Существует ли идеальная политическая система? Придет ли человечество к единому государству? Смогут ли люди выбирать страну по общественно-политическим предпочтениям? Возьмет ли власть над нами Искусственный интеллект? Глобальное будущее политики обсудили с доктором (PhD) политических наук, директором Совета по международным отношениям "Минский диалог" Евгением Прейгерманом.

Евгений Прейгерман.png

Идеальное государство: утопия или реальность?

Политика – это такой континуум, который все время приобретает новые формы. Суть политики в том, чтобы через столкновение идеологий выработать подход, который здесь и сейчас или в идеале будет давать результаты для как можно большего количества людей. Потому формы правления в мире регулярно меняются: это вопрос постоянного конфликта и иногда противоположных точек зрения, которые нужно совместить в единых системах, а в конечном итоге – в едином мире. Именно потому, что идеала нет.

Народ.png

От глобализации до городов-государств

Глобализация не ведет к созданию какого-то единства. Мы видим, что на фоне больших скачков глобализации, напротив, происходят ужасные вещи. Один из таких скачков был перед Первой мировой войной. Надеюсь, что мы не дойдем до этого опыта. Поэтому очевидно, что ближайшие 100 или даже 300 лет основой международных отношений будут национальные государства. Это значит, что на договоренностях между странами или на основе глобализации, как процесса, который поглощает государства за счет общих интересов и международных корпораций, невозможно создание какого-либо единого подконтрольного мира или правительства. 

Карта мира.jpeg

Последние 10-15 лет, действительно, была популярная теория, что центр тяжести мировой жизни переходит от государств к городам. Но, стоит не забывать главное: политика первична по отношению ко всем другим процессам. Более того, фактор национализма никуда с политической авансцены не уходит. И это еще одна причина, почему города никогда не перехватят лидерство у государств.

Придет ли к власти Искусственный интеллект?

Совершенно очевидно, что Искусственный интеллект все больше будет входить в сферу политики. Но его будут задействовать лишь частично, при принятии точечных решений. Стоит понимать, что при принятии управленческих решений, которые оказывают влияние на большое количество людей, приходится сталкиваться с более глубокими дилеммами, чем те, что можно решить по алгоритму. 


Эти дилеммы касаются таких базовых вещей, как справедливость, вокруг чего и возникают разные идеологии. Отсутствие объективности в политике решается через столкновение различных подходов и ценностей. И это, не говоря уже о том, что политика – это, в первую очередь, коммуникация. Поэтому есть целый ряд факторов, которые не позволяют даже такому прогрессу основательно войти в политику.

Виртландия – страна будущего?

Мне тяжело представить, чтобы при сохранении классических государств было нечто такое, как Виртландия (прим. Виртландия претендует на звание первого в мире суверенного государства, базирующегося в Интернете). Другое дело, что люди могут объединяться в свои тусовки – виртуальные или реальные. Ведь есть те, кто и в реальном мире пытается выкупить острова и установить там свои порядки. 


Но это возможно только до той поры, пока не затрагивает интересы и политические чувства настоящих государств. Существующая система государств к этому не готова. Это же намного более сложная проблема, чем, например, введение виртуальной валюты. Но мы видим, что некоторые страны начинают этим интересоваться, экспериментировать, вводить в свои законодательные базы. Но в случае с виртуальным государством все эти процессы на миллиард порядков сложнее.

От базарной площади до корпоративной демократии

Я даже не могу назвать одну идеально рабочую политическую систему. Ведь то, что хорошо для Китая, очевидно, не может быть хорошо для США. И вот здесь мы будем видеть много тестов в последующие десятилетия. Пока все движется по пути сохранения общей рамки демократии и поиска новых инструментов внутри нее. Например, сейчас много попыток привязать местное самоуправление к прямому общению с гражданами. Такая рефлекторная демократия. Порой предлагались идеи вплоть до возвращения к базарной площади – самая что ни есть настоящая демократия. 


Но то, что подходит для базарной площади, не подходит для вопросов, где необходимо принятие централизованного решения, связанное с корпорациями. Здесь, например, может быть корпоративная форма демократии. И, кстати, сегодня многие корпорации это практикуют. Думаю, в будущем какие-то локальные вопросы и вопросы повседневного обустройства жизни все более демократично будут разрешаться на уровне властей или образований, которые сейчас мы называем гражданским обществом и т.д. Но на уровне глобальных тем – всего того, что касается международной политики, безопасности, - скорее всего, все идет к тому, что демократии будет меньше, чем это было в последние лет 15-20. Хотя все это может постоянно видоизменяться.

Гражданство по политическим предпочтениям

Идея того, чтобы выдавать гражданство на основании каких-то политических взглядов, не лишена смысла. Здесь социальный эксперимент не только возможен, но и вполне реалистичен. Особенно, как способ борьбы за трудовые ресурсы и более квалифицированные трудовые кадры. 


Также это можно рассматривать, как попытку минимизировать конфликты политических идеологий. Проблема в том, что искусственно эту тему можно закрыть лишь на какое-то время. Однако новые поколения будут задаваться теми же вопросами о справедливости, которые всегда определяли политическую дискуссию. Поэтому либо эта система потом превратится в диктатуру, которая будет глуха ко всему другому, либо придется пройти через потрясения, которые сделают изначальную задумку бессмысленной.

***

Видеоверсию беседы можно посмотреть на нашем YouTube-канале.