Волколак (ваўкалак по-белорусски) – один из самых загадочных и ярких персонажей нашей мифологии. Его можно узнать по глазам – ясным, человеческим, полным разума. Более того, белорусский волколак совсем не похож на того кровожадного оборотня, которого мы привыкли видеть в кино. Нередко – он жертва. Или герой – давайте вспомним князя Всеслава Чародея. Феномен волколаков разбираем в новой статье познавательного цикла "Беларусь сверхъестественная", который мы подготовили при поддержке компании "Гедеон Рихтер".
Больше информации в нашем видео:
Рождение волчьей легенды
Образ волколака уходит корнями в глубокую древность, когда наши предки жили в гармонии с природой и верили в ее одухотворенность.
– Появление подобного образа связано с древними верованиями – тотемизмом, анимизмом, фетишизмом. Что такое тотемизм? Это родовой культ. Каждый род считал, что у них был свой первопредок – и часто им "назначали" животное: птицу, зверя, растение. Потому что наши пращуры не считали себя царями природы. Они прекрасно понимали, что животные – наши братья, не столько меньшие, но старшие. Они видели, что конь, например, более вынослив, олень – намного быстрее человека. Было понимание, что мы, люди, часть природы, – рассказывает доктор филологических наук, профессор Ирина Казакова.
Волк, тур, аист, медведь – вот основные тотемы белорусов. К ним относились с особым уважением, а волк занимал среди них почетное место.
– Упоминания об оборотнях известны еще со времен древнегреческого историка и географа Геродота, который путешествовал по нашим землям и описывал земли современных Гродненской и Брестской областей. И он писал о племени людей, которые раз в год на несколько дней могли превращаться в волков. Те волколаки – это история сугубо белорусская, – отмечает писатель Денис Нырков.
По Геродоту, племя невров превращалось в волков без особых агрессивных черт, отличаясь от жуткой нежити других культур. Это подчёркивает уникальность белорусских волколаков — разумных, близких к человеку существ.
Писатель подчеркивает: если, например, в русской культуре оборотень мог превращаться и в медведя, и в других животных, то в белорусской, украинской, польской традиции оборотень – всегда волколак, то есть волк.
Пути к звериной шкуре
Стать волколаком можно разными путями: по своей воле, через обряд, или из-за проклятия. Оборотнем мог стать колдун-чернокнижник. По легендам наших предков, для того, чтобы превратиться в волка, колдуну надо было прыгнуть, перевернувшись (отсюда и название – оборотень), через 3, 5 или 7 ножей, воткнутых в пень где-нибудь на лесной поляне. "Оборачивались" на определённое время – на ночь, на неделю или от полнолуния до полнолуния.
Чтобы стать обратно человеком, надо было точно таким же образом “перевернуться” обратно. Делали это на глухой поляне, потому что если кто-то поменяет расположение ножей или уберет хотя бы один, то оборотень мог остаться в облике волка на всю жизнь. Но не всегда превращение было добровольным.
– Вариантов превратиться в волколака много. Могло сработать заклятие. Например, человек строит амбар и, заклиная его от воров, говорит: "Кто ступит на этот порог, пусть на всю жизнь волком станет". А потом забыл, сам наступил и… превратился в волка. Мог “помочь” и чародей. Есть несколько таких легенд. Например, о том, что чародей мог превратить 12 человек на свадьбе в волков, просто перебросив через них горошину, – рассказывает Ирина Казакова.
По словам Дениса Ныркова, стать оборотнем можно было в результате проклятия или отдельного обряда. Был и вариант превращения через укус – сегодня он самый известный. Второй вариант – это когда человек добровольно становился оборотнем. Для этого ведьмак или чародей должен был провести специфический обряд. Иногда превращение было случайностью – человек оказывался не в то время не в том месте, становясь жертвой чужой магии.
Душа за шерстью: что движет белорусским волколаком?
Описание внешнего вида волколака разнится в зависимости от региона.
– Где-то считается, что волколаки визуально ничем не отличаются от обычных волков. За одним исключением: у них человеческие, умные глаза. Но есть и другие мнения – в зависимости от региона. Где-то считают, что они значительно больше обычных волков. И что у них движения другие. В некоторых регионах считалось, что они передвигаются не на четырёх ногах, как волки, а на двух, как человек, - говорит Денис Нырков.
По его словам, чаще всего образ волколака формируют писатели – как белорусские, так и польские. Например, Анджей Сапковский (автор "Ведьмака").
