Британский журнал Time включил этого минчанина в топ-100 самых влиятельных людей XX века. Он изменил мир, став одним из создателей Голливуда. Он придумал и стал одним из основателей Американской академии кинематографических искусств и наук, идея вручать "Оскар" тоже принадлежит ему. О Лазаре Мейере – таково настоящее имя учредителя легендарной киностудии MGM Луиса Барта Майера – в рамках познавательного цикла "Белорусы, которые изменили мир", подготовленного при поддержке компании "Гедеон Рихтер", поговорили с исследователем вклада белорусов в мировую цивилизацию, кандидатом исторических наук, доцентом Игорем Угликом.

Лазарь Мейер 13_Игорь Углик.jpgИгорь Углик. Фото Елены Таборко, Смартпресс

От сборщика металлолома до создателя киностудии

Детство Лазаря Мейера мало чем отличается от судьбы сотен тысяч европейцев, которые на изломе XIX-XX веков отправились в Америку, покинув Старый Свет. Но есть существенная разница: уроженец Минска не только сумел воплотить ту самую американскую мечту в жизнь, но и максимально ее пропагандировал, став одним из самых могущественных людей Голливуда. А начинал ведь со сбора металлолома…

– Лазарь Мейер родился в Минске в 1884 году, а когда ему было 2 года, семья эмигрировала сначала в США, а потом перебралась в Канаду. Это действительно типичное начало биографии белорусских евреев того времени. И вообще европейцев – массово ехали в Америку ирландцы, немцы, голландцы, итальянцы. Начинали, как правило, с самых низов. То же можно сказать и о Лазаре Мейере: в подростковом возрасте он продолжал бизнес отца – собирал металлолом в Канаде. Но в 1904 году он перебрался в США – и тут его жизнь сделала резкий поворот – он приобрел ветхий кинотеатр и начал свой путь в кинобизнесе, – рассказывает Игорь Углик.

Лазарь Мейер 2-1.jpgГлава MGM Луис Барт Майер в своем кабинете

Лазарь Мейер купил старый театр на 600 мест в городке Хаверхилл в полусотне километров от Бостона, обновил его и в 1907 году открыл свой первый кинотеатр под названием Orpheum. С этого и началось построение киноимперии Лазаря Мейера. Вскоре ему принадлежали уже все 5 кинотеатров Хаверхилла. 

Затем, в течение нескольких лет, уроженец Минска создал несколько компаний, каждая из которых имела отношение к кинобизнесу: компания "Гордон-Майер" контролировала крупнейшую сеть кинотеатров в Новой Англии, в 1916 году вместе с миллионером Ричардом Роулэндом создал корпорацию Metro Pictures со своей киностудией в Нью-Йорке. В этом же году он впервые стал продюсером: на экраны вышел его фильм "Большой секрет". А затем наступила эпоха Голливуда.

Лазарь Мейер 3_Лого MGM.jpegТа самая легендарная заставка Metro-Goldwyn-Mayer

"Золотая эра" Голливуда

В заштатную тогда окраину Лос-Анджелеса "киношники" потянулись в 1910-х годах. До этого там жили фермеры и не помышляли о киноискусстве. 

– Голливуд привлек кинематографистов наличием разных природных климатических зон в одном месте. Здесь можно было снимать и эпизоды в пустыне, и кадры в горах. А еще понравилась архитектура городка и доброжелательность местных жителей. Последних понять можно: приезжают парни с деньгами, начинают строить кинотеатры, студии, появляются новые рабочие места. В общем, кинобизнес начал развиваться стремительно, – рассказывает Игорь Углик.

Баннер Панангин.jpg

Лазарь Мейер был не первым покорителем Голливуда. Но самым успешным. В 1918 году он основал здесь свою киностудию Louis B. Mayer Pictures, а в 1924 все его проекты были объединены в корпорацию Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), вице-президентом (а, фактически, руководителем) которой стал Лазарь Мейер. К тому времени он уже изменил свое имя на более удобное для США – Луис Барт Майер, а заодно и поменял дату дня рождения – с 12 июля на 4 июля (День независимости США).

