В очень далеком 1662 году французский философ и математик Блез Паскаль из своей квартиры с ужасом наблюдал за бурлящим парижским движением: толкотня, падающая плитка, скользкие камни мостовой, стада волов, разбой... Этих неудобств и грязи позволяла избежать карета, но — Паскаль знал — даже для такого богатого человека, как он, содержание кареты, лошадей и кучера или даже их наем обходилось очень дорого.

Тогда Паскаль придумал вот что: пусть по улицам по заданному маршруту ездит специальная карета на несколько мест, где каждый желающий за небольшую плату может добраться до нужного места, минуя лужи и другие прелести улиц. Это была также и помощь бедным и немощным, а также способ повышения безопасности в городе. Энтузиаст объединил усилия с аристократами, герцогом Артюсом Гуффье де Роаннесом и маркизом де Кренаном, и получил разрешение от Людовика XIV.

Таким образом, первый в мире общественный транспорт Нового времени начал работать в Париже 18 марта 1662 года. В этот день пассажиры ждали у ворот Сен-Антуан карету, которая должна была отвезти их в Люксембургский сад. Маршрут пролегал по набережной Мегиссери, улице Дофин, мосту Пон-Нёф, улице Турнон.

Каждый пассажир платил 5 солей за право пересечь грязные и загроможденные переулки Парижа — это считалось разумной ценой за то, чтобы прибыть на встречу относительно чистыми.

карета.jpgМодель той самой кареты за 5 солей

Гвардейцы и лучники защищали парижские экипажи, которые ездили с 7 утра до 8 вечера с отправлением каждые семь минут.

Однако этот механизм сломался, когда власти Парижа издали указ, запрещающий пользоваться каретой солдатам, лакеям, ливреям и пажам. Что касается знати, то она отказалась путешествовать с народом.

Паскаль не унывал. В период с апреля по июль он открыл еще четыре парижские линии для обслуживания самых оживленных районов — Шатле и Лувра (по просьбе короля).

Паскалю не удалось экспортировать свои транспортные услуги в Лион и Амстердам, и в результате этой неудачи он умер 19 августа 1662 года в возрасте почти 38 лет.

Не способствовало дальнейшему развитию и расширению сети общественных карет и повышение стоимости проезда с 5 до 6 солей. Поэтому первая в мире компания общественного транспорта прекратила свое существование через пятнадцать лет после своего основания.

Рождение омнибусов

Лишь в 1826 году в Нанте экипаж стоимостью в 5 су возродился в форме омнибуса.

И вот омнибусы стали ходить по улицам европейских городов. Они сочетали в себе функции извозчика и дилижанса: как извозчик, омнибус перевозил пассажиров по городу, а как дилижанс — выполнял роль маршрутного транспорта, перевозя большое количество людей на дальние расстояния. 

омнибус.pngМожно было ездить даже на крыше омнибуса

Однако начиная с 1830-х годов омнибусы постепенно стали исчезать с городских улиц. Сначала их вытеснила конка, а затем — автобусы.

Первый в мире городской автобус с двигателем внутреннего сгорания вышел на маршрут 12 апреля 1903 года в Лондоне. Кстати, там же появился, только почти на полвека раньше, другой (подземный) вид общественного транспорта — метро.

Вот такой первый автобус

Когда общественный транспорт появился в Беларуси?

Первые маршрутные перевозки пассажиров начались в Минске с 1887 года.

Через три года в столице приступили к строительству рельсового транспорта. 10 мая 1892 года в Минске была открыта конка. Она просуществовала до марта 1928 года.

Минская конка. Прокатились бы?

В конце XIX века в Минске функционировали два вокзала: Брестский, относящийся к Московско-Брестской железной дороге (на месте нынешней товарной станции), и Виленский, связанный с Либаво-Роменской (на Привокзальной площади). Именно от этих вокзалов начинались маршруты конки.

В 1910 году услугами этого вида транспорта пользовались жители 24 городов, включая Минск и Могилев.

Осенью 1924 года во многих городах страны было открыто автобусное движение, и через пару лет конка стала частью прошлого.

В Минске автобус впервые начал перевозить пассажиров 23 октября 1924 года. 7 ноября автобусы начали ходить в Гомеле на линии Гомель – Новобелица.

Автобусные парки тогда состояли из авто иностранных марок: "Лейланд", "Рено", "МАН".

22 мая 1925 года по маршруту Минск – Червень отправился в рейс первый междугородный пассажирско-почтовый автобус.


13 октября 1929 года в Минске состоялось открытие трамвайного движения.


19 сентября 1952 года была введена в строй первая очередь троллейбусной линии.

30 июня 1984 года состоялось открытие Минского метрополитена.

С 2011 года действуют Минские городские линии — сеть скоростных электропоездов.

С 2017 года на некоторых троллейбусных (позже — преимущественно автобусных) маршрутах начали появляться электробусы.