Как бы ни старались банки удовлетворить все желания и мечты своих клиентов, всегда есть возможность что-то улучшить или предложить что-то принципиально новое. То, что пределов совершенству нет, в очередной раз доказали участники конкурса “Лучший банковский продукт”, организованного БСБ Банком для студентов экономических специальностей нескольких факультетов и вузов страны. Финал конкурса состоялся в минской гостинице “Пекин”. В центре внимания были ключевые мировые тренды: криптовалюта, искусственный интеллект и ESG-приоритеты.

“Не спи, ты не на лекции!”

В финал с личной презентацией проекта вышло 12 команд. Участники прибыли в “Пекин” заранее и, в ожидании начала, взволнованно роились перед конференц-залом. Волновались они больше, чем перед экзаменами.

студ_0003.jpgПохоже, эта команда готова убедить любого потенциального инвестора

Кто-то старательно заучивал презентацию – выступление должно быть четким и ярким, в прошлом году жюри не очень понравились “питчи” конкурсантов. В сторонке одна из команда “моделировала” ответы на вопросы жюри: “Могут спросить об исследованиях – отвечать будешь ты, скажешь, что…”

студ_0005.jpgТех, кто был внешне спокоен, коллеги до конца не понимали: “Не спи, ты не на лекции!”

Причин волноваться было, как минимум, две. Во-первых, команды боролись за очень даже неплохой призовой фонд в 5000 рублей. А во-вторых, половину жюри составляли преподаватели: заведующие кафедрами, профессора их родных вузов. 

Кстати, было и в-третьих: студенты во время конкурса презентовали не только свои проекты, но и себя. Особенно это касается старшекурсников. Тех, кто проявил себя на предыдущих конкурсах (а “Лучший банковский продукт” проводится уже в 6-ой раз), пригласили на преддипломную практику в банк, некоторые и вовсе были приняты на работу после окончания вуза.

студ_0008.jpg

Банковские карты из целлюлозы и ИИ в приложении

То, что жюри хотя и настроено доброжелательно по отношению к конкурсантам, но закрывать глаза на просчеты команд не намерено, стало ясно с первой же презентации, когда 4 девушки (парни из команды застенчиво остались сидеть за столом) представили проект с ESG-составляющей – экологичная “EcoGuard Card” с двумя “фишками”. 

студ_0051.jpg

Сами карты предлагалось выпускать из биоразлагаемого материала (целлюлозы), а с каждой покупки по карте делать отчисления в экофонды: по оценкам команды, за год общая сумма отчислений должна составить 237 600 рублей. Подобные проекты есть в Великобритании, Швейцарии и Нидерландах.

студ_0026.jpgПредседатель жюри, руководитель департамента розничных операций БСБ Банка Алексей Закревский (справа) и руководитель департамента информационных технологий БСБ Банка Александр Шило 

С одной стороны, команду похвалили. “Хорошая идея, понятная”, – признал председатель жюри, начальник департамента розничных операций БСБ Банка Алексей Закревский.

А с другой - жюри поинтересовалось у команды: знает ли она, что производство целлюлозы вредит природе больше, чем выпуск пластика, из которого сделаны банковские карты? Да и если говорить об экологии, то наиболее эффективными в этом отношении являются виртуальные карты. Несмотря на то, что проект не вошел в число победителей, он набрал довольно много баллов от членов жюри.

студ_0058.jpgСтудентки Института Бизнеса БГУ представляют проект “Смартфин”

Две команды 3-го курса Института бизнеса БГУ конкурировали практически на одном поле: они представили сервисы для персонального контроля финансов в банковских приложениях с автоматическим распределением расходов по категориям. Но у каждой из команд была своя “фишка”: в проекте “Смартфин” предложили интегрировать возможность установления лимитов расходов по отдельным категориям, а также монетизировать проект за счет предоставления платного сервиса для самозанятых.

А создатели проекта “ФинансИИ” предложили интегрировать в сервис искусственный интеллект, который и должен, изучив чеки, распределять расходы по категориям. Жюри нашло как плюсы, так и минусы у обеих команд.

студ_0066.jpgКоманда Института Бизнеса БГУ презентует проект криптокарты

Яркой стала презентация еще одной команды Института бизнеса БГУ, предложившей создать Crypt Basis Card – криптокарту, с помощью которой можно рассчитываться так же, как и обычной. Ребята питчили жюри, как опытные стартаперы и излучали уверенность в том,  что им по силам покорить весь мир. “Наш проект – это ваш шанс шагнуть в будущее”, - заявили они.

