“Зачем учиться, если искусственный интеллект всё может сделать за меня? И задачку решить, и сочинение написать, и реферат”. Примерно так рассуждают некоторые современные школьники. Как в таком случае мотивировать их к учёбе? О влиянии нейросетей на подрастающее поколение и о том, как сделать отношения детей с цифровыми помощниками максимально безопасными (а то и полезными!), поговорили с психологом Ларисой Иванцовой-Тишанской.
“Зумеры лучше предыдущих поколений адаптируются к изменениям”
Людей, рожденных в 2010-х годах называют зумерами. Про представителей этого поколения ещё говорят, что они “выросли в телефонах”. Как же это влияет на их развитие и восприятие мира?
– Зумеры сильно отличаются от своих предшественников, потому что современные технологии внесли весомый вклад в их становление. В отличие от предыдущих поколений, они лучше адаптируются к изменениям, разбираются и ориентируются в новой реальности, – рассказывает Лариса Иванцова-Тишанская.
Однако не станет ли это причиной того, что пропасть между зумерами и их родителями (а также бабушками, дедушками и другими родственниками) станет слишком большой?
– Такое может произойти, если старшее поколение пустит всё на самотек. То есть будет бояться нового и неизвестного и ограждать себя от этого. Поэтому я бы рекомендовала людям зрелого возраста осваивать современные технологии, в том числе искусственный интеллект, – отмечает психолог.
Современные технологии помогают в быту, а вот в обучении – не всегда
Цифровая реальность прочно вошла в нашу жизнь. Например, чтобы оплатить коммунальные услуги, проверить, пришла ли зарплата или пенсия, положить деньги на телефон уже не нужно стоять в очереди на почте. Для всего этого есть смартфон с мобильным интернетом, что заметно упрощает быт.
Но как влияют “цифровые помощники” на обучение детей? Нейросети, Википедия, Гугл… Раньше всю информацию приходилось искать и анализировать самостоятельно, теперь же для этого есть автоматические поисковые системы и другие инструменты, упрощающие образовательные процессы. Но при таком раскладе есть вероятность, что невостребованные мыслительные функции станут хуже работать. Ведь больше нет необходимости столько думать и запоминать.
– Действительно, бесконтрольное и неосознанное использование девайсов и интернета может привести к негативным последствиям. Например, к широко распространенному сейчас “клиповому мышлению” – когда информация воспринимается только короткими фрагментами с ярким визуалом, быстро и поверхностно. А вот, допустим, на глубокое изучение длинного произведения устойчивости внимания и концентрации уже не хватает, теряется интерес. Также пагубно влияет на людей и увеличение времени, которое они проводят за экранами компьютеров и других гаджетов. Соответственно, человек из-за этого меньше двигается, у него начинаются проблемы со здоровьем, а также появляется дефицит живого общения, потому что многие коммуникации переходят в онлайн-режим, – дополняет Лариса.
“Переизбыток информации повышает уровень стресса”
“Злоупотребление” современными технологиями и нейросетями также может привести к снижению аналитического, критического и творческого мышления. Мозгу становится сложнее генерировать свежие идеи, заниматься креативом и реализовывать задуманное. Если постоянно за него всё это будет делать машина, то заставить “включить голову” может быть проблематично.
– Также от долгого пребывания в сети страдает наше психоэмоциональное состояние. Переизбыток информации, не всегда позитивной и полезной, повышает уровень стресса, – дополняет психолог.
Важно это помнить, очередной раз заходя в соцсети вместо того, чтобы выйти на прогулку или почитать книгу.
В чем связь между калькулятором и нейросетями?
Однако вернемся на несколько десятилетий назад. В 1970-х в Советском союзе в продаже появились калькуляторы… И это стало тем ещё техническим прорывом! По поводу их использования, правда, долго шли дебаты. Особенно в учительской среде. Ведь это покушение на “святая святых” – таблицу умножения. Имея при себе такое вычислительное устройство, дети просто разучатся считать. Тем не менее, этого не произошло. Так может, с нейросетями и интернетом похожая ситуация?
– Да, калькуляторы в своё время наделали много шума. Но на самом деле большой опасности для усвоения арифметики они не несут. При условии, что человек уже получил базовые знания в этой дисциплине и выучил таблицу умножения. То же касается и нейросетей. Их можно использовать как дополнительный инструмент при выполнении каких-то сложных задач, но точно не стоит делегировать цифровым помощникам всю умственную работу, – поясняет Лариса.
Задача взрослого – объяснить ребенку, как правильно пользоваться интернетом
Так с какого же возраста можно знакомить ребёнка с миром гаджетов и их удивительных возможностей? Лариса говорит, что с тех самых пор, как родители начинают чему-то учить свое чадо.
– На самом деле, можно и с 3-х лет. Особенно, если речь не про мультики и развлечения, а развивающие программы и приложения. Но тут очень важно, чтобы всё происходило под руководством взрослых и было строго ограничено по времени, – говорит Лариса.
Но дети растут, и контролировать то, где (и в каких количествах!) они “гуляют”, становится сложнее. Поэтому задача взрослого – доступно объяснить ребенку, как правильно и безопасно пользоваться интернетом и почему не стоит делать это безлимитно.
– Несмотря на то, что в GPT-чатах существует своя модерация, юный пользователь может неверно ввести запрос и столкнуться с неподходящей для него по возрасту либо по другим критериям информацией. Полностью ограждать детей от интернета и гаджетов не стоит. У них, как правило, повышен интерес к этим вещам, а запретный плод всегда сладок. Вместо этого лучше помочь ребёнку не утонуть в океане цифрового контента, который генерируют нейросети, а создать на их почве условия для аналитического мышления. Показать, как во всем этом многообразии выбрать то, что действительно нужно, полезно и увлекательно, – рассуждает психолог.
Сколько времени ребёнок может проводить в гаджетах?
Сложно представить, что школьник, “дорвавшись” до телефона, вместо игр, развлечений и поисков готовых ответов на какие-то задачи будет заниматься изучением познавательных ресурсов… Однако это вполне реально. Опять же, если изначально задать ребенку верное направление. Показать, например, что в интернете можно находить любопытные опыты по химии и физике, видео про космос, путешествия, животных и т.д. И, конечно, не забывать про то, что нахождение в виртуальном мире не должно преобладать над реальной жизнью и живым общением.
– Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и психологов, без вреда для здоровья дети могут проводить за компьютерами и телефонами 1,5 часа в сутки. Притом только 10-15% этого времени следует тратить на развлечения, все остальное – на обучение и развитие, – отмечает Лариса.
Что ж, в нынешних реалиях, представить такие отношения детей с интернетом и современными технологиями довольно сложно. Однако вывод очевиден: нужно стремиться сокращать часы “зависания” в соцсетях. Как детям, так и взрослым. Потому что именно они показывают пример подрастающему поколению.
Автор: Наталия Некрашевич
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.