В журнале Space Weather опубликованы результаты британского исследования, которое говорит о том, что геомагнитные бури способны привести к сбоям в работе железнодорожной сигнализации, а это может вызвать несчастные случаи на железнодорожных путях. 

Авторы работы — ученые из Ланкастерского университета — отмечают, что хотя такие события происходят редко, их "не стоит недооценивать". 

"Среди многочисленных опасностей, связанных с космической погодой, значительное место занимают геомагнитные бури. Одно из неприятных последствий таких бурь — геомагнитно-индуцированные токи (ГИК)", — говорится в сообщении. 

Геомагнитно-индуцированные токи могут вызвать колебания напряжения в электрических сетях и повреждать высоковольтные трансформаторы линий электропередач. Иногда это приводит к перебоям в подаче электроэнергии. Также ГИК делает уязвимыми нефте- и газопроводы — могут ускорить коррозию металла. 

Что касается непосредственно железной дороги, то здесь геомагнитная активность может доставить значительные неприятности. Например, в Швеции в июле 1982 года, когда наблюдалась геомагнитная буря, сигнал светофора на железнодорожных путях стал неожиданно меняться с зеленого на красный и обратно на зеленый. Никаких неисправностей при этом обнаружено не было, как и самого поезда на путях. Инженеры предположили, что технический сбой вызван протеканием геомагнитно-индуцированных токов через сеть железнодорожной сигнализации.

Чуть позже специалисты стали выявлять еще больше необъяснимых сбоев в работе железнодорожной сигнализации в периоды высокой геомагнитной активности. Тогда ученые выдвинули гипотезу, что должна быть связь между такими аномалиями и геомагнитными помехами. 

Ученые обнаружили, что во время геомагнитных бурь (даже слабых) геомагнитно-индуцированные токи вызывают "электрические возмущения" в рельсовых нитях. Это нарушает работу рельсовых цепей, необходимых для безопасности движения поездов. 

Еще один пример — мощнейшая геомагнитная буря, которая произошла в 1859 году. Она вызвала отказ телеграфных систем по всей Европе и Северной Америке. 

По мнению авторов исследования, риски для железных дорог и других объектов инфраструктуры могут возрастать в период 11-летнего цикла солнечной активности, который, к слову, сейчас и идет. По прогнозам ученых, пик этого цикла придется на июль 2025 года. 

"Конечно, ошибочное срабатывание сигналов не обязательно может стать проблемой. Например, если из-за геомагнитной бури зеленый сигнал переключится на красный, поезд просто остановится. Страшнее другое — если сигнал с красного перескочит на зеленый. Это значит, что проезд разрешен, хотя на самом деле это не так", — сказал руководитель научной группы, профессор космической физики Джим Уайлд. 

Европейское космическое агентство, NASA и многие другие организации внимательно следят за солнечной активностью именно из-за геомагнитных бурь. Ученые используют сеть спутников и локальные оповещения, чтобы предупредить о потенциальном влиянии этих бурь на авиацию, производство, электроэнергию, космонавтику.