После поручения президента Александра Лукашенко ввести лицензирование в системе образования и "зачистить" в ней "все до невозможности" в стране прекратили работу 8 частных школ, более 10 получили предписания о прекращении деятельности. По последним данным, около 1000 детей уже переведены в государственные учреждения образования.

Смартпресс поговорил с репетитором Евгением Ливянтом о проблемах частников, вариантах их решения и о критериях хорошей школы.

liviant.jpg

Учат ли в частных школах по государственной образовательной программе?

По словам Ливянта, образование в частных школах полностью соответствует государственной программе. "Насколько я знаю, игнорирование госпрограммы — это какие-то единичные исключительные случаи. В общей массе частные школы строжайшим образом ей следовали. При этом многие учителя использовали дополнительные пособия для повышения уровня усвоения материала. Если факты нарушений этого правила были выявлены, безусловно, государственный регулятор просто обязан вмешиваться и наводить порядок. Это нормальная практика", — подчеркнул педагог.

Он отметил, что ученики частных школ нередко становились призерами районных, областных и даже республиканских олимпиад. "Если бы мы не следовали государственной образовательной программе, такие победы были бы просто невозможны", — убежден Ливянт.

По его словам, хорошие частные школы — это не про какие-то дополнительные "плюшки" помимо уроков, а как раз про освоение образовательной государственной программы на высоком уровне с соблюдением всех учебных планов.

Про отсутствие уроков физкультуры, труда и нехватку учебников

"В частных школах учебники есть. Другое дело, что часто они были не в привычном бумажном формате, а в электронном. Все дело в том, что в Беларуси невозможно купить комплект учебников в магазине. Да, порой находятся одна или две книги, но заказать 20-30 уже не получится. Однако выход все-таки был, можно было скачать пособия с сайта Национального института образования, дети загружали их на букридеры, планшеты или даже распечатывали. Так что нельзя сказать, что учебники вообще отсутствовали", — рассказал Ливянт. По его словам, многим ученикам просто комфортнее было учиться не по печатным учебникам, а учебникам "в планшете". "Опять же, если обеспечение печатными учебниками госрегулятор определит как обязательное и непременное условие работы частной школы, это, при определенном содействии регулятора, решаемая проблема", — отметил Ливянт.

Частные школы 5_учебники.png

Что касается уроков физкультуры и труда, по словам педагога, здесь, действительно, есть определенные сложности. Не каждая частная школа могла себе позволить проводить эти занятия на должном уровне. И главная причина — финансы.

"Чтобы обустроить полноценные классы труда для мальчиков и девочек, оснастить спортзал потребуются колоссальные финансовые вложения. Плюс под это нужны специальные площади, что влечет за собой дополнительные затраты на аренду. В конечном итоге это будет сильно влиять на стоимость обучения", — пояснил Ливянт.

При этом, отметил он, безусловно, перечисленные дисциплины крайне важны, однако сейчас каждый ребенок при желании может заниматься ими и вне школы. "Функционирует большое количество секций, кружков, спортивных залов. Если родители хотят научить ребенка готовить, что-то мастерить, развивать его в физическом плане — легко можно найти, где это сделать без участия школы, при этом под руководством профессионалов", — считает Ливянт.

Частные школы 6_Урок физкультуры.jpg

Почему помещения частных школ не соответствуют нормативам?

"Действительно, по нашему законодательству, образовательное учреждение должно располагаться в отдельно стоящем здании с огороженной территорией. Но таких зданий просто нет. Точнее, они были, например в 1990-х в Минске и в других городах из-за демографических проблем пустовали детские сады. Но все они были отданы под административные здания: налоговые инспекции, ОВИРы, прокуратуры или проданы под бизнес", — рассказал педагог.

Он также отметил, что есть еще загвоздка в требованиях к помещениям: "Многие требования уже устарели. Просторные классы, большие спортзалы позволяли создать условия для хорошей циркуляции  воздуха и т.п.". Теперь же, по его словам, некоторые нормы можно пересмотреть или вообще отказаться от них. Например, хорошую вентиляцию можно обеспечить с помощью современных технологий и специальных систем, а не только размером помещения.

