Голова рыбы, старые ботинки, шары на поверхности… Или это яблоки? Оказывается, на фотографии запечатлен человек в боксерских перчатках. Андрей Щукин играет с воображением зрителя, дает возможность прочесть увиденное по-разному. В редакции Смартпресс в рамках проекта Art at Work “поселились” несколько работ Щукина. Их рассмотрели дипломаты и представители бизнеса – а потом засыпали фотографа вопросами. Какими?
Черно-белые снимки Андрея Щукина сразу же привлекают внимание. Смотришь на них – и, кажется, если протянуть руку, можно потрогать те изношенные ботинки или пласт замороженной рыбы: настолько точно фотограф передает текстуру и фактуру. Простые вещи у Щукина наполняются смыслом, за каждой из них стоит своя история. И уже на старые ботинки начинаешь смотреть другими глазами.
#GALLERY_1# Работы из проекта Андрея Щукина "Кинестетика"
– Сегодняшний фотопроект “Кинестетика” ассоциируется с выражением: “Нужно жить моментом”, – этими словами главный редактор Смартпресс Юлия Кочубей открыла мероприятие. – Фотография – это застывшие эмоции, ощущения, время. Мы порой смотрим на какие-то вещи и даже не замечаем их, упускаем из вида. А фотографы своим творчеством говорят нам: “Стоп! Посмотрите, как много красивого вокруг”.
И в этот момент представители бизнеса и дипломаты оглянулись: есть же что-то красивое в голове рыбы на тарелке! И засмеялись.
“Андрей, так чьи это ботинки?”
Андрей Щукин в рамках проекта “Кинестетика” дает возможность “словить” время, задержать его. Ведь в старых вещах так много следов прошлого: трещины, царапины, потертости.
– Наше воображение, ассоциативный ряд очень сильно привязаны к нашему опыту. К тому, что мы видели, проживали, – говорит куратор проекта, арт-критик, исследователь Ольга Рыбчинская.
Вот и выходит, что каждый “считывает” фотографию по-разному, придумывает ей собственную историю. Например, возле снимка старых изношенных ботинок некоторые гадали: “Кому они принадлежат? Умершему человеку? Или фотограф просто запечатлел обувь? А если это просто ботинки, что же хотел сказать автор?”.
– Андрей, так чьи это ботинки? – Гости мероприятия решили напрямую спросить у фотографа.
– Эти ботинки – с барахолки. Я долго их крутил в руках, думал, как зашифровать образ. Никто же не говорит, что за ними находится человек. Это просто образ, а вы его уже считываете как вам хочется, – отвечает Андрей Щукин.
“Мы теряем половину ощущений в жизни, когда лишаем себя возможности прикоснуться к предмету”
В рамках проекта “Кинестетика” Андрей сфотографировал более 50 предметов. Его взгляд может зацепить любая вещь: потрепанная кепка, пышные подушки, воздушная накидка. Простые вещи Щукин превращает в художественные объекты.
– Почему проект называется “Кинестетика”? Я знакомлюсь с предметом не только визуально, но люблю его потрогать, пощупать, помять, – объясняет фотограф. – Сегодня это уже забытые ощущения, ведь люди привыкли многие вещи заказывать в интернете. Мне кажется, мы теряем половину ощущений в жизни, когда лишаем себя возможности вживую увидеть предмет и прикоснуться к нему.
Андрей Щукин любит бродить по барахолкам. Говорит, он не ищет антиквариат: в его поле зрения попадает другое.
– Вещи-символы и вещи-знаки, которые могут впечатлить сами по себе, – объясняет Щукин. – Сразу фотографировал их на самой барахолке, а потом начал “изымать” с рынка и переносить в студию. Выбор таких предметов интуитивный. Я больше доверяюсь мимолетному впечатлению. Не очень долго рассуждаю над тем, что это будет. Глаз зацепился, мне понравилось – и этого уже достаточно.
Однажды Андрея на рынке в Ждановичах “зацепил”... пласт замороженной сельди. Его даже не остановило, что рыба потянула на 14 кг. В ней фотограф увидел не внушительный вес, а что-то другое, и перенес это на бумагу.
Неоднозначность фотографий
Дипломаты и представители бизнеса во время мероприятия не раз по-своему считывали зашифрованные в работах Щукина образы. Например, прозвучала ремарка, что на одном из снимков не сразу можно рассмотреть лежащего человека в боксерских перчатках.
– Мне было интересно поработать с человеком как с натюрмортом. Нравится находить в фотографии какую-то неоднозначность. Многие спрашивают: “Это яблоки? Или мячи?”. Хорошо, когда у снимка есть второй план, и мне не обязательно давать однозначные ответы. Человек посмотрит и сам пофантазирует на эту тему, – комментирует фотограф.
Но гости все равно хотели сверить свои ощущения с эмоциями Андрея Щукина. Спрашивали, как он добивается такой правдоподобности фотографии, как ему удается зафиксировать следы времени, насколько его внутренние переживания влияют на творчество. Сам же автор к любым трактовкам его работ относился с интересом.
– Мне нравится, что возникают вопросы. Не хочется однозначного прочтения, когда смотришь и всё понятно, – отмечает Щукин. – Так работы больше цепляют, хочется задержать внимание зрителя.
Текст: Екатерина Асомчик, фото: Елена Таборко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.