Где взять деньги на учебу в Лондоне? Что происходит на съемках мировых кинопроектов? Под каким рабочим названием снимались "Фантастические твари"? Почему вернулась в Беларусь? Об этом Смартпресс рассказала дизайнер Яна Окулик

Как делать одежду, которая не устаревает? Почему так важны тактильные ощущения? Есть ли в Беларуси сырье для такой одежды? А об этом - экономист Юлия Окулик. Яна и Юля создали бренд одежды Garsonnier

Дизайнер Яна Окулик и бренд Garsonnier 1.jpgЯна и Юля Окулик

Минск-Лондон-Минск. С чего все началось?

Яна: Я училась в двух университетах. Наша Академия искусств дала мне трамплин для учебы в Англии, в Лондонском университете искусств. Я училась в Уимблдонском театральном колледже - это факультет университета. 

Образование было платное?

Да. Когда решила поступать, мы поговорили с папой, я продала свою квартиру с его разрешения, чтобы поступить в колледж. В Лондоне и образование, и проживание очень дорогие. И там нет дотаций от университета, все это ложится на плечи студентов, а иногда и их родителей.

Дизайнер Яна Окулик и бренд Garsonnier 2.jpg

Сколько лет надо было учиться?

Три года основное образование. Тебе даётся огромное количество возможностей - библиотеки, которые работают 24 часа в сутки. Основная учеба - самостоятельная. Самое тяжелое - это сроки, которые нельзя нарушить. Например, надо сдать письменную работу или свой арт-объект до 12:00 12-го числа. Если на минуту опоздал, тебя отчисляют, и нет права восстановления. У меня с первого курса отсеялось, наверно, человек 15. К концу учебы нас осталась только треть.

Вы начали работать уже во время учебы?

Вся учеба завязана на практике. Тебя сразу соединяют с какими-нибудь проектами, и если ты нравишься, тебя дальше зовут практиковаться и потом работать. Я так попала к Такису. Это знаменитый греческий театральный дизайнер, и с ним я делала много театральных проектов. 

Дизайнер Яна Окулик и бренд Garsonnier 3.jpgМюзикл: "Звуки музыки", 2015

Дизайнер Яна Окулик и бренд Garsonnier 4.jpgОпера "Жизнь на Луне" 2014

Вы работали со знаменитыми шляпниками - Филиппом Трейси, Шоном Барретом?

Да, Шон Баррет даже преподавал. Он работал на фильме “Алиса в стране чудес”, "Герцогиня". А Филипп Трейси, он шляпник королевской семьи, уже видел наши работы и пригласил пару человек с курса на стажировку, в том числе и меня. 

Дизайнер Яна Окулик и бренд Garsonnier 5.jpgЗанятие со шляпником Шоном Барретом. 

И чем занимались?

Я делала шляпы его кутюрных коллекций, которые он дальше отдаёт на выставки или показы. Мы занимались и шляпами на королевские скачки. Шляпки специально разрабатывались под мероприятия, одинаковых шляп нет. Все делаются вручную. 

Дизайнер Яна Окулик и бренд Garsonnier 6.jpgВ мастерской Филиппа Трейси

Я с Филиппом работала 2 месяца, это не очень долго, но это соприкосновение с великим. И развитие вкуса. Ты видишь, что невозможное возможно.

И потом…?

После Филиппа Трейси пошла работать на проект "Ottone" - опера для Манчестерского театра, там под руководством дизайнера я разрабатывала костюмы, заказывала шелк из Индии, мы его красили... Были интересно делать сценографию: ты смотришь весь сценарий, расписываешь героев, их характеры, прорисовываешь. И потом уже главный дизайнер доделывает. 

Дизайнер Яна Окулик и бренд Garsonnier 7.jpgОпера: "Оттон"

Как вы попали на фильм "Фантастические твари”?

У меня закончилась учеба, и меня пригласили на проект "Корона" про королеву Великобритании Елизавету II. Я там много работала с костюмами героев: и по калькам, и новинки внедряла. Это понравилось, и меня пригласили на "Фантастические твари".

Это был закрытый проект. Фильм снимался под Лондоном на Warner Bros. Съемочная группа, за исключением топов, до конца съемок даже не знала, как будет называться фильм. Уже было известно, что будут снимать вторую часть и третью, а у фильма было не название, а псевдоним. Тогда это был Bozwell, но все предполагали, что это какая-то часть Гарри Поттера.

