В отличие от большинства изобретателей, которые "опередили свое время", Генрих Сон время измерял и прекрасно знал ему цену. Уроженец Могилевщины был одним из искуснейших часовых мастеров Европы XIX века, однако сегодня известен только узкому кругу крупных коллекционеров. Чтобы восполнить пробел, в рамках познавательного цикла "Белорусы, которые изменили мир" подготовленного при поддержке компании "Гедеон Рихтер", поговорили о Генрихе Соне с исследователем вклада белорусов в мировую цивилизацию, кандидатом исторических наук, доцентом Игорем Угликом.

Часовщик Генрих Сон 1_Игорь Углик.jpgИгорь Углик. Фото Елены Таборко, Смартпресс

Сначала была часовая фабрика в Дубровно

О Генрихе Соне мало что известно и его биография состоит, в основном, из предположений специалистов. Дата и место его рождения остаются тайной. Игорь Углик полагает, что часовых дел мастер – обелорусившийся немец (Sohn по-немецки – сын).

Часовщик Генрих Сон 2.jpgКак выглядел Генрих Сон, неизвестно. Но вот так часовщика изобразил на своей картине “Часовщик” (1924) Юдель Пэн

– Скорее всего, Генрих Сон родился в конце XVIII века на Могилевщине, возможно – в Дубровенском графстве. Судя по имени и фамилии, это сын немецких переселенцев, которых в то время было немало на территории Беларуси. Эмиграция из в целом благополучных германских земель активизировалась в XVI-XVII веках и именно эти переселенцы (а также голландцы) завезли к нам картофель и много всего полезного, вплоть до архитектурной стилистики. К началу XX века только на территории Западного Полесья насчитывалось около 20 тысяч живших компактными поселениями выходцев из Германии. Возможно, именно в одной из эмигрантских семей и родился Генрих Сон, – считает историк.

Баннер Панангин.jpg

Не исключено, что началом карьеры часовщика Генрих Сон обязан часовой мануфактуре в Дубровно. Она была основана князем Потемкиным-Таврическим, который приобрел Дубровенское графство у рода Сапег. Мануфактура работала под управлением шведского часовщика Петра Нордштейна, у которого было 33 ученика из Беларуси. Фабрика существовала в Дубровно в 1784-1791 годах (потом была перенесена в Подмосковье), считалась лучшей в Российской империи, а почти вся продукция уходила на царский двор. Возможно, на этой фабрике работал отец Генриха, – и передал свое мастерство сыну.

Часовщик Генрих Сон 3.jpgМогилев в XIX веке. Возможно, в одном из этих зданий была и мастерская Генриха Сона

Часовых дел мастер из Могилева

Первое точное упоминание о Генрихе Соне датируется 1840 годом, когда он открыл часовую мастерскую в Могилеве.

– На самом деле, это очень важно. Ведь Могилев в те времена был практически столицей белорусских земель. В этом городе был значительный архив, там находились управления различных конфессий, он был значимым культурным и административным центром… Минск тогда только начинал экономически, политически, культурно крепнуть. И то, что Генрих Сон открыл мастерскую именно в этом городе, было достаточно престижно, – подчеркивает Игорь Углик.

Дела у часового мастера шли весьма успешно – доход его мастерской составлял около 15 тыс. руб. в год. Это огромные деньги, учитывая, что корова, например, стоила 15 руб. Вообще, доход в 15 тысяч давали большие заводы с сотнями рабочих. В мастерской же Сона работало всего три человека (не вырос штат и позже, когда мастер стал знаменитым).

– С одной стороны, Генрих Сон создавал свои часовые механизмы, был творцом и новатором. И, одновременно, его часы были качественными, надежными, имели отличную внешнюю отделку. Он специализировался на "премиум-сегменте", делал ставку на штучный элитный продукт, не создавал одинаковых часов (если не было спецзаказа), получил лестную оценку от известного ювелира Карла Фаберже. Скорее всего, в мастерской Сона стояло передовое, современные (для того периода) оборудование немецкого, французского, или швейцарского производства, – рассказывает историк.

