12:31
31.10.2020
Когда белорусские школьники смогут полноценно учиться дистанционно? Готовы ли учителя к онлайн обучению? Как контролировать школьника, который учиться самостоятельно? О подготовке единой платформы дистанционного образования в интервью Смартпресс рассказала директор Национального института образования Валентина Гинчук.
Валентина Гинчук
На каком этапе создание единой платформы для дистанционного образования?

Сейчас идет разработка контента для этого ресурса. Это видеофрагменты с объяснением учебного материала и тестовые задания для самопроверки. Библиотека будет структурирована по учебным предметам, классам, темам учебной программы по каждому предмету.

 Параллельно аккумулируются ранее созданные электронные образовательные ресурсы, в том числе материалы научно-исследовательской работы, проекты победителей конкурса "Компьютер. Образование. Интернет". Единый ресурс будет содержать ссылки на эти материалы.

Педагоги весной 2020 года уже проводили занятия дистанционно. Были ли учтены их пожелания и замечания?

В этой работе участвуют лучшие учителя-предметники из всех регионов страны. Безусловно, они опираются, в том числе, на собственный опыт дистанционной поддержки учащихся. Надо сказать, что библиотека учебных материалов станет своеобразной копилкой методических приемов. И с этой точки зрения ресурс будет интересен и молодым педагогам, и педагогам со стажем работы, и студентам педагогических вузов.

А учтён ли зарубежный опыт дистанционного обучения? Если да, то чей?

Конечно, мы изучали такой опыт. Известно, что ряд стран (Армения, Украина, Узбекистан, Казахстан и др.) пошли по пути разработки телевизионных уроков и трансляции их в установленное время через национальное телевидение. В других странах, например, в России, разрабатываются видеофрагменты уроков.

С какими трудностями столкнулись?

Сама по себе задача очень масштабна: надо создать несколько тысяч комплектов учебных материалов. При этом важно соблюсти единые подходы, технические требования к видеоматериалам, сделать их увлекательными и доступными. Но я повторюсь, задействованы лучшие учителя страны при поддержке региональных институтов развития образования. Поэтому считаем задачу выполнимой.

Для учеников, например, 1 и 2 классов, должно быть обучение адаптированным? В России приняли решение сохранить очное обучение для младших классов.

Мы руководствуемся требованиями учебной программы и, конечно, ориентируемся на возрастные познавательные способности учащихся. Например, общая продолжительность видеофрагмента с учебным материалом для 1-4 классов составляет 5-7 минут.

Дистанционное обучение напрямую связано с самоорганизацией. Специалисты изучали посещение онлайн платформ и выяснили, что один ученик находится онлайн 2 часа, другой – 15 минут. Предусмотрена ли возможность контроля знаний?

Все материалы для платформы разрабатываются с учетом того, что учащиеся должны подключиться к процессу. В видеофрагментах есть отсылки к учебникам, к различным заданиям, которые надо выполнить, поставив видеофрагмент на паузу. А тестовые задания предусматривают самопроверку.

Еще весной, когда во время первой волны коронавируса встал вопрос перехода школ на «удалёнку», министр образования говорил, что дистанционное – в любом случае вид дополнительного образования.

Действительно, разрабатываемый информационно-образовательный ресурс не будет подменять реальный учебный процесс в школе. Он позволит дополнить процесс изучения предметов, станет поддержкой для тех учащихся, которые по каким-либо причинам временно не могут посещать учреждение образования (болезнь, выезд на спортивные соревнования и т.п.), либо нуждаются в дополнительном объяснении материала при выполнении домашних заданий.

Если «дистанционка» – временная мера в связи с эпидемиологической ситуацией, будет ли платформа доступна постоянно, например, для детей с ограниченными возможностями или проживающих в отдаленных населенных пунктах?

Учащиеся во всех населенных пунктах нашей страны имеют возможность посещать учреждение общего среднего образования. Но сегодня мы планируем также разработку контента  для некоторых категорий детей с особенностями психофизического развития.

Можно ли назвать сроки тестирования платформы и внедрения ее в практику?

Информационно-образовательный ресурс начнет работать в тестовом режиме с января 2021 года. Полномасштабно он заработает со следующего учебного года.