Новая совместная разработка министерства экономики и оператора зарядных станций Malanka существенно упростит установку зарядных станций для электромобилей и избавит заказчиков от прохождения процедур согласований и поиска подрядчиков.

Сегодня в национальном пресс-центре обсуждали новые подходы к созданию стимулов для развития зарядной инфраструктуры в Беларуси. В пресс-конференции приняли представители министерства экономики и министерства энергетики, национального оператора электрозарядных станций Malanka, Банка развития Республики Беларусь.

авто.jpgСтремительное увеличение количества электротранспорта на дорогах Беларуси – один из трендов современного общества. В 2024 году в мире каждый пятый проданный автомобиль был электрическим, а к 2030 году, по прогнозам аналитиков рынка, электромобили составят половину проданных авто.

За прошедший год количество электромобилей в Беларуси увеличилось в 2,5 раза - с 9 до 23 тысяч единиц. Динамика роста количества электрических автомобилей за 3 месяца 2025 года (+5,3 тысячи) позволяет предположить, что к концу года в стране уже будет 48 тыс. электромобилей. А к 2030 году прогнозные 300 тыс. электромобилей на дорогах Беларуси будут потреблять 1,5 млрд кВт·ч в год.

Взрывной динамике роста популярности электромобилей способствовало не только увеличение их эффективности и запаса хода, но и ценовой фактор: сегодня покупка и последующее содержание электромобиля обходится дешевле, чем автомобиля с ДВС. Немаловажен и тот факт, что в Беларуси создана развитая инфраструктура зарядных станций.

Усилиями профильных министерств созданы условия для развития зарядной инфраструктуры. В дополнение к базовой зарядной сети сегодня в Беларуси возможно установить зарядную станцию без выделения земельного участка практически в любом месте, осуществляется строительство электросетей большой мощности для подключения быстрых и сверхбыстрых зарядных станций. В обозримом будущем зарядная инфраструктура станет такой же привычной, как сеть традиционных АЗС.

Если сегодня государственный оператор сконцентрировал свои усилия на развитии быстрых и сверхбыстрых зарядных станций, то сегмент медленных станций, ориентированный на бизнес-партнеров, не получает интенсивного развития ввиду наличия ряда проблем. В первую очередь, это касается не столько сложностей в проектировании и согласовании, сколько неверного выбора технических решений (мощности зарядной станции и оснащения востребованными разъемами, приводящих к неэффективному использованию созданных объектов инфраструктуры).

авто2.jpgНа пресс-конференции был также презентован государственный портал по установке зарядных станций, разработанный министерством экономики совместно с Государственным оператором зарядной инфраструктуры Malanka. Его основная цель – повысить эффективность законодательных мер стимулирования развития зарядной инфраструктуры и предоставить предпринимателям удобный механизм установки зарядных станций, минимизирующий их участие в процессе получения разрешений, согласований, проектирования и строительства.

Бизнес и инвесторы получили инструмент простой и быстрой установки зарядных станций "под ключ", который оградит их от технических и административных вопросов, связанных с установкой зарядных станций, обеспечит проверенными подрядчиками и гарантирует бизнесу применение оптимальных технических решений и высокое качество строительно-монтажных работ. 

Важным моментом является интеграция введенной в эксплуатацию зарядной станции в государственную зарядную сеть с первого для ее работы и доступ к существующей базе клиентов.

Портал также предоставляет застройщикам стандартизированные технические решения по проектированию и строительству зарядных станций, решая проблемы, связанные с определением технических требований к зарядным станциям и последующими вопросами передачи зарядных станций и их эксплуатации. Зарядные станции, соответствующие техническим требованиям, могут быть переданы на баланс государственному оператору и интегрированы в государственную зарядную сеть.