Построенный почти 150 лет назад минский водопровод снабжал 60% города исключительно артезианской водой и стоило это сущие копейки... 

О том, как развивалось жилищно-коммунальное хозяйство белорусских городов в конце XIX века и чем тогда отличалась сфера услуг от сегодняшней, поговорили с историком белорусского предпринимательства Андреем Киштымовым.

history-zhkh-1.jpgИсторик белорусского предпринимательства Андрей Киштымов

Это четырнадцатая глава познавательного цикла "История белорусского бизнеса", созданного Смартпресс при поддержке компании "Гедеон Рихтер".

ban-groprinosin.jpg

Предыдущие материалы цикла можно найти и прочитать по хештегу #история бизнеса (ссылка кликабельна). 

Водопроводная вода в Минске стоила 15 копеек за 100 ведер

Если вы присмотритесь к известному фонтану "Мальчик с лебедем" в Александровском сквере Минска, то увидите табличку "1874". Это не только старейший из столичных фонтанов – он был открыт в честь запуска минского водопровода.

– Население Минска во второй половине XIX года стремительно росло и приближалось к 100 тысячам человек – без централизованного водопровода обойтись было невозможно. Тем более что технический прогресс сильно облегчал проект: можно было установить паровые или даже электрические насосы, проложить недорогие металлические или керамические трубы, произведенные на промышленных предприятиях. Заказчиком строительства водопровода выступила Городская дума, а подрядчиками – две частные компании, – рассказывает Андрей Киштымов.

history-zhkh-2.jpgФонтан "Мальчик с лебедем" - символ минского водопровода

Водозабор находился на месте, где сейчас располагается столичный цирк. Однако, несмотря на то, что это был берег Свислочи, воду брали не из реки, а исключительно из артезианских скважин. Там, где сегодня находится вход в метро возле Дома офицеров, стояли водонапорные башни. Причем свою функцию они выполняли достаточно долго – их разобрали только после Великой Отечественной войны. Оборудование для водопровода закупили на механических заводах в Варшаве – тогда этот город входил в состав Российской империи.

history-zhkh-9.jpgВодонапорная башня в Минске

– Сразу после запуска водопровода была введена и плата за него – во всех домах, подключенных к централизованному водоснабжению, установили счетчики. Меряли в ведрах (12,3 л). Стоимость 100 ведер воды (1230 литров) составляла 15 копеек, а перед Первой мировой войной она возросла до 20 копеек. И городской бюджет неплохо зарабатывал на воде, ведь ее себестоимость составляла всего 6 копеек за 100 ведер, – говорит историк белорусского предпринимательства.

Впрочем, возможность прикоснуться к цивилизации в виде водопровода имели только 60% горожан. Остальным приходилось по старинке пользоваться колодцами и услугами водовозов.

Вслед за Минском водопроводы стали появляться и в других белорусских городах. Перед Первой мировой войной ими могли похвастаться еще Гродно, Гомель, Могилев, Витебск, Мозырь и Слоним. Причем у каждого – своя история. Например, городские власти Гродно взяли под строительство банковский заем, которого не хватило. Пришлось просить у государства ссуду в 250 тыс. рублей на 8 лет.

history-zhkh-11.jpgКнягиня Ирина Паскевич поделилась с Гомелем телефоном и водопроводом

А Гомель своим водопроводом обязан княгине Ирине Паскевич. В ее имении уже был "домашний" водопровод. Она безвозмездно передала его городу и пожертвовала еще 100 тысяч рублей на развитие водопроводных сетей. Кстати, точно так же Гомель получил и телефон – княгиня просто подключила город к своей личной сети.

С канализацией в Минске не справились – причина вас не удивит

Сразу после строительства водопровода в Минске занялись и канализацией. Ее прокладка была еще более сложным делом и до революции работы завершены не были – они заканчивались уже при Советской власти. Основной проблемой стал… ну конечно же район современной улицы Немига, которую постоянно заливало. То есть с проблемой не могут справится уже более ста лет!

– Также после запуска водопровода в Минске наконец-то построили городские скотобойни. Нужда в них была огромная – забой скота производился чуть ли не на улицах города, что приводило к жуткой антисанитарии и могло стать причиной эпидемий. После появления скотобоен скот необходимо было доставить туда и заплатить определенную сумму за услугу забоя. Зато на месте был организован ветеринарный контроль и выдавался документ со штампом ветеринарной службы, – рассказывает Андрей Киштымов.

history-zhkh-5.jpgМинская скотобойня находилась на Игуменском тракте. Фото Моисея Наппельбаума

Благодаря появлению водопровода горожанам стал доступен еще один сервис: прачечная! Она открылась уже через год после запуска централизованного водоснабжения. Более того – при ней работала химчистка! Это уже был не муниципальный, а исключительно частный бизнес.