Рекордное число участников и поддержка UNFPA

Нынешний конкурс стал рекордным по числу участников –  17 заявок - проектов, поступивших на первый “заочный” тур конкурса и 12 – финалистов. 

студ_0072.jpgСоветник БСБ Банка Александр Дудкин

–  В целом особенность нынешнего года – расширение числа представленных факультетов и вузов. Например, есть команды с трех факультетов БГЭУ – раньше ребята из этого вуза не активно участвовали в конкурсе. Свои проекты также представили экономический факультет БГУ и Институт бизнеса БГУ. Ряд студенческих проектов содержат ESG-составляющую, что полностью соответствует видению БСБ Банка в сфере социальной, экологической и корпоративной ответственности бизнеса.

студ_0047.jpg

Важная особенность - партнером конкурса стал UNFPA - Фонд ООН в области народонаселения. Фондом было заявлено, что специальным призом будут отмечены проекты, которые позволяют социально-уязвимым группам населения получать равный доступ к банковским продуктам, либо  проекты, которые в той или иной степени коррелирует с приоритетами самого фонда (гендерное равенство, вовлеченное отцовство, здоровье мужчин и женщин, люди пенсионного возраста и др.), - рассказал советник БСБ Банка, председатель комитета по устойчивому развитию и корпоративной социальной ответственности (организатора конкурса) Александр Дудкин.

“Миллионные” проекты

Представленные проекты были самыми разными: одна из команд предложила ввести платную подписку на скидки у партнеров банка, другая - создать платформу для поиска, независимой оценки и финансирования стартапов (показалось, что студенты заново изобрели Кикстартер). Третья - предложила расширение “YOUность” для банковского приложения (своеобразная смесь афиши мероприятий, сервиса по продаже билетов и скидок для студентов).

студ_0051.jpg

Объединяло все команды одно – непоколебимая вера в то, что их проект обязательно “выстрелит”. Это было видно и по презентациям, и по экономическому обоснованию проектов. Ежегодная прибыль банка от запуска проекта оценивалась цифрой с шестью нулями как минимум. Например, годовую прибыль от запуска расширении “YOUность” команда оценила в 13 млн рублей.

студ_0060.jpg

“Понятно, что 17-19-летние ребята не могут предоставить проекты “под ключ”, которые можно сразу брать в работу. Но отдельные идеи мы однозначно используем”, - подчеркнул Александр Дудкин.

Кто победил?

Победителями шестого конкурса Лучший банковский продукт” стала команда третьекурсников специальности “Маркетинг” Института бизнеса БГУ. Это те самые ребята, предложившие проект “Смартфин” – функция распределения денежного потока для ведения личного бюджета физических лиц, встроенная в приложение банка. Команда получила денежный приз в размере 2500 рублей.

студ_0010.jpgКоманда Института Бизнеса БГУ, разработавшая “Смартфин” – проект, победивший на конкурсе “Лучший банковский продукт” 2023 года

Также в тройку лучших вошли проекты, представленные командами специальности “Бизнес-администрирование” Института бизнеса БГУ: “Добрыя справы” (проект, позволяющий физическим лицам участвовать в благотворительной деятельности при совершении покупок с использованием банковской карточки; приз составил 1500 рублей) и “Картомат” (​​проект, позволяющий выпускать и выдавать банковские карточки с использованием специального автомата; приз - 1000 рублей).

При этом разница между всеми тремя проектами составила всего 1 балл.

А обладателем специального приза от UNFPA стал проект приложения BSB BANK APP - ​​дополнительный функционал в мобильном приложении банка, предоставляющий лицам пенсионного возраста более комфортные условия пользования, разработанный студентами экономического факультета БГУ. Специальный приз UNFPA вручила глава фонда в Беларуси Ольга Атрощенко.

Вполне вероятно, что некоторые идеи конкурсантов найдут свое воплощение в реальных продуктах БСБ Банка, которые станут еще “дружелюбнее” к клиентам. Свежие предложения и взгляд “со стороны” позволяют создавать новые, нестандартные сервисы. Такие, как новое мобильное приложение БСБ Банка “2 в 1” - для частных лиц и для бизнеса, которое стало доступно клиентам в декабре.

Автор: Сергей Лобко

Фото: Елена Таборко

*Партнерский материал