А почему это скрывают?

Чтобы была возможность сделать пиар-компанию, чтобы никто не украл материал, чтобы не знали, кто будет главными героями - это все держится в секрете. Поэтому такие дорогие фильмы снимаются довольно быстро, за 2-3 месяца.

То есть вы находитесь все это время в закрытом пространстве?

Да, это как бункер. Ты приходишь на студию и все отдаешь, телефон и т. д., чтобы никто ничего не снял. Некоторые живут на студии неделями. Например, в нашим цеху костюмеров было несколько диванов, на которых можно спать. И если некому было оставить домашнее животное, то на наш цех можно было взять до 4 питомцев.

Рабочий день начинался в 5 утра и допоздна, на сон иногда - 2-3 часа.

Что еще отличает работу на знаменитых студиях?

Они не тратят ни одной лишней минуты. Например, у меня в 5 утра каждый день был список дел с таймингом, в котором было учтено все, даже 5 минут на перенос костюмов из одного места в другое.  

Дизайнер Яна Окулик и бренд Garsonnier 8.jpgОпера: "Иоланта" 2018-2019

А проект "Корона" чем запомнился?

Это проект Netflix про королеву Елизавету II. Я работала на двух сезонах из шести. В нем очень много исторических костюмов, которые делались вручную. Например, на свадебное платье королевы (1-2 серия) приглашали 40 белошвеек, которые 30 дней вышивали фату и платье. Я делала костюмы массовки и мужские костюмы.  

Очень запомнила один стрессовый момент - главная героиня, которая играла молодую Елизавету, во время съемок испортила платье … бургером. Пришлось все выпарывать, на это ушло два дня. 

Интересный момент. В большинстве театральных и кинокоманд, те, кто работает на съемках, одеты в черное, а актеры, массовка ходят в костюмах. И когда ты идешь покушать в столовую на Warner Bros, за соседний столик приходят “мутанты”, Золушка и мы такие - люди в черном. Это комично.

Дизайнер Яна Окулик и бренд Garsonnier 9.jpgОпера: "Калипсо" 2016

После этих проектов вы решили вернуться домой?

Да, 2 года работы нон-стоп, и я очень устала. У меня был выбор дальше ехать на проекты в другую страну или домой. Я решила, что хочу отдохнуть. В 2016-м вернулась в Минск. 

Сначала попробовала делать шляпы, но эта профессия не актуальна здесь. Поработала на Milavitsa дизайнером, делала линейку Accent.

Дизайнер Яна Окулик и бренд Garsonnier 10.jpg

На тот момент мы с Юлей уже решили создавать свой бренд, воплощать наши общие идеи. 

Дизайнер Яна Окулик и бренд Garsonnier 11.jpg

Юля: Мы на самом деле давно к этому шли. Я в нашей команде отвечаю за продажи и торговлю. Я получила образование по розничной торговле в Белорусском государственном экономическом университете и всю жизнь мечтала, чтобы у меня была своя торговая сеть. У каждой из нас за плечами огромный опыт, у меня опыт работы в розничных федеральных сетях в России, в локальных сетях, а у нее огромный багаж знаний по внедрению идеи, по созданию бренда. Мы поняли, что можем объединить наши знания и создать тот продукт, который хотим видеть на рынке. 

Бренд должен транслировать какую-то идею, твоё понимание, куда ты идешь и что хочешь представить своему потребителю.

Дизайнер Яна Окулик и бренд Garsonnier 12.jpg

Какая идея заложена в основу бренда Garsonnier? 

Любовь к себе в первую очередь. Это выражается в качестве ткани, материалов. Если человек себя любит, он будет себя холить и давать своему телу приятные ощущения, материал не должен раздражать. Мы хотим, чтобы в нашем бренде женщина выглядела дорого, роскошно, и чувствовала себя также. 

А в нашем дизайне идея - это свобода образа, универсальность. Чтобы человек мог в комплекте пойти с утра на работу, а вечером, сменив каблук на кроссовки - в кафе или встретиться со знакомыми.

Мы большое внимание уделяем комплектности - все новые модели сочетаются с предыдущими. 

Дизайнер Яна Окулик и бренд Garsonnier 13.jpg

Лекала вы делаете сами? 

Лекала мы разрабатываем с нуля со своими конструкторами, дорабатываем после тестов модели. 

