Вы замечали, что с наступлением сентября дети начинают чаще болеть? Казалось бы, за лето родители максимально укрепили их иммунитет, а начало осени еще теплое и не вирусное. Так почему же так много болезней, простуд и просто недомоганий приходится на детский организм в первые недели осени? Это "синдром 7 сентября" - именно так называют данный феномен психологи и педиатры. Разбираемся, почему так происходит и что делать родителям.

школа.jpeg

Объективные причины: коллектив и вирусы

Врачи утверждают: попадая в большой коллектив (класс, группу в детском саду), ребенок оказывается в новой для себя вирусной среде. Дети активно обмениваются естественными вирусными частицами и подхватывают друг от друга инфекции.

Именно по этой причине первый год посещения детсада ребенком всегда сопряжен с множеством больничных у мамы. Неделю ходит – две болеет: обычно так характеризуют родители здоровье своих малышей. Но в сентябре частенько заболевают не только малыши, но и школьники. Значит, дело не только в этом…

школа2.jpg

Активность и травмы: чего не избежать

Много работы в начале осени и у травматологов. Казалось бы, не гололед и не проклинаемые этими врачами батуты, но в начале учебного года количество детских травм значительно возрастает. 

Все просто. После активного летнего отдыха дети попадают в скованную среду школьных классов, где они должны часами сидеть-учить-ходить строем. Естественно, после звонка с уроков они, как говорят некоторые родители - “словно с цепи срываются”: выплескивают накопленную физическую энергию в сверхактивных и не всегда аккуратных играх. Несколькими неделями позже они уже адаптируются к новому графику, “обрастают” домашними заданиями, кружками, секциями. Активность приходит в норму, а травматизм - снижается.

Погода и природа: в +10 с коротким рукавом

Погода в сентябре резко меняется с летней и жаркой на осеннюю и холодную. Ночью +8 – днем +23 – и ежедневно из окон квартир можно наблюдать детей, бредущих рано утром в школу в рубашках с короткими рукавами в 7 утра - обязательные во многих школах шерстяные жилеты руки не греют. Зато в середине дня под ярким сентябрьским солнышком школьники начинают в этих жилетах потеть.

Перепады температур, как ни крути, на иммунитет детей также действуют. Четверо из пяти школьников не среагируют на них болезнями и посмеются над предостережениями родителей, а у пятого заболит-таки горло и поднимется температура.

школа4.jpg

Психология и психосоматика: лучше дома болеть, чем в школу ходить

О психосоматике написано много медицинских статей, защищены кандидатские и докторские диссертации.  Действительно, определенный настрой способен вызывать те или иные болезни. Некоторые особо чувствительные и эмоциональные дети, не имеющие возможности полноценного выплеска своих переживаний наружу, владеют данным “навыком” очень хорошо – хоть и не всегда осознанно.

школа3.jpeg

Это о том, что можно заболеть перед контрольной (не просачковать, а заболеть по-настоящему), вызвать у себя несварение желудка или мигрень чрезмерными переживаниями о предстоящих событиях в школе. И даже о многих банальных вирусных и инфекционных заболеваниях.

Ведь определенное количество вирусов и бактерий обитает в нашем организме все время. В период сильного стресса их количество может значительно увеличиться. А иммунитет, который всегда безупречно справлялся, ослабевать, переключаясь на поддержку нервной системы.

школа7.jpg

Что делать? Режим и минимум нагрузки

Психологи разработали перечень советов для родителей, как преодолеть "синдром 7 сентября" у детей—школьников. Приведем основные из них:

Придерживайтесь режима дня. В идеале подготовку к сентябрю надо было начинать еще в августе, но и сейчас необходимо достаточно времени уделять отдыху ребенка и сну. Так, для учеников начальной школы продолжительность сна должна составлять 10-10,5 часов (первоклашкам - +1-1,5 часа дневного сна), в 5-7 классах - 10,5 часов, в 8-11 классах - 8-9,5 часов.А домашнее задание лучше делать в промежуток между 15.00 и 18.00 - в это время информация хорошо усваивается.

Оказывайте больше поддержки ребенку. Даже если он не просит вас об этом напрямую, постарайтесь именно в начале учебного года максимально поддерживать своего ребенка, снизив таким образом его стрессовость и тревожность. Надо чаще с ним разговаривать.

Не концентрируйтесь на отметках, а больше на эмоциях и приятных эпизодах. Запланируйте на сентябрь совместные походы в кафе, театры, парки отдыха, где ребенок мог бы получить позитивные эмоции.

Отложите кружки. По возможности запланируйте посещение новых допзанятий и кружков, а также внешкольные уроки с репетиторами с октября. Оставьте первый месяц осени для полноценной адаптации ребенка к новому учебному году. Но если ребенок занимается уже не первый год - бросать и откладывать, конечно, не стоит.

Не пренебрегайте витаминами. Да, летом иммунитет детей окреп, а свежие фрукты, овощи и ягоды наполнили тело полезными веществами. Однако поддержка витаминами, даже самыми простыми, также может быть полезна в сентябре. Даже банальные “аскорбинки” подойдут! Если же вы привыкли поддерживать иммунитет детей несколько раз в год определенными комплексами витаминов, то запланируйте месяц витаминной поддержки именно на сентябрь. Ребенок будет меньше уставать, и у него останется больше сил и позитивных эмоций на преодоление трудностей.

Позволяйте прогуливать. Антипедагогический совет психологов в начале сентября звучит именно так. Если вы видите, что ребенок очень устал и ему нужен отдых, позвольте ему под любым благовидным предлогом прогулять один учебный день. Это лучше, чем позже из-за реального заболевания пропустить уже две недели.

Что такое "синдром седьмого сентября"?

Это реакция психики ребенка на стресс плюс объективные вирусные и травматологические причины болезней детей. Детям может быть психологически тяжело приспосабливаться к сложному режиму и учебному ритму после длительных расслабленных летних каникул. А любая болезнь или простуда – прекрасная возможность остаться дома. Психика, пытаясь защититься от перегрузок, старается найти возможность для физической паузы. И любое физическое недомогание становится выходом из ежедневного стресса.

Замечено: у детей средней и старшей школы процесс адаптации проходит в течение сентября, а у малышей "синдром седьмого сентября" может продлиться и два месяца.