Часовщик Генрих Сон 4.jpgПавильон часов на Всемирной выставке в Париже 1867 года

Мгновения славы для Генриха Сона

Белорусский часовщик был одним из лучших в Российской империи. Чуть позже выяснилось, что он мог на равных конкурировать и с топовыми европейскими мастерами.

– Первый международный успех пришел к Генриху Сону в 1862 году, на Всемирной выставке в Лондоне. Белорусский мастер был единственным часовщиком из России и представленные им часы с механизмом собственного изобретения получили высокую оценку и были удостоены почетного отзыва. А конкуренция была очень высокой – на выставке было представлено, в общей сложности, около 14 тыс. экспонатов, – говорит Игорь Углик.

Еще более успешным стало участие во Всемирной выставке в Париже в 1867 году. Российская империя к этой выставке подошла весьма серьезно и даже издала 307-страничный "Указатель Русского отдела Парижской Всемирной выставки 1867 г." Благодаря ему мы знаем, что в выставке приняли участие уже 6 часовщиков из Российской империи и, в том числе Генрих Сон.

Часовщик Генрих Сон 5.jpgВыставочный павильон на Марсовом поле Всемирной выставки в Париже 1867 года

– В Париже белорусский часовой мастер представил несколько своих работ, в том числе и часы с годовым заводом, а также миниатюрные часы-брелок размером с пулю (это удалось сделать, разместив шестеренки механизма не в привычных два, а в пять ярусов). А в его честь известнейшая швейцарская часовая фирма "Этерна" - та самая, которая первой в мире выпустила наручные часы – организовала торжественный обед. От организаторов выставки Генрих Сон также получил почетный отзыв, – отмечает историк.

В "Указателе Русского отдела Парижской всемирной выставки" мы видим не только список экспонатов, представленных Генрихом Соном, но и их цену. И она впечатляет – доходила до 1300 рублей! 

Часовщик Генрих Сон 6.jpgПрейскурант цен на часы Генриха Сона (опубликован в "Указателе русского отдела Всемирной парижской выставки 1867 г.")

Вместо Европы уехал в Москву

После такого успеха у Генриха Сона были все шансы уехать в Европу и на равных конкурировать с немецкими, французскими и швейцарскими часовщиками. Но белорусский мастер выбрал другой путь – и перебрался в Москву.

– В Европе были уже вековые традиции создания разных часов – механические часы создавались и совершенствовались с конца XIII века, имели много модификаций и типов. Часы помещались в рукояти шпаг, письменные приборы, были часы каминные, в виде колонн, большие гардеробные, другие.  В XVIII веке законодательницей мод в этом деле была Франция, где большое внимание уделялось внешней отделке. Позже появились надежные и успешные производители в Швейцарии и Германии. Поэтому в Европе Генриха Сона ожидала, несмотря на все его мастерство, жесткая конкуренция на чужом рынке. А в Москве, России конкурентная борьба была незначительная, зато потенциальных богатых клиентов было большое количество. Именно этот безграничный рынок, скорее всего, и привлек Генриха Сона, – объясняет Игорь Углик.

Часовщик Генрих Сон 7.pngВ Европе было огромное количество часовых мастеров, которые выпускали механизмы на любой вкус. Даже такие фривольные. Работа голландского мастера Петера Клока (предположительно 1710 год).

И, судя по всему, в России дела у Генриха Сона шли очень даже неплохо: заработок был отменный, а расширяться он, похоже, и не планировал, действуя по принципу "лучше меньше, да лучше". А в его мастерской работали по-прежнему три человека. Белорусский часовой мастер участвовал во Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года, где у него была особая витрина с оригинальными золотыми часами сферического вида.

Когда умер Генрих Сон и исчезла его мастерская – неизвестно. Время, которое, как казалось, укротил мастер, безжалостно отомстило. И сегодня о знаменитом часовщике почти все забыли. А созданные им часы находятся в частных коллекциях и стоят от $320 тыс. до $600 тыс.

Автор: Сергей Лобко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.