Эскиз создаётся с нуля, мы работаем с карандаша, что называется. Яна нарисовала, конструктор по эскизу создает техническую часть, которая идет в производство первой единицы.  Ее мы тестируем на себе либо на наших знакомых, смотрим, как ведет себя материал. И после того, как изделие проходит тест, мы запускаем в производство партию. Партии у нас небольшие, но все размеры представлены. 

Дизайнер Яна Окулик и бренд Garsonnier 14.jpg

Заказы мы размещаем у проверенных швейных фабрик. Если самому создавать свой маленький цех, он не на все будет способен. Например, в костюмах мы используем глазковые петли. Это та деталь, на которую потребитель, возможно, не обратит внимания, но это признак премиальности производства. Потому что глазковую петлю не каждое производство может себе позволить - машина, которая пробивает эти петли, очень дорогостоящая. 

Дизайнер Яна Окулик и бренд Garsonnier 15.jpgГлазковая петля

Продукт должен создавать ощущения тепла и качества: глазковая петля, хорошая подкладка, шерсть мериноса. Допустим джемпер с принтом "Алиса" мы создавали больше, чем полгода - нам было важно добиться качества рисунка. 

А чтобы не кололся наш шерстяной кардиган, мы используем внутри хлопковую нить. Это не заметно, просто очень комфортно. 

Дизайнер Яна Окулик и бренд Garsonnier 16.jpg

Материалы вы где покупаете, заказываете?

Вязаный трикотаж - в Италии или Германии. Костюмные ткани премиального качества берем и европейские, и белорусские, например, у “Камволя”. Когда я заканчивала нархоз, была на практике на камвольном и помню, в каком состоянии он был. Это не то, чтобы полная разруха, но он практически ничего не производил. Сегодня там прекрасный обновленный парк и они дают рынку премиальный продукт.

Когда я сегодня беру в руки их стопроцентную шерсть мериноса, я понимаю, что надо еще поискать итальянскую ткань такого качества. Наша страна делает крутой продукт, который еще будет покупать вся Европа. 

Дизайнер Яна Окулик и бренд Garsonnier 17.jpg

А вот на хлопке мы работаем турецком - они абсолютные лидеры, шелк и кружево покупаем в Европе.

Как формируете цены? Качественное не может быть дешевым.

Наша философия: одежда должна быть красивой и удобной, а гардероб - универсальным. Сегодня мы не дешевый продукт. Но мы и не хотим им быть, потому что используем премиальные материалы, работаем над качеством пошива. Мы понимаем, в какую нишу мы идем.  Мы не дешевые относительно белорусских брендов, но почему произведенное в Беларуси должно быть дешевле? Аналогичное изделие, произведенное в Италии, будет гораздо дороже. Это, может, очень смело звучит, но по цене-качеству мы очень конкурентоспособны. Мы можем открыто конкурировать с любым брендом: Massimo dutti, Zara - давайте сравнивать качество и цену. 

Дизайнер Яна Окулик и бренд Garsonnier 18.jpg

Какие еще фишки кроме петель, хлопковой внутренней нити вы используете?  

Яна: В трикотажных полосатых свитшотах полосы из искусственного материала - чтобы они не теряли яркости при стирках. В рубашках мы часто используем каландрированный хлопок - они тогда как шелковые.  А еще наша фишка - принты. Все они авторские. 

Дизайнер Яна Окулик и бренд Garsonnier 19.jpgКаландрированный хлопок 

Дизайнер Яна Окулик и бренд Garsonnier 20.jpg

Юля: Мы нашим клиентам показываем разноплановость гардероба. Имея 10-15 вещей, можно сделать гардероб на зимний либо на летний сезон. Покупая изделие нашего бренда, вы понимаете, что это не краткосрочная история. Яна как дизайнер следит за тенденциями рынка, моды. Она знает, что в ближайшие годы будет модно, и мы, подбираем наши капсулы так, чтобы вы они были актуальны не только сегодня и завтра, но и еще несколько лет. У нас такой подход.

Автор Юлия Кочубей

Юлия Кочубей.jpg
P.S. от автора:

Эта статья появилась случайно. Я искала костюм на холодное время. Целенаправленно изучала наших дизайнеров. Нашла. Стильный, тёплый и очень комфортный.  Разговорилась и поняла, что не могу не поделиться такой крутой историей.


***

Читайте нас в Viber и Telegram