Немецкое издание Die Welt раскрыло детали проекта мирного договора об окончании войны между Украиной и Россией на основе Стамбульских соглашений, который так и не был подписан весной 2022 года.

По информации издания, стороны согласовали практически все моменты, кроме нескольких пунктов, которые "должны были обсудить лично Владимир Путин и Владимир Зеленский на встрече на высшем уровне", однако этого так и не произошло.

Согласно одной из статей договора, Украина обязалась соблюдать "постоянный нейтралитет", то есть отказаться от членства в военных альянсах, включая НАТО. Кроме того, Киев согласился никогда не получать, не производить и не приобретать ядерное оружие, а также не допускать в страну военный контингент других стран.

Взамен Россия пообещала больше не нападать на Украину. Чтобы Киев мог быть в этом уверен, Москва согласилась, что пять постоянных членов Совета Безопасности ООН - США, Великобритания, Франция, Китай и сама Россия - могут предоставить Украине всеобъемлющие гарантии безопасности.

По словам источников Die Welt, делегации стран достигли консенсуса в том, что территории Донецкой и Луганской областей оставались бы за Россией. Крым и порт Севастополь исключались из гарантий безопасности, что означало бы передачу контроля над полуостровом России.

Die Welt считает, что весной 2022 года стороны были близки к возможному мирному соглашению, однако после саммита в Стамбуле Москва выдвинула последующие требования, на которые Киев уже не согласился. Среди них требование сделать русский язык вторым официальным языком в Украине, снять взаимные санкции и прекратить иски в международных судах.

Также нерешенным оставался вопрос о будущей численности украинской армии.

Источники газеты среди участников переговоров заявили, что даже сегодня, спустя более чем два года конфликта, сделка по-прежнему кажется выгодной.

Напомним, последняя очная встреча мирных переговорщиков Киева и Москвы состоялась 29 марта 2022 в Стамбуле. Позже Киев официально отказался от контактов с Москвой. После этого стороны сообщали, что пока никаких переговоров о достижении мира не ведется.