Ученые извлекли ДНК древней женщины из кулона, возраст которого составляет 20 тыс. лет.

Сотрудники Института Макса Планка придумали безопасный способ извлечения ДНК из артефактов. В рамках эксперимента они использовали кулон из оленьего зуба, который содержал генетические данные женщины, жившей в Сибири 20000 лет назад. По этому геному специалистам удалось даже установить этническую принадлежность этой женщины.

Артефакт был обнаружен в денисовской пещере в 2019 году. Кулон в виде зуба имеет отверстие, благодаря чему его можно было носить в качестве украшения. В процессе носки, предполагают ученые, этот древний кулон впитал ее пот и клетки кожи, что и позволило сохранить ДНК. Специалисты  обнаружили достаточное количество молекул генома, чтобы установить пол и происхождение женщины. Сравнивая данные с расшифрованными геномами других народов, они установили, что ДНК женщины больше всего похожа на популяции, проживавшие на востоке Сибири в период 17-24 тыс. лет назад, сообщает издание Nature.

Если сравнивать геном древней женщины с геномом современных людей, то он наиболее похож на геном коренных американцев — индейцев. Этот факт подтверждает мнение некоторых ученых, что индейцы происходят из Сибири.

При работе с древними артефактами важно сохранить целостность самого артефакта. Сотрудники института Макса Планка разработали уникальную технологию  "метода стиральной машины". Он основан на использовании специальной смеси химических веществ, которые могут проникать в пористый артефакт и вымывать из него фрагменты ДНК. Таким образом, геном может быть извлечен из зубов, костей, деревянных и других подобных предметов, сохраняя при этом саму целостность артефакта. Промывка артефакта происходит в химическом растворе при температуре 90 градусов, а затем фрагменты ДНК извлекаются из жидкости.

Этот новый метод извлечения ДНК имеет важное значение для науки. Он позволяет предположить, что многие другие доисторические артефакты также могут содержать генетический материал древних людей. Эта информация может раскрыть, как наши предки использовали различные предметы в далеком прошлом. Кроме того, технология может быть полезна не только для антропологов, но и для обнаружения видов, которые находятся под угрозой исчезновения. По ДНК можно отследить следы видов, которые переселились в другое место обитания или вообще вымерли.

Получать все новости оперативно в Telegram.