В отличие от кровожадных вервольфов западной традиции, белорусские оборотни — существа особенные. И даже достаточно мирные.
-- Он не бешеный зверь, который, не помня себя, причиняет людям зло, как, например, немецкий вервольф. Он другой – разумный. Волколаки могли кого-то напугать, но, чтобы загрызть или выпить кровь, такого не было, – утверждает Ирина Казакова.
И наши предки относились к волколакам с сочувствием и пониманием. Особенно это касается тех, кто "застрял" в волчьем теле не по своей воле. Ведь считалось, что такие оборотни очень мучились и страдали.
– В белорусских легендах и преданиях отразилась наша толерантность доброта, неагрессивность. У нас даже оборотни не гадкие. И люди стремились разобраться, почему человек стал серым лохматым зверем? Неужели его надо сразу убивать? И чаще всего оборотней-волколаков "расколдовывали" обратно, а не убивали, – рассказывает эксперт.
По ее словам, когда наши предки слышали волчий вой на востоке от деревни, то считали, что так оборотни молятся. Когда волколак "возит" мордой по росе – он умывается. Когда весной гребет лапами землю – вспоминает своё прошлое, когда в это время он пахал землю… Такие оборотни не ели обычной волчьей еды, падаль или сырое мясо. Перебивались остатками еды, которые выбросили люди.
Как вернуть волколака в человеческий облик?
Существовало множество способов снять проклятие или вернуть волколака к человеческой жизни.
– Согласно легендам, надо набросить на него пояс либо скатерть, на которой стояла освящённая пасхальная еда. Также считалось, что можно разорвать льняную нитку, под которую он пробежал, и таким образом вернуть ему человеческий облик, – делится секретами Ирина Казакова.
Денис Нырков предлагает более простой способ. Он отмечает, что одним из вариантов было угостить его свадебным караваем. Или просто угостить чем-то. Снятие проклятия было связано с проявлением какой-то доброй воли по отношению к оборотню.
Если допустить существование волколаков сегодня, то встает вопрос: что делать, если вы встретите его в лесу?
– В некоторых поверьях говорится, что волколак боится серебра, креста, молитвы. В других – что он не агрессивен и прячется от людей. Он может прийти просить помощи. Возможно, люди наблюдали за старыми волками, которые уже не могли добывать пищу, становились неагрессивными и приходили ближе к деревням, просить у людей помощи. И люди одушевляли их – это следствие того древнего тотемизма, – говорит Ирина Казакова.
Всеслав Чародей и его звериная слава
Одним из самых ярких воплощений образа волколака в белорусской истории стал князь Всеслав Брячиславич, известный как Всеслав Чародей. Вот как его описывает автор "Слова о полку Игореве" (текст приведен в адаптации В. Жуковского):
Князь Всеслав людей судил,
Князьям он рядил города,
А сам в ночи волком рыскал;
До петухов он из Киева успевал к Тьмуторокани [...]
Ему в Полоцке рано к заутрени зазвонили
В колокола у святыя Софии,
А он в Киеве звон слышал!
– В произведении говорится, что Всеслав Чародей волком рыскал, Хорсу великому путь перекрывал. Мог пробежать от Киева до Тьмутаракани, превратившись в волка, когда это нужно было. Чаще всего волколак – это просто оборотень. Но в случае с Всеславом Брячиславовичем считалось, что он был мощным чародеем. Наверное, был у него какой-то дар. Но политический PR всё-таки присутствовал, – комментирует Ирина Казакова.
Как отмечает Денис Нырков, в исторических источниках отношение к Всеславу Чародею неоднозначное.
– Действительно, в "Слове о полку Игореве" описывается его способность превращаться в волка. Опять же – в военных целях, для запугивания врагов. Недруги относились к нему негативно, считали его проклятым человеком, который не находит себе покоя и нападает на других. Но если брать население Полоцкого княжества, то его воспринимали как героя, могущественного князя. Он был символом силы, – подчеркивает он.
Всеслав, правивший Полоцким княжеством в XI веке, стал легендой благодаря своей хитрости, смелости и мистическим способностям. Его образ волколака – это не только символ мощи, но и пример того, как древние верования переплетались с реальной историей.
Для Всеслава Чародея способность превращаться в волка была даром, подчеркивающим его величие. Для простого человека, попавшего под проклятие, это могло стать тяжелым испытанием. Но в любом случае белорусские волколаки остаются уникальным явлением – разумными, человечными и близкими к природе.
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.