"Я понимаю требования, которые связаны с пожарной безопасностью: наличие запасных выходов, свободные проходы, отсутствие решеток на окнах. Но даже эти нормы нужно актуализировать со времен, условно, печного отопления", — считает Ливянт.

Частные школы 1.jpg

Высота потолков не должна быть критерием оценки работы школы

По мнению педагога, оценивая работу школы, нужно все-таки исходить не из соответствия нормам высоты потолков, а из уровня знаний, полученных учениками, качества образования. "Например, в России главный показатель — результаты ЕГЭ.  Школа будет считаться хорошей, если ее выпускники показывают хорошие результаты на экзаменах. Вот это, на мой взгляд, объективный показатель", — подчеркнул Ливянт.

"Кстати, в России тоже есть аккредитация и лицензирование. Не нужно думать, что там какое-то либеральное законодательство. Тем не менее, в этой стране буквально ежегодно растет количество частных школ. Более того, они полноценно конкурируют с государственными, и попадают на топовые позиции в рейтингах учебных заведений. Причем рейтинги составляет не министерство образования, а независимые агентства, которые опираются на статистику поступления в ведущие вузы, на отзывы работодателей", — отметил педагог.

Даже в Китае, по его словам, более 30% школ — частные. "И это очень выгодно. Представляете, насколько такие школы разгружают государственный бюджет? Плюс они его же и пополняют, и обеспечивают качественное образование для детей. Кстати, смею заверить, что в этих самых китайских частных школах не возникает никаких проблем с политическими настроениями и взглядами в учительской среде", — отметил Ливянт.

Частные школы 3_Ливянт.jpg

Почему стоимость обучения в частных школах Беларуси может быть выше, чем в России?

"Безусловно, обучение в частной школе недешевое, но это и не заоблачные цены. Надо понимать, что сюда входит и стоимость аренды, и зарплаты учителям, и оплата коммунальных услуг, и оснащение — в общем все то, благодаря чему в школе можно качественно проводить время с утра до самого вечера", — рассказал Ливянт.

По его словам, в некоторых странах, например, в России частное школьное образование может быть дешевле, чем в Беларуси. "В той же РФ подушевое финансирование. Государство выделяет деньги вне зависимости от того, в какой школе учится ребенок. За счет этого можно немного снижать стоимость обучения. У нас же такого нет, поэтому все делается на 100% за свой счет, отсюда и соответствующее ценообразование", — пояснил педагог.

О политических настроениях в частных школах

"Школа — это вообще не место для политики. Я считаю, что, если учитель уходит в политику, он уже перестает быть учителем. Конечно, все мы люди, у каждого есть какие-то свои определенные взгляды, мнения, но на работе все это должно оставаться при себе", — уверен Ливянт.

Он подчеркнул, что профессиональный педагог каждую минуту урока будет использовать для того, чтобы качественнее и лучше объяснить материал. "Повторюсь, политика — не дело школы, школа — это про математику, физику, химию, биологию. Причем формируют детей как личностей, влияют на их становления как раз квалифицированные учителя, которые погружены в свой предмет и стремятся его донести до учеников, а не те, которые позволяют себе вести на уроках какие-то пространные беседы", — считает Ливянт.

Частные школы 7_школьники.png

"Не стоит забывать, что и родители бывают разные, с разными взглядами. Но довольно странно, когда родители обсуждают с ребенком политические вопросы. Дети в силу возраста совершенно иначе воспринимают происходящее, поэтому подобные беседы в принципе не имеют смысла", — отметил педагог.

Что делать в сложившейся ситуации с частными школами?

"На мой взгляд, каждый конкретный случай нужно разбирать в индивидуальном порядке. Вместе решать, как можно устранить выявленные нарушения, как бороться с недостатками, пересматривать нормы и требования. Большинство заинтересованы в продолжении работы и готовы искать решение", — подчеркнул Ливянт. 

"Я совсем не против государственного надзора за работой системы образования. Более того, я убежденный его сторонник. Ведь речь идет о слишком важной сфере, чтобы пускать ее на самотек. Просто этот контроль нужно спокойно и без эмоций наладить таким образом, чтобы частный сектор работал эффективно и прозрачно", — сказал педагог. 

***

Читайте нас в Viber и Telegram