Со вторника, 8 апреля, в Минске станут по-новому принимать экзамены на получение водительского удостоверения категории В. Соответствующее решение было официально опубликовано несколько дней назад, однако понять суть изменений в законодательном документе непросто. 

Мы постарались выяснить, что именно изменится для тех, кто будет сдавать на права после 8 апреля, на практике? Насколько легче или сложнее станут экзамены, чем были еще неделю назад?

Отметим сразу, что изменения в документе касались не только категории В, но и других транспортных средств, однако мы остановимся на самой распространенной – В-категории, дающей право управления легковыми автомобилями с массой не более 3,5 тонн.

ГАИ: чтобы лучше сдавали в городе, усложнили площадку

Начальник главного управления Госавтоинспекции МВД Виктор Ротченков пояснил: если ранее экзаменатор определял обязательными для сдачи два элемента, то с завтрашнего дня экзаменатор будет определять три элемента для сдачи.

Начальник главного управления Госавтоинспекции МВД Виктор Ротченков.jpg

– Это связано с тем, что на сегодня после сдачи экзамена на "площадке" очень большой процент несдачи в городских условиях. Таким образом, мы оптимизировали сдачу, и теперь экзаменуемый будет одинаково подготовлен для сдачи как на площадке, так и в городских условиях.

На практике это означает, что из четырех элементов – эстакада, гараж справа/слева, диагональная парковка и разворот в ограниченных условиях ("дворик") - экзаменуемый будет сдавать не два, как раньше, а три – на один больше. Какие именно, определит экзаменатор.

Экзамен "в городе" будет включать три обязательных элемента:

  • разворот на нерегулируемом перекрестке, 

  • совершение левого поворота на перекрестке

  • движение с максимально разрешенной скоростью в потоке с соблюдением необходимой дистанции безопасности дорожного движения при наличии двух и более полос в одном направлении. 

В прежней "редакции" документа обязательных оцениваемых элементов было больше - восемь, т.е. формально экзамен в городских условиях должен стать легче.

Но станет ли?

водительские удостоверения.jpg

Автошколы: не надо надеяться, что станет легко

Автошколы заняли выжидательную позицию и не спешат со своими комментариями. Лишь в одной из тех, куда мы обратились, руководство автошколы согласилось рассказать, какие подводные камни видят в принятых изменениях, да и то на условиях анонимности.

– Стало легче – это на первый взгляд так кажется. На самом деле, остальные элементы в течение экзамена также никто не отменял. И они будут присутствовать, и оцениваться инспектором, а не только те три, о которых сейчас говорят. А длительность экзамена остается прежней и устанавливается экзаменатором. Он имеет право проверять уровень подготовки будущего водителя так долго, как захочет. То же самое касается и количества предлагаемых элементов. Обязательных – три, а необязательных, но тех, которые можно использовать на усмотрение принимающего экзамен – намного больше.


Дальше – пункт "разворот на нерегулируемом перекрестке". Он может оказаться непростым для многих. Таким же, как развороты в узком пространстве с применением заднего хода, которые сейчас часто предлагается выполнить в ходе экзамена сдающим на права. Места для разворота при этом выбираются действительно непростые, где обычные водители не стали бы разворачиваться, а проехали бы дальше, к удобному перекрестку.

Предполагаю, что, как и раньше, свою роль будет играть и человеческий фактор: один инспектор может оказаться мягче и менее требователен, помимо указанных трех элементов, а другой более.

Что на самом деле изменится во время экзаменов – мы сами увидим одновременно с принимающими и нашими курсантами. Самим интересно.

Автоэксперт: это приведет к увеличению числа недообученных

Известный в столице автоэксперт, инструктор Центра контраварийной подготовки Voditel.by Мария Вашкевич рассказала Смартпресс, что видит достаточное количество негативных изменений, к которым могут привести новые правила сдачи экзаменов в ГАИ.


- Да, практика в городе стала легче, вместо 8 критериев стало всего 3. Ну очевидно же это приведет к еще большему количеству недообученных. Ведь многие начнут делать упор на обучение только этим элементам. Разве нет? 

Усложнение площадки вообще бессмысленно. На мой взгляд, площадка нужна только для обучения – например, при осваивании основ маневрирования при помощи конусов на площадке. А вот сдача должна быть исключительно в реальных условиях.

Ирина Горошко