События, происходящие в Беларуси с прошлого лета, породили многие законодательные изменения. В том числе, власти собираются менять условия работы СМИ и журналистов. О ситуации в сфере медиа и законодательных новшествах в эфире Смартперсс сегодня рассуждал белорусский медиаэксперт и журналист Павел Быковский.

Какие СМИ читают белорусы

В белорусском медиапотреблении произошли изменения. "На мой взгляд, где-то в августе и осенью прошлого года произошло появление аудитории, которая стала интересоваться политикой", - отметил медиаэксперт.

"Если раньше их интересовала цена на бензин и этого было достаточно, то сейчас начало интересовать – а вдруг произойдут изменения в стране, а что там происходит на этих протестах. Даже с точки зрения потребления – будет ли перекрыт город в какой-то момент и можно ли будет доехать из точки А в точку Б", - сказал он.

Этой информации в негосударственных СМИ, по мнению Быковского, оказалось больше. "У них очевидно должна была зашкаливать аудитория. Но после Нового года, на мой взгляд, произошла определенная усталость от такой повестки дня. Ну и кроме прочего, экшена на улицах стало меньше. И я думаю, что аудитория все-таки становится более спокойной, то есть меньше должно быть просмотров. Но настоящей статистики я по этому поводу не видел", - сказал Быковский.

Эксперт привел данные исследования компании Gemius, согласно которым портал tut.by охватывает более 50% аудитории Беларуси, его же конкуренты находятся сильно позади. По мнению Быковского, если вдруг закроется этот ресурс, то вряд ли его читатели массово пойдут читать государственные источники – к примеру, следующий по популярности сайт тоже частный.

ГосСМИ, считает Быковский, страдают "определенной деревянностью" и ангажированностью. "Если бы они могли работать с такой степенью свободы, как это делают издания в той же России, то они могли бы достичь лучших результатов. Но к сожалению или к счастью, они работают в других условиях", - сказал эксперт.

В каких СМИ больше чиновников

Обсуждая открытость чиновников для комментариев в СМИ, он заметил, что в девяностые годы открытости было больше, а позже для карьеры в госаппарате стало лучше не высовываться. Поэтому и государственным и негосударственным журналистам приходится "ловить" чиновников в парламенте, чтобы взять у них комментарии. В соцсетях же представители власти присутствуют почти номинально – в том же Facebook обычно только смотрят то, что пишут другие.

При этом негосударственные СМИ имеют меньше доступа к чиновникам и берут информацию у госСМИ  и их упоминаемость у частных СМИ высокая. Такая ситуация по идее должна была бы помочь увеличению аудитории государственных источников информации, но этого не происходит. "Потому что есть определенная "кондовость" и заданность", - считает Быковский. 

Помочь государству эффективно бороться с "внешней информационной угрозой", продвигать повестку властей за пределами страны мог бы аутсорсинг. Пример у соседей - российское медиа Russia Today. "Это стоит дорого. Я не представляю, чтобы у нас это дело оплатили. Поэтому у нас в основном работают с той аудиторией, которая понимает по-русски", - сказал эксперт.

Поползновений властей в сторону выхода на иностранную аудиторию Быковский не видит. Есть структура информресурсов, которая осталась еще со времен СССР, но она не современная.

Что ждет белорусские СМИ

Отвечая на вопрос о том, когда изменится ситуация с медиа в Беларуси, эксперт отметил, что это возможно после того, как власть перестанет видеть угрозу. "Сейчас некоторые мои собеседники говорят, что "мы делаем зачистку". Те, кто выступают на публике, используют другие термины, но тем не менее, - сказал Быковский. - Если будет достигнута цель, когда государство или правящий режим не будут воспринимать для себя угрозу, то, возможно, что-то изменится".

Ситуация на медиарынке сейчас неблагоприятная - многие издания не заработают денег, многие будут вынуждены прекратить выпуск. Это связано не только с политикой. "У нас не очень хорошая ситуация на рынке с точки зрения медиабизнеса. Расходы увеличиваются, доходы не особенно растут. И поэтому, возможно, у нас произойдет серьезное обеднение рынка. То есть те, кто существует не за рыночные деньги, они останутся. А те издания, которые стояли на своих ногах и зарабатывали, им будет труднее", - заключил Быковский.