Сфера услуг – от землекопов до фотографов

Во второй половине XIX века сфера услуг была более чем пестрой: с одной стороны, еще востребованы были "старые" специалисты, а с другой – появились новые, предлагавшие инновационные по тем временам сервисы.

history-zhkh-4.jpgМаленький трубочист

– Все еще были востребованы специалисты профессий, которые на сегодняшний день практически исчезли. Например, землекопы были очень нужны на любом строительстве и они объединялись в целые артели. Был высокий спрос на трубочистов и портных. И в то же время свои услуги уже предлагали фотографы и автослесари, – говорит Андрей Киштымов.

Работало и бюро по найму прислуги Янчевского, в котором можно было нанять кухарку, прачку, истопника или конюха.

Первое СТО от первого таксиста

Известно, что первая попытка "таксовать" в Минске в 1906 году завершилась аварией со смертельным исходом. Лишь спустя 6 лет городские власти вернулись к этому вопросу и выдали разрешение на занятие извозом владельцу автомобиля "Оверленд" инженеру Сигизмунду Свентицкому. Автомобилю был присвоен знак №1.

history-zhkh-3.jpgВход в Александровский сквер. Стоянка первых такси в Минске

Таксовал Свентицкий недолго – вскоре он открыл на Подгорной улице (нынешняя Карла Маркса) мастерскую "Минск-автомобиль". Это было своеобразное СТО, где можно было починить автомобиль, купить запчасти для "Пежо", "Лорен Дитрих" и других марок авто, шины "Мишлен". Заказ можно было сделать даже по телефону. Вскоре он расширил свой бизнес и работал также в Витебской, Могилёвской и даже Смоленской губерниях.

Гостиница "Европа" была лучшим отелем Северо-Западного края

Развитие транспорта в Российской империи привело к расцвету гостиничного бизнеса. В Минске на стыке XIX и XX веков работали десятки отелей – от совсем маленьких, на 3-4 номера, до "Европы", гостиницы со 130 номерами.

history-zhkh-8.jpgГостиница "Европа" считалась лучшей в Северо-Западном крае

– Это та самая гостиница "Европа", которая сейчас находится на площади Свободы. Этот отель считался самым шикарным не только в белорусских губерниях, но и во всем Северо-Западном крае. В его номерах были ванны, работало центральное водяное отопление, к подъезду подавались пролетки, а то и автомобили. Более того, если клиент приезжал на поезде, к его вагону подавался экипаж, чтобы доставить его в гостиницу, – рассказывает историк белорусского предпринимательства.

Как правило, гостиницы носили названия европейских городов. Работали "Париж", "Рига", "Новая Рига", "Бристоль", "Новоберлин", "Староберлин", "Вена", "Варшава". Традиционно рядом с отелями строили кафе и рестораны – индустрия гостеприимства была комплексной.

Бедных лечили бесплатно

Медицина в конце XIX века поражала разнообразием: были и государственные клиники, и муниципальные, и земские. Но основную массу составляли врачи-частники. Безусловно, работали не бесплатно, но многие свято блюли клятву Гиппократа и оказывали беднякам бесплатные услуги.

history-zhkh-10.jpgМемориальная доска в честь Ивана Здановича, которого называли "Доктор Доброта"

Одним из самых известных таких врачей был Иван Зданович. Именно в его честь назван поселок Ждановичи под Минском. На его участке был обнаружен источник с минеральной водой и врач открыл небольшую лечебницу для больных желудочно-кишечными заболеваниями. Для того, чтобы больным было удобно добираться, в дачном поселке была построена железнодорожная платформа (которая так и называлась – "платформа Здановича") и останавливались поезда.

history-zhkh-7.jpgРасписание поезда Либаво-Роменской железной дороги

Штраф размером с годовую зарплату

Существовала и система штрафов для не самых добропорядочных граждан – и их коров. Встретить на улицах Минска корову или козу в те времена было обычным делом и они, конечно же, были не прочь заглянуть в чужой сад или огород.

history-zhkh-6.jpg

– Городские власти установили весьма существенные штрафы за потраву. Если ваша лошадь или коза зашла на чужое поле, то это грозило штрафом в 200 рублей! За индюка или гуся в чужом огороде пришлось бы заплатить 100 рублей, за курицу – 50 рублей. Был еще один важный нюанс – если штраф уплачивался не сразу, то пострадавший держал "нарушителя" у себя, а хозяин провинившейся живности должен был платить пеню "на содержание". Для козы она составляла 20 рублей в день, – рассказывает Андрей Киштымов.

Суммы гигантские, если учесть, что дневной заработок чернорабочего составлял 65 копеек.

Также штрафовали за самовольный вывоз мусора на чужой участок. Если мусор был выброшен на расстоянии версты (1066 метров) и ближе от жилища, то штраф составлял 5 рублей. Если дальше – "всего" 1 рубль.

В целом, если говорить о ЖКХ и сфере услуг, то, похоже, мало что изменилось за сто с лишним лет. Безусловно, появились новые услуги, о которых раньше и не подозревали. Некоторые стали историей. А часть возвращается. Просто цирюльники 150-летней давности превратились в модных барберов.