Россия провела с США и НАТО раунд переговоров по гарантиям безопасности и стратегической стабильности, которые пока окрестили безрезультатными. Так ли это на самом деле, возможен ли прогресс, чем это грозит постсоветскому пространству и причем тут Китай? Поговорили об этом в Смартэфире с политическим аналитиком Арсением Сивицким.

О чем вообще переговаривались

РФ

Еще 15 декабря Кремль опубликовал два проекта соглашений. Одно – между Россией и США, второе – между Россией и НАТО о так называемых гарантиях безопасности. И вкратце их можно свести к нескольким пунктам.

"Первый пункт, по сути, требует от НАТО прекратить расширение на Восток и приближение к российским границам. Также РФ настаивает на отказе США и НАТО от освоения тех территорий, которые были приняты в Альянс после 1997 года, когда собственно и начался процесс расширения НАТО на Восток", - рассказал Сивицкий.

Еще одно требование - Альянс должен гарантировать, что в ближайшем будущем ни Украина, ни Грузия не получат приглашения в НАТО. Помимо того, США и НАТО должны отказаться от размещения наступательных систем вооружения вблизи российских границ. Прежде всего, ракет средней и малой дальности.

Каков результат

РФ1

В Кремле прошедшие переговоры пока оценили как неудачные. "Переговоры были инициированы для того, чтобы получить конкретные ответы на конкретные поставленные принципиальные вопросы. Вот по этим принципиальным вопросам зафиксированы разногласия. Это плохо", - заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

В то же время, как полагает Сивицкий, несмотря на то что по итогам встреч было высказано достаточно много жестких заявлений и обвинений в адрес друг друга, некоторый прогресс есть.

"Во-первых, это желание продолжать дискуссии по вопросу стратегической стабильности и проблеме ракет малой и средней дальности", - сказал Сивицкий. Он полагает, что после распада договора о РСМД и в Вашингтоне, и в Москве приходит постепенное понимание того, что "этот договор неплохо как-то вернуть, возможно, пересмотреть". "И я думаю, что как раз основные консультации будут проходить по треку контроля над вооружениями", - отметил Сивицкий.

Кроме того, стороны договорились восстановить контакты между военными. "Все последние переговоры в основном проводят гражданские лица, представители министерств иностранных дел", - обратил внимание он. По мнению эксперта, после подключения военных специалистов к переговорам "дискуссии станут более содержательными".

"Третий момент, по которому есть некий прогресс и по которому можно ожидать дискуссий в будущем, – это вопрос проведения учений, транспарентности сторон и инспекций, которые были прекращены в 2014 году", - продолжил аналитик.

Таким образом, резюмировал он, говорить о том, что консультации закончились ничем, "пока что рано".

Будут ли новые переговоры и причем тут Китай

РФ3

Как полагает Сивицкий, нынешний раунд консультаций – лишь первый этап. "И в ближайшее время стороны предпримут попытки для того, чтобы проработать возможность последующих раундов, включая личную встречу между Владимиром Путиным и Джо Байденом, которые традиционно дают некий новый импульс для подобных переговоров", - заметил Сивицкий.

В том числе потому, что в нынешнем геополитическом раскладе есть существенный фактор, который заставляет обе стороны вести переговоры и искать компромисс - "холодная война" между Вашингтоном и Пекином и усиление влияние Китая на постсоветском пространстве.

Сивицкий обратил внимание на эволюцию взглядов американского военно-политического истеблишмента, согласно которым именно Китай рассматривается сегодня как стратегическая угроза положению США в мировой системе. "И здесь возникает проблема – Вашингтон не может сдерживать одновременно и Россию, и Китай. Для этого необходимы большие ресурсы, которых у Вашингтона сегодня нет", - считает аналитик.

Поэтому, по его мнению, для американцев очень важно стабилизировать военно-политическую ситуацию в ряде регионов мира, в том числе в Европе и на Ближнем Востоке, для того, чтобы перенаправить свои силы в Индо-Тихоокеанский регион для сдерживания Китая и поддержки своих союзников. Таким образом, с военно-стратегической точки зрения, Европа теряет некое значение для США.

Как полагает Сивицкий, со своей стороны Россия, по сути, также пытается выторговать условия присоединения к антикитайской коалиции. "Почему? Потому что Россия вынуждена конкурировать не только с США и условным Западом за влияние на постсоветском пространстве, но и с Китаем. Пока все обсуждают расширение НАТО на Восток, Китай очень активно расширяется на Запад. И речь идет не только об экономической экспансии, но и создании военной инфраструктуры в странах Центральной Азии", - обратил внимание эксперт. "С точки зрения российских стратегов, это такое же вторжение в сферу привилегированных интересов России, как и попытка расширения НАТО на восток", - полагает Сивицкий.

"Россия находится между молотом и наковальней. И судя по всему, соглашения, которых Кремль и Вашингтон пытаются достичь, в том числе, касаются определения сторон в этой новой "холодной" войне. И у России нет иного выбора. Потому что, несмотря на риторику, российские элиты по своей идеологии все-таки рассматривают себя частью западной цивилизации", - резюмировал он.

"Поэтому я не исключаю, что фактор новой "холодной" войны с Китаем приведет к тому, что и Россия, и США все-таки к каким-то соглашениям придут", - сказал Сивицкий, предположив при этом, что данные соглашения будут неформальными.

"И они будут включать не только аспект европейской безопасности, но и более глобальные моменты, включая вопрос стратегического соперничества с Китаем", - полагает он.

Соглашения РФ и США поставят крест на многовекторности постсоветских стран

РФ6

Эксперт обратил внимание, что одно из выдвинутых РФ требований к Западу предполагает признание постсоветского пространства зоной привилегированных интересов России. "Речь идет о, по сути, геополитической сделке между Россией и США. Прежде всего, потому что (…) считается, что, если договоренности будут достигнуты, американцы принудят своих западных союзников в Европе эти договоренности исполнять", - сказал Сивицкий.

"В отношении постсоветского пространства это означает как минимум две вещи. Первое – что ни одна из постсоветских стран, включая Украину, Беларусь, Грузию, Молдову, а также центрально азиатские страны, не получит приглашения в НАТО. Второе – все контакты этих стран по линии, например, программы "Партнерство ради мира", будут согласованы с Москвой", - констатировал он.

"Третье – безусловно, можно забыть о каких-то более серьезных инициативах, как размещение американских баз. Четвертое – США просто не будут вмешиваться во внутренние дела этих стран, не будут поддерживать их многовекторную политику. А если захотят иметь с ними какие-то дела – то все через Кремль", - сказал эксперт.

Сивицкий полагает, что данный расклад не предполагает реинкарнации СССР в той или иной форме с ядром в лице России. По его мнению, в современных реалиях это невозможно. "Страны очень разные, даже несмотря на то, что вышли из одной советской империи. Очень разные внешнеполитические, экономические приоритеты", - заметил Сивицкий.

"Поэтому единственное, что эти страны может удерживать вокруг России, – это как раз двусторонние договоренности с США, которые просто возьмут на себя джентльменские обязательства игнорировать политику многовекторности постсоветских государств", - заметил он.

Сивицкий полагает, что это будет происходить, и не только в отношении Беларуси или стран Центральной Азии, но и в отношении Украины.

Какие это будет иметь последствия для Беларуси – это отдельный вопрос.