Лазарь Мейер 4_Джин Харлоу и Кларк Гейбл.jpgЗвезды студии MGM “золотой эры” Голливуда: Джин Харлоу и Кларк Гейбл

– Корпорация MGM вскоре стала одной из самых крупнейших в американском кинобизнесе. Ей принадлежало более 200 кинотеатров по всей стране, а киностудия выпускала по фильму в неделю. Сам Майер превратился в одного из самых высокооплачиваемых людей в США с годовым доходом в $1,5 млн – фантастическая по тем временам сумма. Вскоре MGM под руководством Майера становится законодателем мод в Голливуде. Студия сделала ставку на создание "звезд" и не прогадала. Майер открыл миру Грету Гарбо, Кларка Гейбла, Кэтрин Хепберн. За их жизнью следила вся Америка. Наступает то, что мы сейчас называем "золотой эрой" Голливуда, – рассказывает Игорь Углик.

Студия MGM считалась самой престижной. В те времена она снимала лучшие фильмы, привлекала лучших звезд и вообще поражала всех своим шиком. Только один нюанс: в то время, как везде были установлены черные телефона, в MGM они были белого цвета. Казалось бы мелочь, но она сильно впечатляла всех гостей. И самое главное – это была самая богатая и прибыльная студия. На каждый фильм она тратила, в среднем, на $150 тыс. больше, чем любая другая, но, при этом, доходы ее росли. Даже во времена Великой депрессии, когда экономика США рухнула, студия была прибыльной и выплачивала дивиденды владельцам.

Лазарь Мейер 5.jpgЛуис Майер вручает “Оскар” актрисе Хелен Хейс за лучшую женскую роль, 1932 год. Позже Хелен заявит: “Майер был дьяволом во плоти. Не просто злым, а самым злым человеком, с которым я имела дело”.

А Майер пошел дальше: по его инициативе в 1927 года была создана Американская киноакадемия. Глава MGM организовал в отеле "Амбассадор" официальный банкет для 36 влиятельных представителей кинобизнеса и на нем объявил о своем решении создать киноакадемию – а всех присутствующих назвал "сооснователями". Идея вручать награды наиболее отличившимся представителям киноиндустрии (тот самый "Оскар") тоже принадлежала уроженцу Минска.

Скряга, диктатор или благодетель?

Самого Лазаря Мейера описывают по-разному. Одни называют его скрягой, который держал актеров в черном теле и платил копейки, другие считали его едва ли не "отцом родным" и благодетелем.

Лазарь Мейер 6_Грета Гарбо и лев Джеки.jpgЛуис Майер отыскал Грету Гарбо в Швеции. Когда 19-летняя актриса приехала в Голливуд, глава MGM распорядился провести фотосессию Греты с символом студии - львом Джеки. Очевидно, что восторга нет ни у Гарбо, ни у Джеки

– Майер был трудоголиком и работал 24 часа в сутки. И он был великолепным продюсером – человеком, который определяет, будет ли фильм поставлен, находит финансирование, утверждает актерский состав… В СССР на съемочной площадке главным был режиссер – уже потом его работу утверждал (или браковал) худсовет. В США главным был продюсер. Майер создал классическую схему буржуазного кинопроизводства: во главе стоит жесткий администратор, фактически диктатор. И он контролирует весь процесс. Хотя бы потому, что режиссеры и актеры – творческие люди с перепадами настроения и своими "тараканами в голове". Майер слабины не давал – он управлял своей киноимперией достаточно жесткой рукой, – подчеркивает историк.

Лазарь Мейер 7.jpgЛуис Майер был гением PR: льва Джеки, снявшегося в заставке студии MGM, он отправил в “Мировой тур”

Но были и другие мнения. "С того момента, как вы заключали контракт с MGM, вы чувствовали, что оказались в руках божьих. О вас заботились, вас опекали. Луис Б.Майер понимал, что имеет дело с творческими людьми. Там платили самые высокие гонорары и предоставляли наибольшую творческую свободу", – такими воспоминаниями делалась актриса Энн Резерфорд, пришедшая в кинематограф в 1930-е и сыгравшая роль сестры Скарлетт О'Хары в "Унесенных ветром".

Лазарь Мейер 8.jpgЛуис Майер подписывает контракт с 8-летним Джеки Купером. А уже через год мальчик стал самым молодым в истории номинантом на “Оскар” – в номинации за “Лучшую мужскую роль” в фильме “Скиппи”

Кстати, именно уроженец Минска первым в Голливуде понял, что в кино все держится на звездах.

