Весной этого года более 200 музыкантов (среди них – Билли Айлиш, Кэти Перри, Ники Минаж) опубликовали обращение к технологическим гигантам – с требованием прекратить обесценивать творчество и использовать нейросети, пишущие музыку. Неужели все так серьезно, и мы можем остаться без реальных композиторов и певцов? Да и вообще, можно ли называть музыкальным творением алгоритмическую компоновку нот и ритмов от машины? Обсудили это в Смартэфире с лидером музыкальной группы Nuteki, а также CEO JGGL – первой эмоциональной соцсети для создания креативного контента на базе ИИ – Мишей Nuteki. Публикуем главное из интервью.
Материал подготовлен при поддержке компании “Регула”.
"Бухгалтеры тоже сильно стрессовали, когда появился компьютер", – замечает собеседник, когда мы озвучиваем тему сегодняшнего диалога. Бояться нового – в природе человека. Идти против нее глупо, считает Миша:
– Искусственный интеллект никогда не сможет ответить на вопрос, зачем песня создается. Как она должна срезонировать в душах и умах слушателей, какую ситуацию хочется ей поддержать – это знает только человек. И только человек творит, исходя из этих пожеланий в том числе. Искусственный интеллект живёт в своём мире. Мы туда загружаем достаточно много контекста, но что нейросеть от этого чувствует? И чувствует ли вообще? Ведь творчество – это именно про эмоции.
Сопротивляться и не принимать инструменты, доступные для выражения этих эмоций, лидер группы Nuteki смысла не видит. С приходом нейросетей в музыкальный мир двери в шоу-бизнес открыты для каждого.
“ИИ – ресурс опасный и полезный одновременно, как огонь”
– У меня 15 лет музыкального бэкграунда: тысячи концертов сыграл, выпускал песни, альбомы, знаю профессиональный продакшн изнутри. Но я изумлен тем контентом, который могут выдавать сегодня нейросети! Это шок. Мне сбрасывали пару треков друзья – я не верил, спрашивал, кто это сделал, настолько круто. И ввиду какого-то тщеславия артисты могут волноваться за свой хлеб в будущем. Да, делить аудиторию с нейромузыкой точно придется. Но исчезнуть человеческая музыка, наследие, тот же фольклор сможет только если люди этого захотят. Это вполне управляемый процесс использования ресурсов: мы же научились добывать огонь и пользуемся им тысячи лет, и лишь временами терпим урон от пожаров, – отмечает Миша.
Бояться, что технология станет "ящиком Пандоры", рано: стоит насладиться творчеством нового времени. Да, талант уходит на второй план, а на первый выступает креативность в сотрудничестве с ИИ.
– Когда садишься писать музыку, ты тоже не всегда знаешь, что из этого выйдет. Так и с нейронкой: ты оператор, раздаешь задания и оцениваешь результат, задаешь снова – и совершенствуешь свой продукт бесконечно. Ты настраиваешь этот процесс сам, под себя и свой вкус. Поэтому я абсолютно уверен, что таким образом можно создать хит, который “хайпанет” и будет заряжать всех, ведь вы вложили в него себя. Не занимаясь в музыкальной школе, не владея музыкальными инструментами или нотной грамотой – ну круто же!
Вспомните время, когда стал распространяться блоггинг. Что говорили? Телек умрет, медиа умрут. Но этого не произошло. Что гаджеты, что “нейронки” – это инструменты, которые укорачивают путь к успеху.
Песня и клип – в один клик?
Чтобы дать шанс почувствовать себя артистом едва ли ни каждому, Миша с товарищами решил создать первую эмоциональную соцсеть – JGGL. Что важно – на нейросетях и алгоритмах собственного авторства. Релиз тестовой версии ожидается в декабре.
– Если вы пойдете в мир “нейронок” за хорошим результатом, вы можете сломать ногу, да еще и голову – надо изучать, разбираться, искать оптимальные сайты и программы. Мы же аккумулировали фото, видео, текст и звуки, и открываем доступ к созданию музыки по клику.
Механика такая: 5 секунд говорите с ИИ, он записывает данные о вашем тембре и особенностях звучания. Дальше вы даете задание на композицию в определенном стиле – и… не успеваете даже опомниться, а трек готов! На это у вас одна кнопка. Нажмете на вторую – готово фото к песне, третью – сопроводительный текст для поста, четвертую – еще и видеоклип.
При этом музыкант не скрывает: "профессиональное ухо" сможет на слух отличить нейромузыку от сыгранной и спетой вживую. Выдает себя особая компрессия звуков. Впрочем, это вопрос времени и техники – а с этим ИИ справляется отлично, судя по тенденциям.
Кто и как использует возможности нейромузыки уже сейчас?
– Максимальный запрос – на самые популярные жанры: хип-хоп, рок, попсу. Но мы тестируем сеть и на создание классической музыки, оперы, просто этого материала значительно меньше для обучения. Также мы создали что-то вроде продюсерского центра для полностью ИИ-артистов. Вы же можете вести аккаунт и не от своего имени. Их образ, творчество, жизнь – все создают нейросети. Можно спланировать географию, куда пойдет релиз, стиль музыки, учесть особенности потенциальной аудитории. Это очень интересная опция – думаю, скоро таких артистов появится немало, ведь уже сейчас такой контент востребован.
Разумеется, технологическое решение рассматривает и профессиональных артистов для записи новых альбомов: в числе знакомых имен – Григорий Лепс. Как бы ни был велик риск "потерять себя", с ИИ появляется шанс сэкономить.
– Конечно, профессионалы не будут просто “закидывать” промт и ждать нового альбома. Но можно сделать, например, десять запросов – и собрать, как из конструктора, трек, который отвечает творческому замыслу. Главное – это делается очень быстро! До момента, как ты получаешь отклик на запрос – секунды, даже не минуты. Это изумляет. Но все же больший потенциал распространения я вижу для непрофессионалов – и сопротивления меньше, и ожидания от ИИ-творчества оправдываются полностью.
В среднем, чтобы получить достойный трек, Миша задает сети 30 запросов. Первый результат тоже будет неплох, но, если хочется большего, все же придется поработать. Не над техникой, а над адресным "обучением" ИИ. Только путем ошибок и их пояснения машина поймет, чего вы от нее ждете.
Забавный факт: свой новый альбом, релиз которого состоялся 14 ноября, Nuteki сделали, не прибегая к возможностям ИИ. Почему?
– Мне важно писать, а не выдавать, я получаю удовольствие и даже терапевтический эффект от процесса. Кто-то ходит к психологу, а я музыку пишу, – признается артист. – Я убежден: в музыке останутся как раз те люди, которые не могут не писать. Те, кто это делает по приколу, хочет позаигрывать с аудиторией, заработать – подвинутся, ведь их слушатели с ИИ смогут делать то же самое уже очень скоро. Быть музыкантом – это особая природа человека, а не просто навык. Не стоит рассыпаться в страхах. Наоборот, самое время “доставать” все скрытые таланты, весь потенциал: именно в этом ваша уникальность и ценность в битве "ИИ и человек".
Автор: Ольга Михаленко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.