В старинном здании, расположенном в Музыкальном переулке, вот уже 24 года размещается Государственный музей истории театральной и музыкальной культуры Беларуси. Однако минчане по привычке называют это здание "домом масонов”. Это просто красивая городская легенда или действительно в ХІХ веке здесь действовала масонская ложа? Давайте разбираться.
Достоверно известно, что на территории современной Беларуси масонские ложи действовали c XVIII века. А вот в деталях есть путаница. По одним сведениям, минская ложа называлась "Красный факел", по другим – "Северный факел". Как принято у масонов, в ложе состояли высокообразованные и небедные люди. А еще их фишка – таинственность, стать масоном можно только по рекомендации действующих "вольных каменщиков" (это еще одно название масонов).
В Минске масонская ложа действовала с 1816 года. В 1822 году, когда Александр I запретил в Российской империи деятельность масонов, ложа прекратила свое существование.
Не будем вспоминать всю историю белорусского масонства, лишь скажем кратко, что среди "вольных каменщиков" был Михаил Клеофас Огинский – больше всего известный как композитор, автор знаменитого полонеза № 13" Прощание с Родиной". Вот как о событиях 1822 года рассказывают на сайте "М.К.Огинский": "Законопослушные минские вольные каменщики беспрекословно подчинились – все документы, печати и другие знаки были сложены в сундуки, опечатаны и сданы в секретный архив губернатора".
После восстания декабристов 1825 года отношение российских властей к любым гражданским организациям, обществам и кружкам стало еще более жестким. 21 июля 1839 г. минские власти получили приказ Виленского военного губернатора князя Долгорукого: "Все масонские знаки, книги, бумаги, дипломы и другие вещи – вырыть яму внизу под горой, на улице, ведущей вдоль Жидовского кладбища до Ляховки – и сжечь”, – что и было сделано.
А что же дом в Минске? Нет сведений о том, что он возводился по заказу и на средства масонов. Строительство дома началось в 1810 году. По форме изначально он был якобы похож на масонский крест и в нем были заложены все окна (чтобы никто не узнал о тайнах масонов), а с улицы украшены витражами. Забегая вперед, отметим, что дом переходил от одного владельца к другому и каждый что-то менял, достраивал.
Дом считался роскошным, да и не так много тогда в Минске было трехэтажных каменных строений. Первый владелец дома – Троян Ключинский, зять которого, Гилярий Якубовский, состоял в масонской ложе. Вот он, похоже, и "привязал" дом в Музыкальном переулке к сообществу "вольных каменщиков".
Дом строился как доходный, то есть состоял из несколько квартир, в которых, разумеется, были обычные окна. Одну из комнат занимала семья Трояна Ключинского, остальные он сдавал внаем состоятельным минчанам. Из известных людей здесь квартировали художник Чеслав Монюшко – отец композитора Станислава Монюшко, поэт и драматург Томаш Зан.
Действительно ли в доме проходили заседания масонской ложи со всеми присущими этому действу атрибутами, никто точно не знает. Однако ряд исследователей связывают с масонской ложей имена Апполинария Ваньковича, Томаша Зана и Доминика Монюшко (сына Станислава Монюшко). Поэтому вполне возможно, что они собирались у Гилярия Якубовского.
В 1835 году наследница Ключинского, его дочь Анастасия, продала дом Францу и Элеоноре Зимницким. Затем дом перешел к их сыну Константину, который сдавал помещение еврейскому училищу в 1849-1855 годах. Пожалуй, это был единственный период, когда, говоря современным языком, дом вывели из жилого фонда.
“Дому 100 лет, он имеет размер 21х15х12 метров” – отмечалось в его описи, составленной в 1910 году. Из-за расположения на склоне, дом с одной стороны имеет три этажа, с другой – два, оборудован подвалом. К дому еще прилагались каретная, ледовня, конюшня, просторный двор.
У Зимницкого недвижимость приобрел Викентий Недвецкий, вдова которого владела домом до 1920 года, когда его национализировали.
В годы Великой Отечественной войны здание уцелело. До конца 1980-х дом имел статус жилого, а некогда большие квартиры превратили в коммуналки. Возле дверей таких квартир было несколько кнопок звонков, под ними – фамилии жильцов каждой комнаты с пометкой, сколько раз нужно звонить.
Сегодня трудно представить, что во времена коммуналок здесь еще и огороды были, а на улице на веревках сушилось белье.
В шаговой доступности – ресторан "Журавинка" (открылся в 1968 году), недалеко – оперный театр, цирк.
В конце 1980-х годов жильцы коммуналок получили новое жилье. А в 1989-м в необитаемом доме случился пожар.
Сперва дом передали на баланс театра оперы и балета БССР, а в 1991 году – рабочей группе Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры Беларуси. Реконструкция здания длилась 10 лет. В 2001 году музей принял первых посетителей.
Одна из экспозиций музея посвящена истории здания, в котором он находится.
Автор: Оксана Николаева
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.