– До него в немом кино снимались неизвестные никому девушки и мужчины, часто – под вымышленными именами. Майер понял, что актеров надо "раскручивать", делать им промоушн: организовывать интервью, вбрасывать информацию о личной жизни. В результате вокруг актера вырастал ком слухов, сплетен и правды – и это делало человека звездой. Все это начал делать Майер, а окончательно система PR в кинобизнесе сформировалась к 1960-м годам, – подчеркивает Игорь Углик.

Лазарь Мейер 9_Кэтрин Хепберн.jpgКэтрин Хепберн, одна из самых ярких звезд MGM (4 “Оскара” – больше, чем у любой актрисы в мире) о Луисе Майере: “Он был разумным парнем, хорошо понимающим актёров и очень-очень честным. Самым честным в моей жизни”.

Две ошибки Луиса Барта Майера

Перед Второй мировой войной кинематограф пользовался огромной популярностью, а Луис Майер был его главной звездой и имел очень большое влияние в обществе. Но… допустил две роковые ошибки, которые стоили ему, в итоге, работы в кинобизнесе.

Лазарь Мейер 10_Три товарища.pngКадр из фильма “Три товарища” (1938 год)

– Первой ошибкой был выпуск фильма "Три товарища", снятого по роману Эриха Марии Ремарка. Сделал он это вопреки мнению цензуры. Дело в том, что в США долгое время нейтрально относились к нацистскому режиму в Германии. Уже во время войны был проведен плебисцит, на котором 86% американцев высказалось против вступления США в войну: "европейцы на своем континенте должны разобраться самостоятельно". Более того, у нацистского режима было мощное лобби в правительстве США, ведь доминирующим этносом, на основе которого создавалась американская нация, были, как ни странно, не англичане, а немцы, – отмечает историк.

Лазарь Мейер 11.jpgЛуис Барт Майер с сигарой

Выпуск антинацистского фильма расходился с идеей нейтралитета США и позиции Луиса Майера пошатнулись. Но его спасло то, что Япония напала на Пёрл-Харбор и США вступила в войну в составе антигитлеровской коалиции. Вопрос с "Тремя товарищами" стал неактуальным, но осадочек остался.

Вторая ошибка была сугубо профессиональная: после Второй мировой войны вкусы публики изменились, а глава MGM пропустил этот момент – подвело чутье.

– Фильмы Луиса Майера соответствовали идеологии республиканской партии. Он принимал активнейшее участие в политической борьбе. И заявлял, что его фильмы проповедуют традиционные республиканские ценности: любовь к Богу, культ семьи, взаимопомощь. До войны эти идеи республиканцев находили горячую поддержку в Америке. И Майер снимал такие ленты, не идя на компромиссы. Это было проявление его авторитарного характера, – подчеркивает Игорь Углик.

Лазарь Мейер 12.jpgЛуис Барт Майер с актрисой Джанет Макдональд на банкете Американской Киноакадемии, 1937 год

Но во второй половине 1940-х американцы хотели смотреть уже другие фильмы: более реалистичные, а не красивые и гламурные "сказки" от MGM. Кроме того, на кинобизнес давило телевидение, а последний удар нанесло правительство США: было решено, что киностудии не должны владеть сетями кинотеатров. В результате дела у MGM, стоимость кинопроизводства в которой оставалась очень высокой, пошли неважно.

Этим воспользовались молодые, но зубастые топ-менеджеры, которые буквально "свергли" Луиса Майера с поста руководителя киностудии. Хотя внешне все выглядело пристойно и прощание с уходящей из киноиндустрии легендой в 1951 году было весьма трогательным: много хороших слов, слезы звезд…

Лазарь Мейер 1.jpgЛазарь Мейер (Луис Барт Майер)

Без кино Луис Майер прожил 6 лет и умер от лейкемии в 1957 году. Последними его словами были "Ничто не имеет значения".

В 2009 году легендарная киностудия Metro-Goldwyn-Mayer прошла через процедуру банкротства (сумма долгов составляла $3,8 млрд), а в 2022 году была куплена компанией Amazon за $8,5 млрд.

Автор: Сергей Лобко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.