектуальной утомляемости от игры
Рассуждая о том, сколько времени ребенок может без ущерба здоровью находится в игре, Александра вспоминает:
– Все-таки раньше устройства были другими, те же мониторы. Глаза изрядно напрягались. Но сегодня с развитием технологий этот пункт в принципе отпадает. На мне очки не от спорта! У меня все родственники очкарики, – смеется девушка. – Но существует другая опасность: интеллектуальная утомляемость, усталость восприятия. Надо, чтобы ребенок не сидел до психоэмоционального и физического изнеможения. Если он ложится спать и за секунды отключается, это уже истощение. Так не должно быть в норме. В играх необходимы перерывы, в идеале – после каждой. Встать, пройтись за водичкой, посмотреть в окно, подышать, размять мышцы и суставы. И дать отдых глазам. У профи несколько иначе. Средние игры – по 40 минут. И они вполне нормально чувствуют себя, если это две игры подряд. При развлечении или в начальной фазе тренировок лучше долго не использовать “центры удовольствий”. Когда получаешь контент постоянно, другое перестает быть интересным.
В киберспорте зарабатывают даже дети
Киберспорт может показаться дорогим удовольствием. На самом деле, в "себестоимость" входит только устройство для игры. Ноутбук, стационарный компьютер или даже планшет. Это есть почти в каждой семье.
– Чем меньше картинка, тем сложнее ее разглядеть и выше риск перенапряжения глаз. А что касается стоимости игр, то большинство из них бесплатны, – успокаивает Александра. – Платные те, которые не киберспортивные, а одиночные, с друзьями поиграть. Или для развлечения, как историю посмотреть, как фильм или мультик. А за киберигры денег не берут – чтобы был проще порог входа и чтобы не останавливали материальные издержки.
В каждом спорте есть основной стимул, который делает понятным, как и куда развиваться. Немаловажный фактор – денежный. Способен ли юный игрок реально зарабатывать в киберспорте и когда?
– У наc были игроки, которые приходили в 14-16 лет, даже в 12-13, и начинали зарабатывать. Парень один в 15 лет ездил на турниры в формате оффлайн. И за год скопил 60 тысяч российских рублей (на данный момент это больше $720 - Прим. Смартепрсс). Вроде бы не так много. Но для подростка что-то самому заработать – это прекрасно, первый опыт самостоятельного добывания денег. Турниры и призовые фонды могут быть разными, в зависимости от организаторов и их возможностей. Есть турниры с $30-40 тысячами призовых, где играют 14-15-летние ребята.
Тяга к играм – это врожденное или приобретенное?
Александре Шумской 24 года, но она уже не только успешный игрок, но и преподаватель в академии. Любовь ребенка к киберспорту – это история врожденная или приобретенная?
– Это, скорее, социальное явление. Есть целая теория: кто и зачем приходит в игры. Кто-то баттлы устроить, кто-то удовольствие получить, кто-то заработать. Предрасположенность некая существует, но она больше относится к выбору игр. Как и в обычном спорте: сразу смотрят структуру мышц, гибкость, подвижность. В киберспорте примерно так же. Дело в задачах, от решения которых мозг получает удовольствие. Остаются там, в тех играх, где более интересно. Остальное приобретается. Скорость реакции можно прокачать опытом и ситуациями. Моральную выносливость, психологическую устойчивость, умение проигрывать и держать удар – тоже.
Больше материалов цикла читайте по хештегу #как вырастить чемпиона